Австралийцы-убийцы. Как Кремль уводит в тень собственные военные преступления
"Весь мир так живет", "не мы такие – жизнь такая", "а у них негров вешают" — эти аргументы кремлевских пропагандистов идут в ход при всяком удобном случае. Не стал исключением и скандал с участием австралийского спецназа SASR
История с убийствами военнослужащими австралийского Полка Особой авиационной службы (Special Air Service Regiment, SASR) мирных афганцев, включая детей, а также пленных, преступна, позорна, но, увы, типична для спецназа любой страны. Различия между правовым и демократическим государством с одной стороны, и преступным криминальным режимом с другой становятся видны, когда такие преступления выплывают на свет и встает вопрос о наказании виновных.
Австралийско-афганский скандал
Основанный в 1957 году по образцу британской SAS, SASR принимал участие в операциях на Борнео, во Вьетнаме, Сомали, Восточном Тиморе, Ираке и в ряде других миротворческих миссий. На территории Афганистана контингент SASR численностью около тысячи человек (в дальнейшем – до полутора тысяч, в настоящее время – двести) был развернут в 2001 году, в рамках операции "Несокрушимая свобода". В 2006 году австралийские военные были направлены в провинцию Урузган, для противодействия проникновению туда отрядов "Талибана". Случаи убийства ими мирных жителей и пленных фиксировались, начиная с 2003 года, но армейской бюрократии долгое время удавалось глушить эти скандалы, не позволяя им просачиваться наружу.
Тем не менее, в 2016 году судья Верховного апелляционного суда штата Новый Южный Уэльс Пол Бреретон был назначен Генеральным инспектором Сил обороны Австралии (Australian Defence Force, ADF) в звании генерал-майора для расследования участившихся слухов о военных преступлениях, совершенных австралийскими военнослужащими в Афганистане в период с 2003 по 2016 год.
В 2017 году телекомпания ABC публично обвинила бойцов SASR в убийстве безоружных гражданских лиц. Это привело к обыскам, проведенным федеральной полицией в офисе телекомпании и к безуспешной попытке привлечь к ответственности журналиста Дэйва Ханта, стоявшего за первым сообщением. Но спрятать скандал стало уже невозможно – детали полезли наружу одна за другой.
В настоящее время следствие, возглавляемое Бреретоном, установило 23 эпизода с участием 25 нынешних или бывших солдат из состава SASR, в ходе которых было совершено 39 убийств некомбатантов и пленных, а также имело место неоправданно жестокое обращение с ними. Отмечается, что для сокрытия преступлений на трупы затем подбрасывалось оружие, а в ряде случаев с них снимали наручники, в которых производилась казнь. Ни один из эпизодов нельзя соотнести с решениями, принятыми под воздействием обстоятельств в ходе боя. Подробный отчет о расследованных эпизодах доступен на сайте парламента Австралии.
При этом расследователи не ограничились только убийствами, а пошли дальше, выявив их системные причины. Было установлено, что большинство убийств совершались рядовыми бойцами по прямому приказу унтер-офицеров, в рамках обряда "крещения кровью", причем офицеры SASR знали об этой практике и поощряли ее, покрывая виновных. Тем не менее, все случаи гибели гражданских лиц документировались независимыми от командования SASR службами, что, собственно, и сделало расследование возможным.
Перед судом предстанут 19 человек во главе с кавалером Креста Виктории (высшая боевая награда Британского содружества) Бенджамином Робертс-Смитом, который в настоящее время возглавляет телеканал Channel 7 в Брисбене. Им грозит лишение наград, позор и реальные тюремные сроки. Семьи погибших афганцев, возможно, получат материальную компенсацию.
По мнению афганцев, требующих выдачи виновных для суда над ними в Афганистане, этого недостаточно. С другой стороны, у убийц уже нашлись влиятельные защитники. Так, Робертс-Смит получил на покрытие судебных расходов от председателя Австралийского военного мемориала и владельца Seven West Media, медиа-миллиардера Керри Стоукса около 2 млн. австралийских долларов под залог своих боевых наград и подал встречный иск на ряд изданий, рассказавших о его службе в Афганистане. Трюк с залогом не позволит изъять награды Робертс-Смита даже в случае, если он будет их лишен — они будут выставлены в музее мемориала. Иными словами, судебные баталии предстоят долгие и непростые, а торжество справедливости возможно лишь весьма относительное. Очевидно, что убийц не выдадут, впрочем, даже их выдача не воскресила бы погибших.
Тем не менее, открытый процесс, на котором всплывут эмоциональные детали произошедшего, не появившиеся пока в австралийской прессе, станет на некоторое время прививкой от повторения таких случаев. Кроме того, уже принято решение о расформировании Второй эскадрильи SASR, ставшей, по мнению следствия, носительницей субкультуры, способствующей преступному поведению. Старшие офицеры SASR, покрывавшие эту практику, но не принимавшие непосредственного участия в убийствах, будут привлечены к дисциплинарной ответственности.
Полностью исключить такие происшествия из практики спецназа, очевидно, невозможно. Успешный спецназовец, способный эффективно убивать в ближнем бою, неизбежно приобретает комплекс качеств, делающих его психопатом – этот факт твердо установлен психологами. Тот, кто не обладал этими качествами в начале службы, либо приобретет их в дальнейшем, либо уволится. Задача правового государства – контролировать такие профессиональные деформации, не позволяя им выходить за пределы, необходимые для успешного решения боевых задач. Обычная же практика нацистов противоположна: подобные зверские проявления поощряются и рассматриваются как один из способов поддержания высокой боеспособности. Эта практика в полной мере была присуща СССР и полностью унаследована современной Россией.
Лжецы-моралисты
Поводом вспомнить о России стало то, что один из рупоров Роспропаганды, Лента.Ру, отреагировал на скандал с SASR обширным материалом, в котором утверждается, что "в практическом плане в Австралии никаких шагов, кроме громких заявлений и извинений перед властями Афганистана, до сих пор не предпринято" — что является прямой ложью. Кроме того, под историю с SASR в материале подведена и псевдоисторическая база: мол, еще во времена Британской империи у Австралии была плохая репутация, поскольку на этот далекий от метрополии континент ссылали преступников. Словом, вся статья выдержана в рамках советской пропагандистской классики, повествующей об очередном зверином оскале мирового империализма, с непременным воплем "Доколе!" в финале. Вопль в данном случае прозвучал как ссылка на мнение Независимой комиссии по правам человека в Афганистане (Afghanistan Independent Human Rights Commission, AIHRC), приветствовавшей доклад Бреретона, но указавшей на ряд умолчаний в нем, и заявившей в связи с этим о необходимости провести серию независимых расследований, чтобы "раскрыть истинные масштабы пренебрежения к жизням афганцев, которое привело к убийствам и военным преступлениям".
И здесь уже возникают вопросы — которые россияне игнорируют с особым тщанием. Много ли было расследований о преступлениях, совершенных советскими войсками в Афганистане? Были ли готовы советские, а затем российские власти оказать помощь в проведении таких расследований? Вели ли советские власти поименный учет гражданских лиц, убитых советскими военнослужащими?
Здесь уместно отвлечься чуть в сторону и напомнить, что Международная коалиция во главе с США была вынуждена начать операцию в раздираемом гражданской войной Афганистане, превратившемся в базу международного терроризма. Гражданская же война в Афганистане началась после вторжения СССР, предпринятого с единственной целью: удержать за собой контроль над мировым рынком опиатов. Причем мировым производителем опиума Афганистан стал тоже с подачи СССР, в котором специально для афганских природных условий в конце 20-х годов прошлого века вывели продуктивный сорт опиумного мака, после чего эта несчастная страна прочно вошла в зону советских интересов.
Следующий вопрос: много ли было расследований о российских военных преступлениях, совершенных в Чечне? Комедию, разыгранную вокруг дела Буданова можно в расчет не брать.
А много ли было расследований о российских военных преступлениях, совершенных на востоке Украины? Здесь, в частности, уместно вспомнить об убийстве 16-летнего краматорского школьника Степана Чубенко: убийцы известны, но спрятаны Россией от правосудия как перспективные русские патриоты. Действительно, кто же еще, кроме отморозков и убийц способен сегодня на российский патриотизм? Любой нормальный человек с омерзением отречется от страны, история которой является, по сути, непрерывной чередой геноцидов и военных преступлений.
Много ли было расследований советских военных преступлений, совершенных в ходе Второй мировой войны, причем таких, которым активно содействовал бы СССР или наследовавшая ему Россия? Между тем, масштаб и бесчеловечность советских преступлений того периода далеко превзошли преступления Третьего Рейха, несмотря на сходство с ними ввиду очевидной родственности режимов.
Или вот еще вопрос, уже возвращаясь в наши дни: случайно ли российская прокуратура уже более года не находит состава преступления в действиях вагнеровцев в Сирии, убивших и расчленивших на камеру захваченного ими сирийца? Как и в случае с убийством Чубенко все убийцы установлены и известны пофамильно.
Ответ на все вопросы один — отрицательный. И причины этого очевидны. Россия никогда не сдаст и не осудит своих военных преступников, поскольку их преступления, одобряемые большинством россиян, стали для нее государствообразующими. Всенародное одобрение этих злодеяний формирует у российского народа психологию соучастия, а с ней и всенародное озверение против остального мира, сплачивая его вокруг Кремля. А ханжеское осуждение чужих преступлений служит отвлекающим и оправдательным маневром — мол, "все ведут себя так как мы, а нас преследуют потому, что мы русские".
От этого комплекса вечно преследуемых и недооцененных остается уже только шаг до "избранности", рисующей образ России, постоянно "спасающей мир". Но мир в первую очередь нуждается в спасении от России и ее агрессивного мессианства, прикрывающего банальное желание грабить соседей.