Каменный век. Почему российское оружие скоро будут покупать только тутси

Тенденция налицо: основными рынками сбыта российских вооружений становятся диктаторские режимы и не самые благополучные страны третьего мира

Многие годы Россия занимает второе, после США, место по экспорту вооружений, но за последние пять лет разрыв в объемах торговли значительно увеличился — с 12 до 75%. За это же время прибыли от экспорта вооружений — одна из главных статей дохода России — снизились на 17% по сравнению с 2009–2013 гг. Об этом свидетельствуют данные исследования Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI).

В российском военно-промышленном комплексе происходят, мягко говоря, странные вещи, которые начали прямо проецироваться на состояние отношений с торговыми партнерами и странами-клиентами, в том числе и политическими.

Автоматы и фрегаты

Так, из самого свежего — "Ростех" открыл в Индии завод по производству автоматов Калашникова. Он расположен в районе города Корва, а совместное российско-индийское предприятие получило название Indo-Russian Rifles Private Limited. На заводе будут производить модель АК-203. По официальной информации "Рособоронэкспорта", согласовано производство 750 тыс. автоматов, причем в основном из индийских комплектующих, что позволит покрыть чуть ли не все потребности вооруженных сил страны в автоматических винтовках.

Но затем почему-то уточняется, что новое оружие будет использоваться, среди прочего, "для борьбы с левыми экстремистами-маоистами" (которые последний раз проявили себя года два назад и вообще проходят по ведомствам полиции, спецслужб и внутренних войск). А вот о террористических группировках, действующих с территории Пакистана, например, что гораздо более актуально в свете недавнего обострения конфликта в Кашмире, ни слова. Возможно, потому, что 20 февраля принято решение о формировании комиссии по военно-техническому сотрудничеству между РФ и Пакистаном, а в прошлом году пакистанские военные вроде бы получили возможность учиться в российских вузах.

Что касается вроде бы заключенной прошлой осенью сделки на поставку российских систем ПВО С-400 (причем то ли за рубли, то ли за рупии в эквиваленте $5 млрд, что является астрономической суммой для обеих стран), так и непонятно, состоялась ли она на самом деле. В особенности учитывая углубляющееся стратегическое партнерство Дели с Вашингтоном и одновременно выбор Дональдом Трампом Индии и Турции как новых направлений торговых войн. Впрочем, процесс покупки индийцами С-400 могут остановить и другие обстоятельства, к которым мы вернемся чуть ниже.

Если послушать хозяина самой дорогой квартиры в России, руководителя "Ростеха" Сергея Чемезова (на входящем в эту государственную корпорацию "Уралвагонзаводе" постоянно снижаются зарплаты, проходят сокращения и участились самоубийства сотрудников на рабочем месте), россияне строят еще два оружейных завода, подобных корвовскому. И в очень странных местах. Так, к концу текущего года планируется ввести в эксплуатацию завод по производству АК-103 в Венесуэле. "На данный момент завод в Венесуэле еще не достроен, но думаю, что до конца года мы должны его завершить", — рассказывает Чемезов. Это в условиях хаоса в Венесуэле, которая целыми днями сидит теперь без электричества?

Вторая локация — Саудовская Аравия, крупнейший иностранный клиент ВПК США. Там якобы также будет открыт завод по производству автоматов АК сотой серии. И что же, американцы, с которыми Эр-Рияд с трудом сохранил ровные отношения, будут смотреть на этот проект сквозь пальцы? Не верится, учитывая линию Белого дома на борьбу с враждебными странами, конкурирующими с Америкой на рынке вооружений в первую очередь союзников.

Возникает впечатление, что многие российские проекты в оборонной промышленности преследуют другие цели — возможно, обычного обогащения руководства с помощью разнообразных схем и введения торговых контрагентов в заблуждение. В качестве примера можно привести подлодку "Белгород", предполагаемого носителя беспилотных субмарин "Посейдон", которыми Владимир Путин пугал США. Строительство этой лодки началось почти три десятка лет назад, в 1992-м. Ее несколько раз консервировали и перезакладывали, пытаясь "допилить", но в 2018-м "Белгород" так и не вступил в строй. Зато теперь у лодки перекроенный и удлиненный до 184 м корпус, что лишь облегчает ее обнаружение американскими поисковыми системами. Так что госсекретарь Помпео даже назвал российские угрозы подобного типа незначительными. Но это еще куда ни шло, к российской фантастике американцы уже стали привыкать, а западные политики предсказуемо используют такие "страшилки" для увеличения оборонных бюджетов своих стран.

В реальности же Россия как ни старалась, но так и не смогла достроить три предназначенных для той же Индии фрегата типа "Адмирал Григорович", поскольку Украина после февраля 2014 г. отказалась поставлять РФ двигатели для них. А Россия выпускать эти двигатели не в состоянии (с политикой импортозамещения как-то не срослось) и теперь пытается продать Индии фрегаты в комплектации "баржа". Покупать их Индия не хочет, а исполнитель проекта по импортозамещению оказался специфической личностью, более того, украинским гражданином и в конце концов два года назад бежал в Украину. Пикантности ситуации добавляет то, что МО РФ также заказало 12 таких фрегатов, на что были выделены миллиардные суммы, и эта гигантомания дала повод для публичной гордости Владимира Путина. Но программа оказалась сорвана.

То же произошло и с истребителем пятого поколения Cу-57. Он совершил свой первый полет в 2009 г., а в серийное производство не пошел. Два таких самолета зачем-то гоняли в Сирию, видимо, чтобы продемонстрировать, что они все-таки летают, в надежде, что Индия вернется в проект, из которого со скандалом вышла два года назад. Над танком "Армата", серийное производство которого оказалось, во-первых, слишком дорогим, а во-вторых, невозможным без импортных комплектующих из санкционных списков, уже все посмеялись.

Они утонули

Что касается систем противоракетной обороны, то внезапное утопление ракет для комплексов С-400 по пути из РФ в Китай заставило насторожиться не только заказчика, но, возможно, и Индию, а также перспективного покупателя — Турцию. В особенности ввиду политико-боевого бессилия, которое российские системы ПВО демонстрируют в Сирии. Впрочем, странная история с утонувшими ракетами заставила вспомнить и другие, более ранние сюжеты.

Недавно ведущий американский (а ранее советский) специалист по военно-техническому развитию КНР Александр Немец в серии экспертных статей на "Каспаров.ру" рассказал о дивных приключениях российских и советских противоракетных систем в Китае. С-300 была разработана в СССР в 1980-х годах. Достоверно она могла сбивать вражеские самолеты и ракеты на дистанции до 250 км и тогда была более чем актуальной системой. В 1994 г. Китай приобрел за $3 млрд шесть дивизионов систем С-300 РМУ. Но сразу же, указывает Немец, на основе С-300 он стал разрабатывать собственную систему ПРО. В общем, произошло то же, что китайцы делают со всеми технологиями, которые попадают им в руки. В 2000 г. это была система HQ-9 с дистанцией поражения до 125 км. К 2005 г. Китай создал улучшенную систему ПРО HQ-9А, а к 2010-му — систему HQ-9В, по характеристикам не уступающую, а по оснащению, вероятно, и превосходящую российский аналог.

С этого времени в китайской и соседней с Китаем прессе развернулась бурная критика С-300. Ранее, в 2007 г., Россия объявила о создании нового поколения этой системы — С-400. А в 2015 г. Пекин заключил с Москвой соглашение о закупке нескольких полков таких систем. Первые два дивизиона прибыли в Китай в июле 2018 г. Китайские военные всячески расхваливали покупку, но до января нынешнего года, когда сайт sina.com опубликовал сенсационное сообщение. В нем подчеркивалось, что С-400 страдают многими недостатками: они неспособны сбивать американские новейшие истребители-невидимки F-35; вооружение F-35 способно успешно, еще на подлете, уничтожать ключевые элементы С-400; наконец, С-400 представляет собой лишь неуклюжую модификацию (модернизацию) старой системы С-300, "старое изделие в новой обертке". Точнее, система С-400 использует укрупненные по сравнению с С-300 ракеты, содержащие гораздо большее количество твердого топлива. Только этим и объясняется (заявленное) увеличение дистанции поражения ракет и самолетов с 250 км в системе С-300 до 400 км в системе С-400. Но это делает С-400 более уязвимой. А с 2016 г. Китай интенсивно разрабатывает систему ПРО HQ-16, которая оставит далеко позади С-300 и С-400. Поэтому анекдот с утоплением ракет в Па-де-Кале может быть просто попыткой спасти лицо в условиях неизбежного в скором будущем прерывания контракта. Убедительности этой версии придает тот факт, что, имея общую границу с КНР, Россия отправила туда груз через Атлантику. Впрочем, возможно и второе объяснение: чудовищные проблемы с логистикой в самой России.

Африка не ждет

Здесь добавим, что уже крупно обжегшаяся на российской халтуре и фантазиях Индия может последовать примеру своего главного соперника, сворачивая военно-техническое сотрудничество с РФ. Тем более что, в отличие от Китая, закупка работающих систем для индийцев сегодня более чем актуальна. Плачевное состояние российских военных заводов, не только периферийных (таких как в Комсомольске-на-Амуре, Нижнем Тагиле, Челябинске), но и в прошлом космического гиганта НПЦ им. Хруничева, о печальном положении дел на котором недавно рассказал анонимный сотрудник, просто не дает возможности россиянам качественно выполнять заказы. Разве что собирать автоматы Калашникова, да и то на условиях размещающих производства иностранцев (правда, какие условия могла выдвигать Венесуэла Мадуро, представить сложно). Кроме того, теперь очевидно, что давление США на рынки сбыта продукции российского ВПК будет только усиливаться, и прежде всего это касается платежеспособных стран, находящихся с Америкой в состоянии комплексной взаимозависимости.

Так, недавно Вашингтон вновь пригрозил Анкаре отказом в передаче американских истребителей пятого поколения F-35 в случае продолжения противоракетного флирта Турции с Россией. Если Турция приобретет у России системы С-400, Америке не следует ей передавать американские истребители пятого поколения F-35. Как заявил главнокомандующий Объединенными вооруженными силами НАТО в Европе американский генерал Кертис Скапаротти (недавний начальник нового заместителя госсекретаря США по Европе и Евразии Филиппа Рикера), так считает Европейское командование Вооруженных сил США.

"От меня как военного лучшим советом было бы не доводить до конца сделку с F-35, чтобы они не совершали боевые вылеты в условиях, когда наш союзник использует российские системы, в особенности системы противовоздушной обороны", — заявил он на слушаниях в комитете по делам вооруженных сил Сената Конгресса США 5 марта.

Прошлым летом, несмотря на протест Конгресса, Соединенные Штаты официально передали военно-воздушным силам Турции первый истребитель-бомбардировщик F-35А. Но теперь нижней палатой Конгресса правят демократы, и объехать их на кривой козе у воздыхателей Москвы не получится. Вполне вероятно, что и с другими крупными оборонными сделками РФ могут происходить подобные вещи — либо по причине проблем с продукцией, либо в силу перехода партнеров на собственные аналоги, либо из-за более агрессивной позиции Вашингтона и продвижения им собственных политических и деловых интересов. Как бы то ни было, тенденция налицо: основными рынками сбыта российских вооружений становятся диктаторские режимы и не самые благополучные страны третьего мира. "Рособоронэкспорт", кстати, уже сейчас бравирует портфолио контрактов с африканскими государствами южнее Сахары на сумму около $1,7 млрд и радуется возможным сделкам с Руандой. Впрочем, вскоре и на этих рынках Москве придется бороться с Пекином.