Сами разберемся. Как Южная Корея из колонии США превратилась в мирового гиганта

Секрет успеха бывших колоний всегда стоит на одной основе – на появлении в них элит, не боящихся самостоятельных решений и способных идти наперекор любому мнению
Панорама Сеула. Фото из открытых источников

История с Samsung с его смартфоном Galaxy Note 7 очень ясно продемонстрировала, что и фирма, и страна ее пребывания входят в число мировых лидеров, ощутимо влияющих на самочувствие современного мира. Потому что когда на старте взрывается очередная северокорейская ракета, то всем в окружающем мире на это глубоко плевать. По большому счету, если вести речь о рядовом обывателе, всем плевать и в том случае, если она не взрывается, а летит туда, куда указано очередным Кимом. На которых в мире тоже в общем-то плюют и даже не особенно друг от друга отличают. Миру достаточно знания о том, что сломанный Ким будет сразу же заменен на нового, как заменяют батарейку в телевизионном пульте.

Между тем обе страны 60 лет назад начали с общего старта - из глубочайшей и безнадежной нищеты и невежества.

В пропагандистском угаре можно было бы, конечно, сказать, что северная часть Кореи была захвачена дикими ордами Сталина и Мао, чьи представления о правильном устройстве общества были построены на образцах времен Тамерлана и Конфуция, а южная часть оказалась под патронажем страны, живущей на век впереди остального человечества. Но это верно лишь отчасти. Корейцы юга никогда не были слишком прилежными учениками американцев - в отличие от корейцев севера, ставших верными продолжателями линии сталинского СССР.

История Южной Кореи при внимательном изучении совершенно не производит даже минимально симпатичного впечатления. Со старта ее экономические показатели сильно отставали от КНДР, что отнюдь не способствовало стабильности государства, поскольку немалая часть граждан была не прочь расширить географию коммунистического эксперимента. С 1972-го по 1988-й в стране властвовала диктатура и выборы были фиктивными. Теоретически демократия в Южной Корее установилась с 1998 г., практически же и сейчас назвать эту страну демократической можно лишь очень условно.

Целый ряд тем, и прежде всего тема отношений с Северной Кореей продолжают пребывать под запретом для свободного обсуждения. Поразительно, но в Южной Корее до сих пор есть люди, разделяющие идеи чучхе и ратующие за построение жизни по образцу КНДР. Пропаганда подобных взглядов в Южной Корее уголовно наказуема. Так, 1 декабря 2015 г. девять врачей и три студента медицинских вузов Сеула были обвинены в государственной измене и пропаганде в пользу КНДР. У них обнаружили северокорейские материалы, пропагандирующие идеи чучхе, а также мемуары Ким Ир Сена и Ким Чен Ира.

Столь радикальные меры вызывают неодобрение демократического Запада, на что корейцы резонно возражают, что им виднее. Накопив опыт жизни через забор с северными Кимами, они считают решительные меры по пресечению расползания идей чучхе крайне необходимыми.

Пример этот яркий, но не единственный. В сумме же такие примеры сложились в понимание жителями Южной Кореей того факта, что у их страны нет никаких друзей. Что все страны в мире решают свои задачи и имеют свои интересы, и Корея может получить от них что-то полезное для себя - поддержку, кредиты, техническую помощь и прочее - только в одном случае: грамотно просчитав эти интересы, удачно вписавшись в них, став частью системы, с помощью которой эти интересы реализуются.

Ситуация, когда любые советы со стороны, в том числе из Европы и США, воспринимаются как непреложная истина и прямое указание к исполнению, с поправкой, естественно, на коррумпированность, недобросовестность, личный, партийный и клановый эгоизм и просто ограниченность и некомпетентность исполнителей, а не как информация для принятия к сведению, внимательного анализа и выработки собственного решения в интересах развития страны в целом, - очень плохая и нездоровая для любого государства, будь то Южная Корея или Украина. Тем более что советчики зачастую далеко не безупречны и нередко сами не вполне владеют ситуацией. Что, впрочем, тоже понятно, поскольку советуют они, руководствуясь исключительно своими собственными интересами.

Это общее место, общий паттерн при построении удачной стратегии развития легко примерить и на Украину. Секрет успеха бывших колоний всегда стоит на одной основе - появлении в них элит, не боящихся самостоятельных решений и способных идти наперекор любому мнению. В том числе мнению влиятельных союзников и покровителей, если дело касается по-настоящему принципиальных вещей. Только такая позиция элит порождает у всей нации чувство силы и уверенности в себе, достаточное для того, чтобы создать нечто, ставящее страну в ряды мировых лидеров, когда мелкие, в общем-то, проблемы, возникшие у ее производителей, способны взбудоражить весь мир.

Всякая успешная дорога начинается отнюдь не с первого шага. Она начинается с твердой убежденности в необходимости двигаться в самостоятельно избранном направлении. История взлета Южной Кореи хорошо демонстрирует этот факт.

Galaxy Note 7 - большая неприятность, но не трагедия

Едва ли не главным мировым ньюзмейкером в области технологий в последние недели оставался "флагманский" смартфон от Samsung, модель Galaxy Note 7, оказавшаяся небезопасной. Компания официально обратилась к владельцам гаджетов, как недавно купленных, так и полученных в результате обмена прежних дефектных моделей, с просьбой отключить устройства и не пользоваться ими. Продажи и обмены приостановлены по всему миру. Проданные экземпляры отзываются. Причиной этого очень непростого для компании решения стали неоднократные случаи взрывов и возгораний смартфонов, в том числе на авиарейсах.

Расследование причин этих взрывов проводилось на самом высоком уровне - совместными усилиями Samsung Electronics и правительства Южной Кореи. Причина уже найдена. Попутно выяснилось, что взрываются время от времени не только Galaxy Note 7 и не только изделия Samsung, и не только смартфоны. Все устройства с современными аккумуляторами большой емкости потенциально взрывоопасны, и проблема у них общая. Конкретный виновник во взрывах аккумуляторов именно Galaxy Note 7 установлен, ответственной признана фирма-производитель, одно из подразделений Samsung. В настоящее время инженеры компании работают над решением проблемы: как частной, касательно безопасности именно Galaxy Note 7, так и общей, связанной с потенциальной взрыво- и пожароопасностью аккумуляторов большой емкости вообще.

В этой истории представляют интерес несколько вещей. Во-первых, глобальность проблемы, хотя, казалось бы, речь идет всего лишь о карманном коммуникаторе. Во-вторых, общемировая реакция и расследование взрывов на правительственном уровне. В-третьих - реакция Samsung, спокойная и уверенная. Фирма принесла извинения всем, кому придется спешно сдавать свои смартфоны, и, вероятно, будет вынуждена выплачивать компенсации пострадавшим. Их, впрочем, не так много - число дефектных аккумуляторов составило примерно 24 штуки на миллион. Тем не менее отзывать придется все проданные аппараты, примерная сумма прямых убытков составит от $1 млрд и выше, потеря рыночной стоимости Samsung - $22 млрд, акции компании упали в цене на 11%. И все же признаков паники и глобального падения доверия к фирме не наблюдается. Все понимают, что Samsung работает в самом передовом эшелоне технического и инженерного прогресса и ее изделия насыщены новейшими, и в силу этого пока не вполне апробированными технологиями, отчего подобные конфузы время от времени неизбежны. И руководство Samsung, и покупатели ее продукции рассматривают произошедшее скорее как очередной технологический барьер, который вскоре будет преодолен.