Токсичный экспортер. Как Украина лишила Россию оружейного рынка Юго-Восточной Азии
За последние семь лет экспорт российского оружия в регион снизился в разы и продолжит падение
Автор The Diplomat Себастьян Странджио пишет о том, как война России против Украины, в том числе полномасштабное открытое вторжение, привели к потере Москвой миллиардов и миллиардов долларов.
В связи с ужесточением санкций Запада в отношении военно-промышленной отрасли России экспорт российского оружия в Юго-Восточную Азию за последнее десятилетие очень сильно упал. И после вторжения в Украину способность России продолжать поставки еще более сомнительна.
К такому выводу в своей статье, опубликованной 5 мая, пришел Йен Стори из сингапурского Института исследований Юго-Восточной Азии. В ней идет речь о снижении экспорта российских вооружений с начала этого столетия. В период с 2000 по 2021 г. Россия, согласно данным Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI), была ведущим экспортером оружия в Юго-Восточную Азию, поставив его в регион на сумму $10,87 млрд, опередив при этом США ($8,4 млрд), Францию ($4,3 млрд), Германию ($2,94 млрд) и Китай ($2,9 млрд).
Такой перевес России в Юго-Восточной Азии обусловлен тем, что РФ могла предложить передовые военные технологии по относительно низким ценам. Также важны готовность и желание продавать танки, стрелковое оружие и истребители странам, независимо от того, кто там у власти. В том числе таким, как Мьянма и Камбоджа, которые находятся под различного рода санкциями и эмбарго Запада. По данным SIPRI, главными клиентами России в регионе в период 2000-2021 гг. были Вьетнам, закупивший оружия на $6,5 млрд, за ним следовали Мьянма ($1,7 млрд), Малайзия ($1,3 млрд) и Индонезия ($1,2 млрд).
Но Стори также обратил внимание на то, что за последние семь лет продажи вооружений Россией в Юго-Восточную Азию резко сократились — с $1,2 млрд в 2014 г. до всего лишь $89 млн в 2021 году. Чем объясняется это падение? Он называет четыре причины: западные санкции и контроль над экспортом, введенные против России после аннексии ею Крыма в 2014 г.; приостановка модернизации оборонного потенциала Вьетнама из-за "опасений по поводу способности Москвы выполнять заказы" в сочетании с продолжающейся антикоррупционной кампанией правительства; принятие правительством США в 2017 г. Закона о противодействии противникам Америки посредством санкций, который дает Вашингтону право вводить санкции против любой страны, сотрудничающей с военно-промышленным комплексом России; и "растущая конкуренция со стороны американских и европейских оборонных корпораций, а также относительных новичков в этой сфере вроде Китая и Южной Кореи".
Если учесть то, насколько жесткие санкции были введены в отношении России из-за вторжения в Украину 24 февраля, было бы логично предположить, что экспорт российского оружия в регион продолжит сокращаться. Вторжение "помешает ВПК страны увеличить продажи и, по всей вероятности, приведет к сокращению экспорта вооружений Москвы в Юго-Восточную Азию", — резюмировал Стори.
Открытым остается вопрос: сможет ли Россия, которой нужно компенсировать значительные потери, которые она понесла в Украине, по-прежнему быть надежным экспортером вооружений, а также, учитывая ее провалы на войне, сохранит ли она репутацию производителя хорошего оружия.
Рассмотрим пример Мьянмы, где военный переворот в феврале 2021-го стал причиной повторного введения санкций Западом. Через месяц после военного переворота Россия отправила в Мьянму на парад в честь Дня Вооруженных сил заместителя министра обороны Александра Фомина — чтобы добиться увеличения закупок оружия.
Но, как отмечает Стори, Мьянме теперь нужно еще как-то оформить крупные заказы в России, а военная хунта тем временем уже заговорила "о потенциальных проблемах, которые украинский конфликт может вызвать для экспорта российского оружия в страну".
По мнению Стори, статус России как торговца оружием не может служить объяснением осторожной реакции региона на вторжение Владимира Путина в Украину. Страны Юго-Восточной Азии к войне относятся критически, но к международной санкционой кампании против Москвы присоединился только Сингапур. Более того, эта критика в основном была размытой – без прямого осуждения действий России.
Желание региона обеспечить постоянный доступ к российскому оружию, а также зависимость от уже сформировавшихся цепочек поставок стали одним из ключевых факторов неопределенности позиции региона в отношении войны в Украине. Однако это лишь один из факторов.
Многие правительства в регионе, как и многие на Глобальном Юге, считают, что украинский кризис — это далеко, а значит, он не имеет прямого отношения к их интересам, за исключением потенциальных экономических последствий. Страны региона предпочитают оставаться нейтральными на фоне возросшей стратегической и идеологической поляризации, вызванной российским вторжением. Кроме того, Россия имеет и постоянное место в Совете Безопасности ООН, и связи со времен холодной войны с такими странами, как Вьетнам и Лаос. Так что даже если Россия перестанет быть важным источником импорта оружия для Юго-Востока Азии, большинство стран региона продолжат придерживаться нейтралитета.