Как создание Трансатлантической ЗСТ толкает Британию к выходу из ЕС
В Сеть просочилась информация о деталях переговорного процесса между США и Европейским союзом о создании Трансатлантического партнерства. Документы, ставшие достоянием общественности, были получены нидерландским отделением Greenpeace. Их можно интерпретировать таким образом, что в зоне свободной торговли США и ЕС не будет места государственным системам здравоохранения. Помимо общего влияния на Европу, этот слив данных вносит определенные коррективы в вопрос выхода Великобритании из Евросоюза.
Как пишет британская Daily Express, Вашингтон выступил с предложением создать комиссию с участием представителей обеих сторон, которая бы собиралась каждый год с целью постепенного сокращения госсектора - в том числе, монополий. Среди прочего, существуют серьезные опасения, что американцы будут настаивать на приватизации системы здравоохранения. Т.е. Вашингтон, якобы, намерен устранить государство с рынка медицинских услуг в тех странах, где оно присутствует, и завести туда частный бизнес. "Стороны признают, что антиконкурентные методы ведения бизнеса и государственные меры имеют потенциал для искажения надлежащего функционирования рынков и подрыва выгоды от либерализации торговли", - говорится в документе. Такое предложение Соединенных Штатов ставит противников выхода Британии из Евросоюза - Brexit - в непростое положение, т.к. непосредственно влияет на королевство.
На туманном Альбионе с 1948 года действует Национальная служба здравоохранения (NHS), которая объединяет четыре государственные системы здравоохранения: Англии, Северной Ирландии, Шотландии и Уэльса. Они действуют независимо друг от друга и ответственность за их работу несут правительства соответствующих субъектов Соединенного Королевства.
Теперь рассмотрим, как потенциальная ликвидация NHS может отразиться на текущих кампаниях сторонников и противников выхода Великобритании из Евросоюза. Как заметила член правой партии UKIP Луиза Борс, курирующая вопросы здравоохранения, "если мы не прощаемся с ЕС, нам придется попрощаться с NHS". Аналогичное заявление сделал и лидер правых Найджел Фарадж, известный украинцам своей не вполне законной помощью сторонникам голосования против соглашения об ассоциации между ЕС и Украиной на референдуме в Нидерландах. Безусловно, вопрос бесплатной медицины - это весомый аргумент для противников членства Британии в Евросоюзе.
Сюда входит, конечно же, UKIP. И с большей долей вероятностью к ней вынуждены будут примкнуть левые лейбористы во главе с Джереми Корбином. До последнего времени эта партия была более за членство в ЕС, уступив фактам об очевидных экономических выгодах, чем против. Однако потеря страной бесплатной медицины напрямую противоречит идеологии лейбористов. Они просто не смогут дальше выступать против Brexit. Подхватит эту тему и харизматичный блондин - мэр Лондона Борис Джонсон, являющийся вторым лицом в Консервативной партии, но при этом он пошел против мнения лидера партии и премьер-министра Дэвида Кэмерона, выторговавшего существенные уступки у Брюсселя.
На противоположной стороне окажутся последователи главы правительства. Однако бороться с де-факто бывшим соратником, правыми и лейбористами он будет не сам. Хотя его союзник тоже не так прост и готов в одну секунду выпустить иголки. Речь идет о Шотландской национальной партии (SNP) - давних "врагах" UKIP. Ее лидер и первый министр Шотландии Никола Старджен неоднократно декларировала приверженность SNP членству в Евросоюзе. А позиции националистов в стране очень сильны, что доказали прошедшие в Великобритании выборы в местные парламенты (голосовали также Англия, Уэльс и Северная Ирландия). SNP одержала уже третью победу, взяв 63 места в парламенте из 129.
На второе место вышли тори, доселе пользующиеся слабой поддержкой шотландцев, которые получили 31 мандат (что на 23 больше, чем на предыдущих выборах), а лейбористы в то же время существенно потеряли - 24 места (на 13 меньше). Т.е. на данный момент Шотландия - это опора Кэмерона в кампании против выхода из Евросоюза. А держать премьера на коротком поводке Старджен будет шантажом: националисты подчеркивали, что если британцы выйдут из ЕС, Шотландия проведет новый референдум, и существует большой шанс того, что все же покинет королевство. Но опять-таки. Возросшая сила этого альянса может разбиться о каменную стену NHS. Такой козырь трудно побить.
И, кстати, о козырях.
Скандальный миллиардер и уже фактически единственный претендент на выдвижение в кандидаты на пост президента США от Республиканской партии Дональда Трамп (Trump с англ. - козырь) также внес свою лепту в вопрос Brexit. Он заявил, что британцам будет лучше, если она выйдет из Европейского Союза, объясняя свою позицию миграционным кризисом, ослабляющим и Европу, и Великобританию. "Я думаю, что миграция была для Европы ужасной вещью. Многое из этого было продвинуто Евросоюзом. Я бы лично сказал, что им (британцам - ред.) было бы лучше без него, но я не выступаю с рекомендацией - это только мои ощущения ... я бы сказал, что им будет лучше без него (ЕС - ред.), но я хочу, чтобы они приняли свое решение", - сказал Трамп. Почему он сказал то, что сказал, можно объяснять по-разному.
Возможно, это продолжение истории, когда он поссорился с Эдинбургом. Миллиардер множество раз признавался когда-то в любви Шотландии (вполне вероятно потому, что у него там есть поле для гольфа), а затем неожиданно сказал, что Кэмерону очень важно не допустить выхода Шотландии из состава Великобритании. После чего он даже потерял почетную ученую степень местного университета Роберта Гордона, якобы из-за его неэтичных заявлений о запрете мусульманам въезжать на территорию США. Но более реалистичной выглядит версия, что слова Трампа - это аспект внутриамериканской борьбы, обмена "пакостями" с Бараком Обамой, который видит Хиллари Клинтон следующим президентом.
Республиканец, таким образом, наносит удар и по действующему главе государству, и по кандидату-сопернице, и демократам в целом, ведь без британцев Трансатлантическому партнерству с Евросоюзом не стать всеобъемлющим. А это очень серьезный удар по позициям и авторитету Демократической партии. Белому дому сегодня и так приходится нелегко, потому как далеко не все страны-члены ЕС жаждут создания ЗСТ. Франция уже выступила против. С потерей верного союзника - Британии - в ЕС, несколько снизится влияние Вашингтона на Брюссель, а подписание Трансатлантического соглашения может быть отложено в долгий ящик. Хотя справедливости ради заметим, что и желание Штатов побороть государственные монополии очень сильно осложнило жизнь противников Brexit.