Сносит башню. Как санкции влияют на российский ВПК
В России в отсутствие западных технологий начали закрываться предприятия ВПК
Введенные в отношении России санкции в ответ на полномасштабное вторжение в Украину – они действуют. И куда быстрее, чем полагали скептики и пессимисты.
Что немаловажно свою эффективность ограничительные меры проявили в военно-промышленной отрасли.
Из-за дефицита комплектующих остановило работу единственное предприятие, которое занимается серийным производством танков – "Уралвагонзавод".
Вслед за ним и российским кораблем отправился и Челябинский тракторный завод (потенциальный "сменщик"), который во времена СССР выпускал танки (вроде КВ-13) и САУ (ИСУ-122 и т.п.), а после распада Союза специализировался на ремонте техники.
И это очень болезненный удар как по российскому ВПК, так и по самолюбию путинских "ястребов", ведь Россия всегда гордилась своим парком танков — крупнейшим в мире — считавшихся "железным кулаком" и главной "ударной силой" российской армии.
Согласно официальным (важное уточнение – российским) данным по состоянию на 2021 г., в России насчитывалось 2840 танков в строю, на хранении еще 10,2 тыс. единиц, и еще 490 танков у ВМФ и ВДВ.
Но что в итоге? В итоге в Украине российская армия, по предварительным данным, уже потеряла, по предварительным данным, 509 единиц, т.е. де-факто шестую часть боеспособных танков.
Техника, пребывающая на хранении, как правило, в состоянии, далеком и очень далеком от боеспособного. Оптика и содержащие драгметаллы приборы зачастую давно "утилизированы". Иначе зачем российский генералитет отправлял в Украину, к примеру, опытный образец Т-80УМ2 "Черный орел"? А он в России в единственном экземпляре. Точнее был, поскольку украинские защитники уничтожили его под Тростянцом Сумской области. В Запорожской же области был "денацифицирован" современный Т-90 "Владимир" (на самом деле глубокая модернизация Т-72), что весьма символично.
Ударяться в чрезмерный оптимизм не стоит, поскольку железа и "пушечного мяса" в России еще предостаточно.
Но. Опять-таки, учитывая, что предприятиям ВПК перекрыли кислород, расконсервация танков либо сопряжена с серьезными трудностями, либо вовсе невозможна.
Импортозамещение – миф. Это стало очевидно еще в 2014 г., когда коллективный Запад ввел первые санкции против России в связи с оккупацией Крыма и отдельных районов Донбасса.
Технологии – были и остаются ахиллесовой пятой Москвы многие десятки лет, и даже столетия. Советская промышленность развивалась благодаря позаимствованным, трофейным и банально украденным наработкам Европы или Соединенных Штатов.
С распадом СССР ситуация не изменилась. Как бы ни кичились в России военной техникой, она функционирует благодаря технологиям, закупленным в других странах. К примеру, в Германии, Франции, Австрии или Италии. Причем зачастую в обход санкций.
Так, хваленный российский бронеавтомобиль "Рысь" — это ничто иное, как итальянский Iveco LMV с локализацией производства в РФ на уровне 50%. Это значит, что самостоятельно россияне собрать эти машины не могли, а теперь и подавно.
Российские танки Т-72, Т-90 и Т-80БВМ свои "глаза" (тепловизионные камеры) получали от французской компании Thales – это к вопросу о нехватке комплектующих, вынудившей остановить "Уралвагонзавод".
Thales, к слову, также поставляла навигационные системы TACAN, устанавливаемые на Су-30 и МиГ-29. Другая французская компания – Safran — обеспечивала ударные вертолеты Ка-52 своей оптико-электронной прицельной системой.
Так что на очереди к остановке производства предприятия, входящие в Объединенную авиастроительную корпорацию ("Сухой", "Туполев", "Ильюшин") и "Вертолеты России" (в этот холдинг входит производитель Ка-52 – "Прогресс"), в отношении которых ЕС ввел жесткие санкции в ночь на 26 февраля.
И это далеко не все, ведь в санкционный список угодили еще "Камаз", "Калашников", "Алмаз-Антей" (ЗРК, РЛС, компоненты ПВО: ранее "Бук", С-300, сейчас С-400, С-500), "Севкомфлот" (ведущий перевозчик углеводородов), "Севмаш" (единственная верфь в РФ, где производятся атомные подлодки), НПО "Высокоточные комплексы" (радары для "Панциря-С"), Курганмашзавод (БМП), Объединенная судостроительная корпорация, Зеленодольский завод имени Горького (корабли и суда).
При этом в ЕС намерены продолжить подрезать крылья российскому ВПК. В частности, Варшава предложила 22 марта включить в санкционный список еще 13 российских предприятий этой отрасли.
Полномасштабное вторжение в Украину привело к тому, что сейчас в России происходит полный разрыв логистических и технологических цепочек. И речь не только об авионике и прицельных системах, т.е. о точных технологиях, которыми Москва исторически не обладала; речь также о комплектующих, так сказать, попроще. Ну, например, взять хотя бы электрические провода. Современные провода в силиконе в России не производятся, а импортируются; следовательно россияне будут производить провода в ПВХ. То же с высокоточными станками и расходниками, и еще с много еще чем.
Иными словами, у российских предприятий даже не будет возможности сыграть в игру "Импортозамещение", поскольку для этого нужны, казалось бы, мелочи, но жизненно необходимые.
Фактически же сегодня российский ВПК в технологическом плане вернулся в 80-е гг. прошлого века.
По крайней мере на какое-то время. Поскольку санкции санкциями, но Россия умудрялась находить после 2014 г. поставщиков, готовых рискнуть обойти санкции.
Возможно сейчас, видя, что творится в Украине с легкой руки диктатора Путина, европейские компании не решатся снабжать убийц женщин и детей, но Россия вполне может искать новые логистические коридоры, которые приведут в страны Центральной Азии, например, в Китай или в Индию.
Киеву нужно учитывать такую вероятность. А значит нашему дипломатическому корпусу придется активизироваться и в этом направлении, пока правительство будет прорабатывать превентивные санкции.