Хакнуть GPS. Как Россия устроила бермудский треугольник в Средиземноморье
Гражданская авиация постоянно теряет доступ к GPS у берегов Сирии
Автор журнала Fortune Кэтрин Данн свой новый материал посвятила вызывающим беспокойство перебоям в работе GPS в Восточном Средиземноморье, которые могут происходить из-за конфликтов в Сирии, Ливии и Нагорном Карабахе.
GPS, глобальная система позиционирования, которая является основой для работы всего — от карт Google до телекоммуникационных сетей и авианавигации, как сообщает профильное европейское ведомство, отвечающее за безопасность воздушного движения, более не так надежна на просторах Средиземного моря, Кавказа и Ближнего Востока, и причина кроется в растущей геополитической напряженности в регионе.
Эксперты по воздушному движению опасаются, что длительные перебои в работе GPS могут стать угрозой для пассажиров коммерческих авиакомпаний.
По данным Европейской организации по безопасности воздушной навигации (Eurocontrol), согласно отчетам, которые передали пилоты, сбои в работе навигационной системы, созданной и обслуживаемой правительством США, сегодня стали уже обычным явлением на маршрутах между Северной Америкой и Европой и Ближним Востоком.
По словам Герхарда Берца, старшего эксперта ведомства по навигационным системам и координации радиочастотного спектра, в 2019 г. регулятор получил более 3,5 тыс. сообщений о сбоях в работе, что является рекордным показателем. В среднем ведомство в 2019 г. получало около 10 таких сообщений ежедневно.
Берц также отметил, что в связи с резким сокращением авиаперевозок из-за пандемии летает меньше самолетов и, соответственно, сложнее оценить частоту сбоев. По его словам, даже несмотря на это, ведомство каждый день получает одно сообщение о перебоях. Впрочем, реальные масштабы могут быть больше, чем отображенные цифрами, поскольку предоставление таких отчетов — дело добровольное.
И хотя есть мнение, что отключения непосредственно происходят из-за конфликтов и военных, в них участвующих, по мнению экспертов, наверняка неизвестно, кто ответственен за сбои. Среди основных версий специалистов в этой сфере есть предположение, согласно которому перебои происходят из-за боевых операций, которые проводят некоторые страны региона с задействованием своих авиабаз и кораблей в Восточном Средиземноморье. В частности, след ведет к одной из таких авиабаз на побережье Сирии. Берц подчеркивает: поскольку сбои носят периодический и непостоянный характер, их трудно спрогнозировать, что в еще большей степени осложняет отслеживание источника сбоев.
В ряде случаев перебои приводили к необычным и потенциально опасным последствиям, включая ситуации, когда в связи с проблемами GPS поступало предупреждение пилотам о том, что самолет якобы должен столкнуться с землей или неким препятствием, а потому им следует незамедлительно "поднять" нос самолета во избежание столкновения. Это наихудший сценарий событий. В тех случаях это была ложная тревога и пилоты абсолютно правильно их проигнорировали, ведь могли четко видеть, где находятся, добавил Берц.
Однако требование к пилотам выборочно игнорировать экстренные сигналы, по его словам, противоречит тому, чему их обучали: такое предупреждение — это их главная защита в ситуациях, когда связь с наземным контролем утеряна, и их нельзя игнорировать.
"Мы не в восторге от того, что к этим системам подрывается доверие", — отметил Берц.
В других случаях GPS-навигаторы, работа которых была нарушена во время полета в регионе, так и не начинали передавать сигнал, продолжил Берц, добавив, что пилотам приходилось летать часами без доступа к системе GPS.
На коммерческих самолетах установлены несколько систем навигации и связи, и GPS — это всего лишь одна из них. Это означает, что потеря сигнала GPS, в особенности на короткий период времени, не обязательно столь уж опасна, ведь пилоты могут работать без нее. Но Берц подчеркнул, что беспокойство вызывает "очевидный масштаб" сбоев, потому как они повышают риск, что такой сбой может произойти в момент отказа другого оборудования или в непогоду, когда нужны любые данные для навигации.
Существуют определенные риски и в районах с высокой геополитической напряженностью. А тем немногим самолетам, чьи рейсы проходят между Европой и Ближним Востоком, в том числе в Азию, в любом случае придется пересекать столь опасный регион. Т.к. воздушное пространство Сирии закрыто, самолеты летают либо к югу от нее через Средиземное море, либо к северу — через Турцию и Кавказ. По словам Берца, относительно обоих маршрутов постоянно поступают сообщения о сбоях GPS. Проблемная территория включает в себя Сирию, Ливию и Нагорный Карабах, где произошла эскалация между Арменией и Азербайджаном; и многие другие.
К примеру, Кипр, как писал Fortine в январе, долгие годы пытается как-то решить проблему постоянных сбоев, которые оказывают влияние и на морское, и на воздушное сообщение.
В 2020 г. Департамент гражданской авиации этой страны выпустил множество официальных предупреждений о перебоях в работе GPS.
Кроме того, накануне береговая охрана США сообщила о проблемах на территории до Средиземного моря, вплоть до Италии.
Угрозы, которые несут такие масштабные сбои, постепенно привлекают все больше внимания. В августе авиационное агентство ООН, Международная организация гражданской авиации (ИКАО), указала на воздействие "помех" на сигнал GPS и предложила некоторые варианты решения проблемы. Включая поощрение стран-участниц разработать системы на случай непредвиденных обстоятельств, которые могут возникнуть в результате потери доступа к GPS; а также заняться альтернативами GPS; бороться с продажей нелегальных "глушилок"; и признать, что риски для нормальной работы GPS, возникающие в зонах конфликтов, могут иметь куда большую географию.
Повсеместное распространение GPS как в военной, так и в гражданской жизни переоценить очень трудно. Наземные GPS-навигаторы передают точные данные о времени и местоположении, обеспечивая такую высокую точность, что является подспорьем для синхронизации всего на свете: от международных телекоммуникационных сетей до банковских транзакций и банкоматов, до стоп-сигналов и систем управления энергопотреблением.
Да, сбои в работе GPS могут происходить из-за погодных условий, проблем с оборудованием или по другим, довольно безобидным причинам. Однако те перебои, которые наблюдаются в Средиземноморье и на Ближнем Востоке, есть мнение, обусловлены "глушилками" и "спуфингом" — это два главных способа прервать или исказить сигнал, посылаемого со спутников GPS на навигаторы, расположенные на Земле. И хотя GPS —лишь одна из нескольких спутниковых глобальных навигационных систем (у Китая, России и ЕС имеются похожие сети), самой популярной в мире является GPS, и такие системы (известные как GNSS) очень уязвимы перед такого рода сбоями.
Пусть обычные люди, преступные группировки, имеющие в распоряжении приобретенные в интернете незаконные глушители могут и частенько провоцируют хаос в работе GPS, частота перебоев в Средиземноморье, Центральной Азии и на Ближнем Востоке, по мнению аналитиков и экспертов, специализирующихся на системах GPS, — это дел рук военных. Центр судоходства НАТО неоднократно ранее связывал сбои в Средиземноморье и зоны конфликта по соседству.
Нарушение работы GPS является классической формой электромагнитной войны. В конце концов, нарушение связи и навигации всегда были составляющей противостояния. Но это также новый формат полномасштабного уничтожения "серой зоны", набирающий обороты последние пять-шесть лет вместе с тем, как беспилотники и другое оборудование и вооружение, для работы которого используется GPS, все чаще применяются в конфликтах.
Одни из первых сообщений о сбоях в работе GPS, которые прямо повлияли на гражданское население, поступили с судов в Черном море у побережья Крым. Они наблюдали за тем, как их местоположение на GPS-навигаторе не соответствовало реальному, порой отправляя их в аэропорты, примерно в то время, когда Россия аннексировала Крым.
Россию ранее уже открыто обвиняли в нарушении работы GPS, в том числе во время военных учений к северу от Скандинавского полуостров и в восточном Средиземноморье. Центр перспективных оборонных исследований в прошлом году заявлял, что источник перебоев в регионе, по-видимому, находится на российской авиабазе Хмеймим в Сирии. Россия обвинения либо опровергала, либо игнорировала. Кипрское правительство и Eurocontrol также связывают сбои с конфликтом в Сирии.
Впрочем количество перебоев слишком масштабно, что приписывать их лишь кому-то одному. Согласно расследованию Бьорна Бергмана из неправительственной организации SkyTruth "спуфинг-кольца", которые называют еще "кругами на полях", находили в китайских портах и в некоторых местах у побережья Сан-Франциско. И такие сбои вполне характерны для региона у побережья Северной Кореи, где, по некоторым данным, активно действуют нелегальные рыболовные флоты. Подобные сбои, как сообщает в докладе Береговой охраны США, также наблюдались и на более локальном уровне: в конце 2019 г. в центре Тегерана фиксировали сбои GPS, влияющие на мобильные телефоны.