Как Пентагон готовится к новой космической войне
В этом году армия США потратит на космические программы $27 млрд, причем часть средств пойдет на "контроль космического пространства", который включает совершенно секретные наступательные программы. Сейчас конгресс США в процессе рассмотрения бюджетной заявки Пентагона на 2017 финансовый год, которая будет утверждена в декабре подписанием Бараком Обамой закона о национальной обороне (National Defense Authorization Act - NDAA). В следующем году американское Министерство обороны рассчитывает получить $582,7 млрд., часть из которых пойдет на космические технологии. По словам министра обороны США Эштона Картера, необходимо не только уделять внимание традиционным наземным вооружениям, но и готовиться к битвам будущего, которые, скорее всего, состоятся в космосе.
В частности, в бюджет заложено создание новой крылатой ракеты большой дальности и усовершенствование систем разведки и слежения. Особое внимание Министерство обороны собирается уделить организации работы недавно созданного Объединенного центра проведения комплексных космических операций (Joint Interagency Combined Space Operations Center). В случае ведения боевых действий в космосе этот Центр позволит сконцентрировать усилия по защите США всех связанных с космическим пространством федеральных организаций.
Как отмечает генерал ВВС США Джон Хайтен, Пентагон не собирается развязывать войну, но готовится сдерживать конфликты: ведь Россия и Китай активно разрабатывают противоспутниковое оружие. В частности, Пентагон не на шутку озабочен недавними испытаниями Китая, в ходе которых ракетами с земли были уничтожены неисправные спутники на орбите, на удалении 35 тыс. км: это зона, где находятся самые важные американские спутники разведки, связи и наведения высокоточного оружия. Правда, Китай заявил, что просто провел испытания ракеты-перехватчика наземного базирования и с уничтожением спутников система никак не связана.
Выступая в американском конгрессе, генерал Филип Бридлав, тогда еще действующий командующий Европейского командования вооруженных сил США и Верховный главнокомандующий Объединенных ВС НАТО в Европе, заявил, что сегодня США и НАТО сталкиваются с реальной угрозой со стороны России, которая ведет весьма агрессивную политику и кто знает, как далеко она в этом зайдет. Бридлав отметил, что если возникнет вооруженный конфликт между США и Россией, в ход пойдут, в первую очередь, космические технологии, поэтому сейчас важно сосредоточиться на их развитии.
Пентагон это прекрасно понимает и активно реализует такие проекты, правда многие из них разрабатывают секретно. Основную ставку США делают на развитие военных спутников, которые используются для ведения видео- и фотосъемки, обеспечения связи в удаленных районах, направления кораблей, беспилотных летательных аппаратов и даже бомб. Кроме того, военные спутники используют для работы принципиально важной наземной инфраструктуры, включая банковскую систему. В настоящее время на орбите находится множество спутников США, обеспечивающих американским военным огромное преимущество над противником. Соответственно, сохранить такое оборудование в целости и сохранности принципиально важно.
Сейчас американские инженеры по заказу Министерства обороны активно разрабатывают технологии защиты орбитальных спутников. В ближайшее время большие дорогостоящие системы GPS планируется заменить роями небольших аппаратов, которые намного сложнее вычислить и уничтожить. "Мы долгое время считали космос безопасным убежищем, а поэтому многие наши системы громоздки и дороги. Они невероятно эффективны, но в то же время очень уязвимы", - считает заместитель министра обороны Роберт Уорк.
Руководство национальной безопасности США работает также над технологиями, способными гарантировать бесперебойную работу спутникового оборудования. При создании инноваций учитывается, что потенциальный противник способен "ослеплять" приборы обнаружения, временно выводя их из строя. Кроме того, враг может задействовать так называемые спутники-паразиты, которые, прикрепляясь к поверхности американских аппаратов, наносят им серьезный ущерб. В итоге военнослужащие на поле боя остаются без связи, а ракеты не способны обнаружить цели. Американцы усиливают защиту спутников, делая их более отказоустойчивыми, способными противостоять помехам.
Для ведения разведки США используют не только спутники: в активе американской армии также суборбитальный многоразовый самолет-разведчик Boeing X-37. Принципиально новый тип космического оружия - способный подняться на орбиту самолет, разработан на основе Boeing X-40, у которого, в свою очередь, в качестве прототипа был шаттл. ВВС США изначально не раскрывали цели полетов Boeing X-37. По официальной версии, на мини-шаттле военные и NASA испытывают ионный ракетный двигатель, а также в рамках проекта METIS исследуют влияние космических условий на перспективные материалы. Однако эксперты сходятся во мнении, что на самом деле Boeing X-37 применяют для отработки новых способов уничтожения космических спутников.
На самом деле, такая технология у США уже есть: еще 1985 году создали комплекс ASAT (Anti-Satellite - противоспутник). В его состав входили истребитель F-15 Eagle, двухступенчатая твердотопливная ракета SRAM-Altair, которая запускалась непосредственно с самолета на траекторию прямого выведения, и противоспутниковый перехватчик MHIV с инфракрасной головкой самонаведения. ASAT мог поражать космические аппараты по их тепловому излучению на высотах до 800-1000 км.
Одна из главных целей Boeing X-37 - проверить, насколько эффективнее и дешевле мини-шаттл по сравнению с использованием ракетных средств ликвидации. Boeing X-37 выходит на орбиту и приземляется по той же схеме, что и аппараты шаттл. Предполагается, что сейчас в распоряжении ВВС США два Boeing X-37, которые, начиная с 2010 года, совершили ряд успешных полетов. Забавно, что Boeing X-37 выводит на орбиту американская ракета Atlas V с российскими двигателями. Ее запускает United Launch Alliance (ULA), совместное предприятие Lockheed Martin и Boeing. Правда, ВВС США пытаются сотрудничать с альтернативными компаниями, не зависящими от российских двигателей. В частности, недавно ВВС США подписали первый контракт на запуск нового GPS-спутника со SpaceX. Компании Элона Маска будет не сложно конкурировать с ULA, поскольку она готова предложить более дешевые и эффективные решения на космические запуски.
США также активно разрабатывают средства ПРО: через 5 лет планируется испытать боевой лазер для уничтожения баллистических ракет, усовершенствуются имеющиеся и создаются новые ракеты-перехватчики. В целом на различные программы ПРО Минобороны США намерено израсходовать в ближайшее время $7,5 млрд. В активе американских военных также концепция молниеносного глобального удара, предусматривающая создание гиперзвукового носителя для нанесения высокоточного неядерного удара с территории США по целям в любой точке планеты в течение одного часа после запуска.
Различные управления Пентагона также разрабатывают сценарии по ведению боевых действий в космосе, а министр ВВС США, Дебора Ли Джеймс, назначена главным координатором действий в космосе всех американских вооруженных сил.
Все это говорит о том, что началась новая техническая гонка космических вооружений и очевидно, что любая проводимая сегодня в мире военная операция в той или иной степени зависит от космоса. Как говорил еще 36-й президент США Линдон Джонсон, "кто владеет космосом, тот владеет миром".