• USD 41.3
  • EUR 43
  • GBP 51.7
Спецпроекты

Как Обама будет душить Путина

Программная речь президента США не оставляет сомнений: угрозу миру, исходящую от путинской России, в Белом доме воспринимают целиком адекватно
Фото: gipoteza.net
Фото: gipoteza.net
Реклама на dsnews.ua

После разгромного поражения Демпартии на промежуточных выборах в Конгресс в ежегодном обращении к палатам Конгресса "о состоянии Союза" Барак Обама "воскресает аки Феникс" на фундаменте вполне объективных социально-экономических успехов его президентства. Однако не все так просто: и у нынешнего Белого дома, и у США немало других вызовов, насчет правильного ответа на которые кипит полемика, и ее наличие выдают некоторые акценты речи.

Так, президент, очевидно, смирился с тем, что последние два года ему придется сосуществовать с Конгрессом, в котором доминируют его политические оппоненты. Поэтому Обама всячески упирает на те аспекты, в которых партии могли бы сотрудничать, не возмущая свои электоральные базы. Но притом продавливает реформы в социал-демократическом духе, как это понимают в Америке. На этом внутриполитический разбор послания можно завершить, поскольку и для европейской, и для украинской аудитории эта его сторона просто неактуальна. Что касается внешнеполитической платформы - пусть она и обошлась без каких-то особых сюрпризов, в речи очерчена масштабная повестка дня. Неотъемлем от данной платформы и компонент безопасности и обороны. И здесь нетрудно заметить определенный конфликт, явно сглаженный при подготовке документа.

С одной стороны, президент США гордится максимальным, вероятно, со времен финала холодной войны сокращением американского военного присутствия за рубежом. К примеру, миссия в Афганистане считается завершенной. С другой - исламистский фундаментализм и терроризм - опасность номер один, но формулировки насчет Ирака и Сирии отдают невнятностью. В очередной раз за 15 лет чуть ли не главным приоритетом называется свободная конкуренция, но одновременно и сотрудничество с Китаем в глобальных вопросах. Впрочем, если взять формальную расстановку проблематики, помощь Украине в сдерживании российского агрессора, усиление союзников по НАТО и ирония по поводу разрыва на ошметки российской экономики заняли в речи уверенное второе место среди аспектов обороны и безопасности США после Ближнего Востока.

Попытки инициации путинским режимом большой континентальной войны становятся тем абсурднее, чем очевиднее становится высвобождение Америкой огромных военных ресурсов

В оптимистическом ключе можно интерпретировать вышесказанное так: впервые со времен раннего Клинтона, когда на повестке дня стоял вопрос ядерного разоружения новых независимых государств, Украина (хоть и в совершенно ином формате) вошла в первую тройку приоритетов американской внешней политики. В пессимистическом ключе - о прямой военной помощи не было сказано ничего. Но существует и широкий контекст, в рамках которого президент США следует своей стратегии - усиление союзников, будь это Пакистан, страны, вовлеченные в хаотический конфликт на территории Ирака и Сирии, или Украина. В этом смысле примечательно, что делегации высокопоставленных американских военных чередуются в Киеве с завидной регулярностью, а поток "нелетальной" помощи возрастает. А ввиду последних событий в Донбассе, возможно, будет наконец удовлетворено и очередное требование главы сенатского комитета по вооруженным силам Джона Маккейна предоставить помощь "летальную".

Очевидно, впрочем, что общая стратегия Вашингтона и Брюс­селя (при красноречивом благожелательном молчании официального Пекина) состоит в хозяйственном удушении изгойского режима в Москве. Натуральная истерика путинского министра иностранных дел Сергея Лаврова в ходе плановой пресс-конференции - наглядное доказательство сравнительной эффективности этой стратегии, дающей Москве (равно как и Пхеньяну, к примеру) некоторое пространство для маневра. Ведь, по Обаме, спасение российской казны от разорения находится "на расстоянии вытянутой руки" (at hand - одна из любимых фраз толкователей "Откровения от Иоанна"), стоит лишь прекратить агрессию против Украины и других стран. Здесь также необходимо сказать, что если пресс-конференция Лаврова должна была стать неким ответом на речь Обамы, то получился явный гротеск - в обращении американского лидера телодвижениям Кремля посвящено от силы два абзаца, в то время как дипломат Путина постарался объяснить весь спектр проблем, в которых грузнет Россия и те страны, которые все еще, как правило, вынужденно имеют с ней дело, интригами Вашингтона. Ра­зу­меется, еще некоторое время политический курс Кремля, в этот раз в перечне угроз человечеству далеко обогнавший эпидемию Эболы, продолжит угнетать атмосферу Европы и мира. Однако рейды прокуратуры в продуктовые магазины и открытая, хоть и негласная солидарность российских пропагандистов и крупных чиновников с убийцами французских журналистов из "Аль-Каиды", свидетельствуют скорее об агонии российского геополитического недоразумения - хотя, увы, и не слишком быстрой.

Реклама на dsnews.ua

Что касается выводов, которые могут сделать из выступления президента США как европейские союзники, так и союзники, противостоящие агрессии исламизма и российского национал-шовинизма, то они могут быть следующими. Во-первых, Вашингтон не намерен сходить со своего нынешнего курса, состоящего в "умном подавлении" угроз цивилизованному человечеству, и в этом он всячески укрепляет синхронность своих действий с Брюсселем. Во-вторых, попытки инициации изолируемым путинским режимом большой континентальной войны становятся тем абсурднее, чем очевиднее становится высвобождение Америкой огромных военных ресурсов. При всем объективном нежелании Белого дома рисковать жизнями американских солдат на Ближнем Востоке и в Восточной Европе США обладают потенциалом использования этих ресурсов в случае крайней необходимости, а усиление потенциала союзников и при­фронтовых стран является долгосрочной политической линией. Так что если Кремль правильно считывает этот сигнал, то ограничит свои аппетиты локальным конфликтом в Украине, но по­­йдет по пути дальнейшей ее эскалации. Причем - ввиду жесткого цейтнота - стремительной.

В то же время (и это в-третьих) Украина не только находится в фаворе американской внешней политики, о чем свидетельствует недавний разговор Барака Обамы и Ангелы Меркель. Амери­канский энергетический сектор вполне солидарен с долгосрочными целями Белого дома, согласно официальному заявлению, не намеренного вмешиваться в ситуацию с падением цен на нефть. В таком случае главная задача Киева состоит в том, чтобы максимально воспользоваться возникшими преимуществами и кредитом трансатлантического доверия. Избежать масштабной войны можно, лишь основательно к ней подготовившись.

    Реклама на dsnews.ua