Как Назарбаев приманивает ИГ в Казахстан

Самая богатая страна постсоветской Центральной Азии не может в полной мере противостоять террористам
Фото: dialog.ua

В Казахстане продолжается ползучая дестабилизация, связанная с явной неадекватностью местных силовых структур задачам противостояния вылазкам энтузиастов идей ИГ.

Следует, впрочем, уточнить два обстоятельства. Во-первых, "Исламское государство" ни разу не брало на себя ответственность за нападения на полицейских в этой бывшей советской республике - похоже, организация достаточно щепетильно относится к этому вопросу. Ведь в похожих ситуациях в США, Германии и (недавно) во Франции исламистский центр вполне мог отмолчаться, поскольку террористы были явно удаленными волонтерами, а американский случай расстрела в гей-клубе вообще выглядит крайне двусмысленным.

Во-вторых, концептуальные возможности противостояния ИГ в большинстве стран постсоветской Центральной Азии являются крайне ограниченными в силу самой природы местных режимов.

Отметим, в Кыргызстане, являющемся парламентской республикой до сих пор регистрировались лишь вспышки традиционного межэтнического насилия - и не более того. Исходя из некоторой уже имеющейся сюжетной линии взлета радикального исламизма - он расцветает буйным цветом как раз там, где светский авторитарный режим противится существенным шагам в сторону демократизации.

До недавнего Нурсултану Назарбаеву удавалось выдерживать некую срединную линию между интересами выстроенной им иерархии, задачами экономического развития страны и гражданским миром. Правительство в Астане достаточно здраво реагирует на причины, генерирующие протесты (несмотря на то, что брутально их подавляет). Так, земельные протесты, прокатившиеся по стране, собрали за один раз не более двух тысяч человек, однако этого оказалось достаточно, чтобы президент Назарбаев наложил мораторий на спорный Земельный кодекс. Вместе с тем ряд общественных деятелей попал под следствие, а некоторые - уже и под суд по обвинению в инициировании протестов.

Несколько раздутым выглядит и предотвращение заговора якобы во главе с пивным магнатом, поддерживавшим тесные связи с Россией - вполне в фарватере риторики и действий самого Назарбаева. Все-таки, необходимо признать - это явно не турецкий вариант, хотя российский след исключать нельзя, а постмодернистский налет на самой этой истории может указывать на стареющих российских политтехнологов в погонах (либо такой след имитировать).

Что касается нападений на полицейские участки, оружейные магазины или военные части - то это скорее почерк кровавого экспериментаторства ИГ или его франшиз на "перспективных территориях", к которым Казахстан несомненно относится.

18 июня в Алматы неизвестные напали на полицейский участок и организовали перестрелку возле здания Комитета национальной безопасности (КНБ) и воинской части. Сообщается, что в результате погибли пять человек из числа сотрудников правоохранительных органов и гражданских лиц, еще семеро ранены. Характерно, что информация о происходящем начала поступать из переписки в WhatsApp.

Как и недавно в Турции, а также Армении этот нюанс демонстрирует, что контроль в разной степени авторитарных режимов над СМИ не просто устаревает, но еще и малопродуктивен - так, президенту Эрдогану удалось удержаться исключительно благодаря новым социальным технологиям, которые он столь беспощадно преследовал и тем возможностям массовой общественной мобилизации, которые они предоставляют.

В Алматы фактически повторился сценарий свежих событий в Актобе. Из сообщений следовало, что молодой человек выстрелил из автомата в дежурного полицейского и в его коллег, завладел табельным оружием одного из них и побежал к поджидавшей его машине. По дороге им или его сообщниками были расстреляны двое полицейских, которые бросились за ним в погоню на автомобиле. На трассе произошла вооруженная стычка полицейских с прибывшими на подмогу сообщниками террориста. Позже свидетели стали информировать о перестрелке рядом с центром города возле воинской части МВД. Вскоре в южной столице объявили высший "красный" уровень террористической опасности, поскольку теракт не был единичным. Прозвучало много дезинформационных сообщений о минировании тех или иных объектов. По сообщениям в социальных сетях и СМИ, в конце концов в город ввели войска начались задержания всех подозрительных, особенно обладателей характерных бород. В городские больницы доставлено около пятнадцати раненых полицейских и, возможно, военных. Ряд государственных учреждений, торговых центров и развлекательных заведений прервал работу. Похоже, в итоге силовые структуры справились с небольшой группой террористов.

Однако, если верить правительственной интерпретации событий в Актобе (а, похоже, она повторилась и в Алматы), радикально настроенные мусульмане, послушав по интернету видеообращение проповедника из Сирии, начинают джихад против любого местного государства.

Все же сомнительно, чтобы силовики Назарбаева сами организовывали подобные сценарии, поскольку нарушений межконфессионального и межэтнического мира в Казахстане боятся как огня - до недавнего все протесты носили исключительно социальный, отчасти социально-политический характер, а определенный гражданский консенсус Назарбаев, беспрерывно находящийся у власти с момента распада СССР, небезосновательно считает своим главным достижением.

Вместе с тем, необходимо учитывать три фактора, усугубляющие ситуацию. Во-первых, падение цен на нефть, несмотря на накопленные финансовые резервы - медленно, но неизбежно усиливает количество бедных. Во-вторых, статичность казахстанского политического устройства может сыграть с ним плохую шутку - ведь даже в Туркменистане, пусть и по физиологическим причинам, но сама фигура у власти поменялась хотя бы один раз. В бедном и сидящем на пороховой бочке Таджикистане Эмомали Рахмон готовится передать власть своему сыну. Поэтому Назарбаев - каким бы контрастом Казахстан не выглядел по отношению к Узбекистану - остался в неуютной кампании с Исламом Каримовым, и с той же проблемой передачи власти "по мужской линии". И с боязнью демократических перемен. Поэтому в-третьих, эмиссары "Исламского государства" явно нащупали тропинку в Казахстан - через Афганистан, Турцию, Иран и Азербайджан, и менее процветающие центральноазиатские страны, и теперь нащупывают слабые места этой Мекки московских "системных" либералов, не устающих расхваливать прогрессивный подход Астаны к рыночным реформам "сверху".

Несменяемость власти на фоне экономической стагнации, прекратить которую Назарбаев настолько же не властен как и Путин - одно из них. Политическое чутье казахстанского правителя - единственная надежда на то, что огромному и богатому государству-лидеру в постсоветской Центральной Азии удастся избегнуть печальной судьбы.