• USD 41.3
  • EUR 43
  • GBP 51.7
Спецпроекты

Как накажет Россию ее "подбрюшье": Рахмон пошел по пути Януковича

Основной стратегический интерес РФ в Таджикистане — сохранение контроля над комплексом "Окно", являющимся ключевым элементом системы контроля космического пространства
Фото: nnm.me
Фото: nnm.me
Реклама на dsnews.ua

Свыше 1200 км плохо охраняемой границы с Афганистаном, жес­точайшая нехватка энергоресурсов, сокращение сумм перечислений от гастарбайтеров из России, падение объемов производства алюминия на TALCO в два раза, перманентная зона нестабильности в границах Горно-Бадах­шан­­ской автономной области (ГБАО), угроза возвращения в страну боевиков, воюющих за ИГИЛ, - таков неполный перечень насущных проблем Таджи­кис­тана.

Так что бессменному с 1994 г. президенту самой бедной и самой слабой среднеазиатской страны Эмомали Рахмону (последние "демократические" выборы вы­­играл в 2013-м - 84% "за" при явке 87%) не к спеху менять ставшее привычным за двадцать лет занятие - балансировать между интересами сильных игроков, опускаясь, когда нужно, до легкого шантажа. В том же 2013-м он разыграл один из главных своих козырей - поставил вопрос о выводе 201-й российской военной базы. В ходе переговоров Рахмону удалось добиться от Кремля соглашений о беспошлинных поставках нефтепродуктов (для внутреннего потребления), а также о трудовой миграции (был упрощен режим пребывания таджикских гастарбайтеров на территории РФ). Взамен срок пребывания 201-й базы был продлен до 2042 г. К слову, это очень напомнило торг Януковича с Кремлем относительно продления срока базирования ЧФ РФ, где он выторговал экономические бонусы, закрепленные в так называемых Харьковских соглашениях.

Таджикистан выторговывает экономические преференции в обмен на присутствие в стране российских военных. Так же с Кремлем торговалась Украина времен Януковича за ЧФ РФ

Подразделения 201-й базы дислоцируются в городах Душанбе, Куляб и Курган-Тюбе и насчитывают около 6 тыс. военнослужащих - это самый многочисленный российский контингент за пределами РФ. А основной повод для такой мощной охраны расположен в небольшом горном городке Нурек в 70 км к юго-востоку от столицы - там находится принадлежащий войскам Воздушно-космической обороны РФ оптико-электронный комплекс "Окно", являющийся ключевым элементом системы контроля космического пространства. СССР начал строительство комплекса в 1961 г., а на опытно-боевое дежурство он был принят только в 1999-м. Это уникальный объект, лишившись контроля над которым Россия фактически потеряет статус космической державы.

Рахмон, в свою очередь, надеется, что российские солдаты не останутся наблюдателями в случае реальной угрозы стабильности центральной власти. Основными очагами напряженности являются упомянутая ГБАО и Раштская долина, которые не в полной мере контролируются Душанбе, вынужденном периодически проводить спецоперации против местных полевых командиров. Однако страна имеет очень слабую армию, которая в принципе не способна самостоятельно решать более масштабные военные задачи, перспектива появления которых тем выше, чем меньше остается времени до полного вывода коалиционных войск из Афганистана.

Если слабость таджики компенсируют тесным военным сотрудничеством с РФ, то в борьбе с бедностью основная надежда на Китай. Таджикистан испытывает огромный дефицит электроэнергии - в январском послании к парламенту Рахмон назвал большим достижением тот факт, что население обеспечено электричеством по 12 часов в сутки, а не по два-четыре часа, как было раньше. Ради­каль­ным решением проблемы могла бы стать достройка Рогунской ГЭС, способной производить до 13 млрд кВт•ч электроэнергии. Однако Таджикистан уже 10 лет безуспешно ищет инвесторов для этого проекта. Очередное "твердое обещание" запустить первый каскад ГЭС до 2018 г. озвучил месяц назад председатель Гос­ко­митета по инвестициям при правительстве Таджикистана Кодир Косим, причем пообещал обойтись внутренними ресурсами. Это больше похоже на блеф, рассчитанный на то, чтобы позлить Узбекистан, выступающий категорически против строительства - плотина снизит объем стока Амударьи, из-за чего расположенный ниже по течению Узбекистан потеряет часть дефицитных водных ресурсов. Дей­ствительно, для завершения строительства плотины необходимо $600 млн и еще $2 млрд для запуска двух турбин ГЭС. Между тем ВВП Таджикистана в 2014 г. составил всего $9,2 млрд. Если Китай согласится инвестировать в Рогун, то наверняка на выгодных для себя условиях, к примеру, договорившись обеспечивать электроэнергией Синьцзян-Уйгурский автономный район. В 2011 г. таджикский парламент ратифицировал протокол о демаркации своей границы, согласно которому Китаю отошло 1,1 тыс. кв. км спорных земель, что составляет 0,77% от общей территории Таджи­кис­тана. Потом Минсельхоз передал около 500 га земли китайским фермерам на 49 лет. За последние три года объем китайских инвестиций составил свыше $1 млрд за счет участия в проектах реконструкции автомагистралей государственного значения. А в прошлом году ОАО "Таджиктрансгаз" и Сhina Natio­nal Petroleum Corporation подписали договор о создании СП по строительству и эксплуатации четвертой нитки газопровода для транспортировки природного газа из Туркменистана в КНР, 400 км которой пройдет по территории Таджикистана. В целом тесное сотрудничество двух стран уже напоминает хроническую зависимость, и это еще один повод для беспокойства России, быстрыми темпами теряющей влияние на Рахмона.

Реклама на dsnews.ua

Опубликовано в еженедельнике "Деловая столица" от 2 марта 2015 (№9/719)

    Реклама на dsnews.ua