Привет с Балкан. За "Турецкий поток" теперь расплачиваются "друзья Кремля" в Македонии
Во вторник, 11 октября, политический кризис в Македонии вновь вошел в крутое пике. На улицы Скопье вышли тысячи сторонников оппозиционной Социал-демократической партии, выступив с требованием повалить режим консервативной политической силы, взявшей на вооружение бренд Внутренней македонской революционной организации — Демократической партии македонского национального единства (ВМРО). Политической силы из прошлого, а точнее, конца XIX —начала XX вв.
Акции протеста проходят за два месяца до внеочередных национальных выборов, которые должны пройти 11 декабря. Что еще более важно, это обострение началось сразу после возрождения в Стамбуле "Турецкого потока". Его реализация напрямую зависит от Македонии. Но обо всем по порядку.
Синусоида политического и общественного напряжения в небольшой Македонии, где проживают лишь около 2 млн человек, тянется не один год. Но пиковых значений достигла весной 2014 г. с бойкота переизбранного парламента, положив начало активной фазе возвращения к власти эсдеков, и попыток консерваторов остаться у руля.
Социал-демократы во главе с Зораном Заевым свою кампанию базировали на обвинениях в коррупции, а кассетный скандал по-македонски и заявления о массовой прослушке сделали протесты еще более энергичными. Заев в 2015 г. провел цикл показательных включений нарезок аудиозаписей, на которых, как отмечала оппозиция, звучали первые лица государства, включая уже бывшего премьер-министра Николу Груевски и его двоюродного брата СашоМиялкова, который возглавлял управление по безопасности и контрразведке. На записях обсуждались коррупционные делишки, откаты, аресты попавших в немилость журналистов и преследование тех или иных политиков.
Ответной реакцией властей стало возбуждение уголовного дела против Заева и его трех сторонников по обвинению в попытке свержения власти. На него также повесили ярлык шпиона. Правда, полнота власти оказалась не такой полной, как считали Груевски и другие консерваторы, ведь в мае начались самые масштабные акции протеста оппозиционеров. Они сопровождались столкновениями, в ходе которых пострадали 38 правоохранителей и 19 демонстрантов. Накал страстей был впечатляющим.
И тут, спустя четыре дня после стычки македонцев, страну окатили холодным душем. На севере, в городе Куманово, который находится возле границы с Косово, происходит серьезное боестолкновение силовиков с, как заявили в Скопье, пришлыми и хорошо вооруженными боевиками-албанцами. Были ликвидированы 10 и арестованы 30 боевиков, а правоохранители потеряли восемь человек. Митинги на некоторое время отошли на второй план, ведь страна помнила межэтнический конфликт между албанцами и македонцами, который длился почти год и завершился в 2001 г. подписанием Охридского соглашения, принесшего мир.
После завершения операции в Куманово акции протеста возобновились с новой силой. В ситуацию пришлось вмешаться ЕС, заявку на членство в который, наряду с аналогичной в НАТО, подала ранее Македония. 2 июня под эгидой еврокомиссара по вопросам расширения и добрососедства Йоханнеса Хана между Груевски, Заевым и албанцами состоялись переговоры о выходе из кризиса.
В результате стороны подписали Пржинское соглашение, согласно которому, во-первых, назначались досрочные национальные выборы, а во-вторых, создавалась Специальная общественная прокуратура, которая должна была заняться всеми обнародованными в циклах аудио- и видеоразоблачений преступлениями.
Участие Брюсселя в стабилизации ситуации было значительным. Ранее Груевски являлся сторонником "Турецкого потока" и противником санкций против РФ, что обусловлено не в последнюю очередь экономическими выгодами для Македонии. Но уже 27 мая прошлого года премьер заявил, что строительство газопровода, который, к слову, должен был пролегать в районе Куманово, начнется лишь после согласования ЕС и РФ.
В январе текущего года Груевски подал в отставку, а парламент досрочно распустился. Новым премьером по поручению президента Георге Иванова стал другой представитель ВМРО Эмил Димитриев. Выборы же должны были состояться до конца апреля 2016 г., а после еще несколько раз переносились, пока не была определена дата 11 декабря.
Тот же Иванов с благими намерениями амнистировал всех 56 "клиентов" новосозданной прокуратуры, что, напротив, привело к новым социальным волнениям, получившим название "Разноцветная революция". То есть фактически достигнутые договоренности оказались на грани срыва, но устояли. В обществе наступил период пассивно-агрессивного протеста, революция немного стихла в ожидании обещанных выборов. Эсдеки, если так можно выразиться, утратили боевой задор и несколько выпали из тренда.
Груевски по-прежнему верховодил. Все ключевые процессы были в его руках, а Димитриев являл собой просто технологию смены лиц, намозоливших глаза македонцам. Вполне вероятно, что в таком состоянии перманентного обмена обвинениями в срыве договоренностей страна могла бы все же дотянуть до досрочных выборов. Хотя, учитывая, что СДПМ ранее бойкотировала выборы (наверняка прекрасно понимая, что админресурс затихшими протестами не побить), голосование 11 декабря могло придать новый толчок политическому кризису.
Это узнать уже не удастся, ведь 11 октября эсдеки смогли организовать многочисленный митинг. "Мы пишем историю, сваливая режим, возвращая нашу свободу. Наше оружие — это наше голосование", — заявил Заев. Акции эсдеки придали оттенок ностальгии и наполнили ее дополнительными смыслами, призванными активизировать протестные настроения.
Демонстрацию приурочили к празднику еще времен Югославии, но по-прежнему живому — именно 11 октября 1941 г. считается началом партизанской войны в Македонии. "Сегодня снова 11 октября. Дата 11 октября 2016 года будет вписана красным в календарь, потому что наше поколение, как и 11 октября 1941 года, с решимостью, мужеством и мудростью встало на защиту извечных идеалов, на защиту ценностей истины и справедливости, достоинства и будущего наших детей и нашей Республике Македонии", — цитирует лидера СДПМ издание "Блиц". Заев также пообещал свергнуть режим Груевски и вернуть народу награбленное. Действо сопровождалось партизанскими песнями времен Второй мировой войны. До боли знакомый формат для постсоветских стран, в том числе и для Украины вплоть до последнего времени.
И еще более любопытно, что массовые протесты в сердце Балкан дивным образом выглядят как ответная реакция на стамбульские соглашения Путина и Эрдогана. Балканский полуостров входит в зону противостояния между Москвой и Западом. Агрессивно-амбициозное поведение Кремля толкает США и ЕС формировать здесь свой форпост. Не так давно Черногория де-факто стала членом НАТО, что вызвало бурю негодования в Москве. А теперь в центре внимания оказывается Македония, через территорию которой должен быть проложен "Турецкий поток". Реализация этого экономического проекта, естественно, влечет за собой и укрепление политических связей с консерваторами Груевски, а значит, и какую-никакую компенсацию за "потерю" Черногории, да и Балкан в целом.
Логичным будет предположить, что Запад нашел, как ответить на сближение Анкары и Москвы. Планы по смещению или хотя бы введению в политическую стагнацию Македонии больно бьют не только по чаяниям и надеждам Путина и Ко, но и являются розгой для Эрдогана, который не оставляет попыток манипулировать ЕС и США.