Как исламисты погрузили мир в атмосферу страха
Подготовительный этап новой стратегии исламистов в борьбе с западной цивилизацией завершен. "Обиженные" в Ираке и Сирии джихадисты развернули активную гибридную войну с теми, кто рушит фундамент их благополучия на Ближнем Востоке.
Очевидно, что противопоставить правительственным силам того же Ирака, поддерживаемым Соединенными Штатами и европейской авиацией, "Исламскому государству" нечего. Военные, технологические и человеческие ресурсы, конечно же, не сопоставимы. К тому же следует учесть, что и на финансовом фронте ИГ испытывает трудности, т.к. Запад планомерно снижает доходы группировки от продажи антиквариата, нефти и блокирует участие в различных финансовых спекуляциях на фондовых рынках. Испытывая такие трудности, исламисты расширяют географию своей деятельности, что является залогом выживания халифата. Но естественно, что конечной целью не может быть выживание, а напротив - возмездие и усиление позиций.
Поэтому в ИГ, да и в других террористических группировках-аутсайдерах, сочли логичным в корне изменить тактику - бить в самое сердце врага, используя отдельные радикальные единицы и малочисленные группы. В начале этого года "Исламское государство", воодушевленное терактами в Париже и Брюсселе, призвало сторонников сотрясать еще один столп Европы, а значит, и борьбы с террористами - Германию. Джихадисты активизировали своих партизан, которые наносят один удар за другим не только в странах Евросоюза, но и США, по сути, полагаясь на идеологическую обработку подверженных пропаганде радикального ислама. Их примеру следует и "Аль-Каида", соперничающая за лидерство на Ближнем Востоке и Северной Африке. "ДС" уже писала о том, как АКАП ("Аль-Каида на Аравийском полуострове") через свой журнал Inspire в мае обозначила мишени сторонников - представителей крупного американского бизнеса.
Пока же громких нападений на кого-нибудь из мира Уолл-стрит не было, но число терактов в людных местах в разных странах стремительно растет.
Составим небольшую хронологию трагических инцидентов, произошедших в этом месяце.
1 июля. Террористическая группировка, которую связывают с ИГ, нападает на кафе в дипломатическом районе столицы Бангладеш Дакке, куда часто захаживают иностранцы. Убиты 24 и ранены 40 человек.
7 июля пятеро боевиков нападают на полицейских, обеспечивающих безопасность во время праздника по случаю завершения священного месяца Рамадан в городе Кишорегандж в 140 км от Дакки. Убиты, по меньшей мере, трое - двое полицейских и женщина. После этого события полиция Бангладеш, в котором в последнее время все чаще убивают светских блогеров и ЛГБТ-активистов, преследует и уничтожает исламистов. Буквально 26 июля правоохранители ликвидировали девять террористов во время попытки нового нападения в Дакке.
12 июля на овощном рынке в районе Аль-Рашидия (Багдад, Ирак) взрывается заминированный грузовик, в результате чего погибли 11 и были ранены 32 человека. Иракская столица часто страдает от атак ИГ в связи с вытеснением группировки из занятых ранее городов.
14 июля. Ницца, Франция. В толпу людей, отмечающих День взятия Бастилии, врезается грузовик, водитель которого, Мухаммед Булель, после начинает стрельбу. В результате ужасного нападения погибли 84 человек, из которых 10 - дети, и еще сто человек были ранены. Нападавший был убит полицией.
19 июля в районе Хайдингсфельд в городе Вюрцбург (Бавария) семнадцатилетний афганец, вооруженный топором и ножом, напал на пассажиров поезда. К счастью, никто не погиб. Из 14 человек, находившихся в вагоне, ранены были четверо, а самого парня убила полиция, когда тот пытался убежать. Мотивы, естественно, неизвестны. Но вполне вероятно, что юноша мог подпасть под влияние какой-нибудь исламистской организации, скорее всего ИГ.
22 июля. Не успели в земле Бавария отойти от нападения афганца, как в Мюнхене группа вооруженных людей устроила пальбу. Первым начал стрелять у местного McDonald's неизвестный мужчина. После полиция сообщила о троих стрелках, вооруженных длинноствольным оружием, которые перебрались в торговый центр OEZ. Был эвакуирован центральный жд-вокзал, остановлено движение автобусов и перекрыто несколько веток метро. В ходе нападения погибли восемь человек. Что касается нападавших, то один из них, как сообщили власти, застрелился.
23 июля в Кабуле (столица Афганистана) проходила акция протеста тысяч этнических хазарейцев, которые выступали против маршрута плановой линии электропередачи. Теракт пытались устроить трое смертников, и одному из них удалось взорвать себя. Второму не удалось активировать взрывчатку, а третьего убили полицейские. Погибли 80 человек и еще 231 получил ранения. Ответственность на себя взяло ИГ. Власти не медлили с ответом и с того момента армия Афганистана уничтожила уже 122 боевика.
24 июля в немецком городе Ройтлинген 21-летний сириец, ожидавший статуса беженца, с мачете напал на группу людей. Он убил беременную женщину, а также ранил мужчину и женщину, и был задержан полицией.
В ночь на 25 июля 27-летний беженец из Сирии, которому отказали в предоставлении убежища, совершил самоподрыв в городе Ансбах (опять Бавария), где проходил музыкальный фестиваль Ansbach Open. Травмированы 12 человек. Сам же беженец, как заявила полиция, присягал на верность Абу Бакру аль-Багдади - лидеру ИГ.
В тот же день, 25 июля, но уже в иракском городе Эль-Халис террористы подложили бомбу в автомобиль, который взорвался и убил 17 человек. И число жертв может вырасти, т.к. многие были в критическом состоянии.
26 июля двое вооруженных людей с криком ДАИШ (арабский акроним ИГИЛ) захватили нескольких людей в заложники в церкви города Сент-Этьен-дю-Рувре в Нормандии, и зарезали священника. Правоохранители убили их.
27 июля в шведском городе Мальме неизвестный открыл стрельбу в торговом центре и смог скрыться. Мотив неизвестен, но район, где расположен ТЦ, как сообщается, преимущественно населен иммигрантами.
Приведенные инциденты так или иначе касаются либо непосредственно ИГ, либо выходцев из стран, которые прямо страдают от присутствия этой группировки. И серия атак, совершенных практически одна за одной, возымела эффект. Европейцы на самом деле чувствуют себя незащищенными, боятся новых нападений. Что еще печальнее, силовые структуры не могут, как видим, ничего сделать, несмотря на неслабую ресурсную базу. А значит теракты обретают драматическое постоянство в жизни жителей европейских стран. В Ираке, Сирии и Афганистане это уже давно произошло.
Премьер-министр Франции Мануэль Вальс 19 июля констатировал, что будут и новые нападения, и новые жертвы, а французам придется "научиться жить с угрозой". "Даже если эти слова трудно вымолвить, мой долг сделать это: будут и другие атаки, и будут убиты другие невинные люди. Мы не должны привыкать, но научиться жить с этой угрозой", - сказал он.
Однако есть еще один важный момент. Успешная деятельность экстремистов толкает на "подвиги" и откровенных маргиналов или просто отчаявшихся людей, никак не связанных ни с "Исламским государством", ни с "Аль-Каидой". Это зараза, которая быстро распространяется и заражает общество. Например, 20 июля на площади Фридрихштайн в Берлине взорвался грузовик. 25 июля в ночном клубе BLU в Форт-Майерс (Флорида) произошла стрельба, погибли два человека, еще 17 ранены. 26 июля в университетской клинике в берлинском районе Штеглице также стреляли. Были убит врач, а нападавший покончил с собой. В тот же день в Японии 20-летний бывший сотрудник учреждения для инвалидов Сатоши Уематсу в городе Сагамахиаре (префектура Канагава) с ножом напал на бывших подопечных - убил 19 и ранил 45 человек. Он верил, что люди с тяжелой формой инвалидности нуждаются в эвтаназии, и в феврале обещал убить 260 таких людей.
Все эти четыре случая не имеют прямой связи с исламским радикализмом. Наверняка известно, что убийство врача в Берлине не было терактом, если верить полиции. Однако очевидно, что такие происшествия лишь способствуют укреплению атмосферы страха во всем мире. Это то, чего исламисты и добиваются - показать всем, что никто не может надеяться на личную безопасность, пока Запад воюет с террористами.
Неспроста большинство поляков, согласно последнему опросу Центра исследований общественного мнения, убеждены, что их военные не должны принимать участия в боевых операциях международной коалиции по борьбе с исламистами. Так, 52% наших соседей согласны с тем, что Польша должна поддерживать и помогать тем странам, которые ведут борьбу с радикальными исламистами, но 72% не желают видеть соотечественников в Ираке или Сирии. При этом 79% респондентов опасаются терактов в Польше, как следствие участия их солдат в кампании.
Помимо запугивания мира, джихадисты также успешно бьют и по экономике некоторых стран. В частности, тех, где туризм является внушительной статьей дохода для бюджета. Как пишет Bloomberg, теракты во Франции, а также несостоявшийся переворот в Турции отпугнули туристов. Выиграли же от этого прежде всего, к примеру, Испания и Португалия. В этом году курорты пиренейских стран, которым туризм обеспечивает 10% ВВП, прогнозируют рекордное количество посетителей. В Турции же поток туристов снизится на 40% в этом году, а во Франции уже столкнулись с 8,7-процентной потерей.
Конечно это ощутимый удар по экономике отдельных европейских туристических стран, хотя и несоизмеримый с финансовыми потерями самих джихадистов. Однако в совокупности с постоянной угрозой терактов представляет собой гремучую и, к сожалению, эффективную смесь, т.к. рушит основы западной цивилизации, оказавшейся неспособной побороть средневековое варварство исламистов.