Как ИГ помогло сближению Турции и России

Теракт в Стамбуле дополнил процесс нормализации отношений двух стран

Итак, перемирие Турции и России де-факто состоялось. И процесс развивается ускоренными темпами. Российская сторона 28 июня выступила с инициативой проведения телефонного разговора Владимира Путина с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом.

Как и планировалось, первая такая беседа за последние семь месяцев состоялась днем 29 июня. Турецкая газета Karar, ссылаясь на администрацию Эрдогана, а затем уже и пресс-служба Кремля сообщили, что разговор длился 40 минут и прошел в благоприятной обстановке.

Этой беседе предшествовало "извинение" турецкого лидера за сбитый Су-24 осенью прошлого года. Именно так соболезнования семье погибшего летчика преподнесли российские СМИ. Несмотря на информационное сопротивление отдельных российских востоковедов и журналистов и опровержения из Турции, массово растиражированное сообщение о кающемся Эрдогане было внедрено в разум реципиента в России. Иная форма подачи не позволила бы подвести россиян к необходимости примирения с турками.

Хотя следующее утверждение прозвучит достаточно цинично и в крайней степени бесчеловечно, но и трагический инцидент в стамбульском аэропорту произошел очень вовремя. Как известно, вечером 28 июня в аэропорту "Ататюрк" произошли взрывы. По последним данным, трое смертников подорвались на гранатах возле металлоискателей, когда полицейские открыли по ним огонь. Число жертв на 29 июня свыше 40, а количество пострадавших — около 239 человек. 

Немаловажное совпадение — именно в этот день 1923 г. создатель новой модели турецкой государственности и первый президент Турецкой Республики Мустафа Кемаль Ататюрк стал почетным профессором Стамбульского университета за вклад в развитие образования и эмансипацию женщин. Ровно 93 года назад кумир Эрдогана  инициировал реформу в образовании, которая позволила женщинам и мужчинам вместе учиться во всех учебных заведениях, включая высшие. Нонсенс с точки зрения джихадистов из террористической организации "Исламское государство" (ИГ), для которого женщины — это низшие и бесправные существа. Дата и место проведения теракта, очевидно, были избраны не случайно.

Потому-то, к слову, и турецкие правоохранители возлагают ответственность на ИГ. Этой же версии в разговоре с Путиным придерживался и сам Эрдоган. Российский президент выразил соболезнование турецкому народу и осудил теракт, а Эрдоган подчеркнул, что террористы убивают людей вне зависимости от их веры и ценностей, напомнив, что у мусульман всего мира проходит священный месяц Рамадан. "Мы ожидаем, что международное сообщество, особенно западные страны — включая их администрации, парламенты, медиа и гражданские общества — займут твердую позицию в борьбе с терроризмом", — заявил президент Турции.

Теракты, к сожалению, в Турции не редкость. И причастны к ним бывают и исламисты из ИГ, и члены экстремистской Рабочей партии Курдистана (РПК). Но именно эти взрывы помогут возобновлению контактов между двумя странами в контексте переоценки своего отношения к доселе вражеской Турции простым россиянином. Так, глава комитета Совета Федерации РФ по международным делам Константин Косачев, комментируя трагедию, подчеркнул, что она направлена против попыток Турции наладить отношения с Россией и Израилем. "Турцию, судя по всему, "предупреждают", чтобы она не участвовала в формируемом едином антитеррористическом фронте, создаваемом усилиями прежде всего российской дипломатии", — пишет он в Facebook, признав, что версия с причастностью ИГ наиболее вероятна.

При этом он предостерегает Анкару от поддержки оппонентов Москвы и Дамаска и бросает камень в огород Соединенных Штатов: "Это не курды, которых так опасаются в Анкаре. И тем очевиднее опасность любых шагов самой Турции по той или иной поддержке любых террористов, включая покупку нефти или предоставление им возможностей для лечения, реабилитации или тренировок. Помощь радикалам — это всегда бумеранг, что могут подтвердить американцы, "взрастившие" в свое время Бен Ладена как орудие против СССР".

А в завершение он прямым текстом говорит, что теракт приблизит диалог российского и турецкого руководства. Ведь этот инцидент формирует нужную последовательность событий. У населения России нет времени проанализировать (если такие порывы, конечно, имеют место). В ход идут эмоции: сначала СМИ говорят, что "треклятый" Эрдоган пришел с челобитной, хозяин Кремля великодушно предложил побеседовать по телефону, а потом внезапно гибнут люди в аэропорту. У обывателя возникает желание все простить, теракт вызывает жалость к погибшим, а договоренность президентов о встрече является завершающим мазком в процессе не то чтобы уж совсем мира, но перемирия или стабилизации отношений.

Первым результатом беседы Эрдогана и Путина стало оперативно озвученное пресс-службой Кремля намерение разрешить своим согражданам отдыхать в Турции. Далее можно ожидать и других подвижек — как публично анонсируемых, так и тех, что будут всплывать благодаря утечкам информации.

Стороны, вероятно, достигнут консенсуса по курдскому вопросу — россияне, финансирующие вместе с персами РПК, предоставят Эрдогану возможность беспрепятственно подавить зачатки курдской государственности, удерживая сирийских и иранских курдов от помощи турецким сородичам.

Кроме того, вполне возможно, что Анкара и Москва снова начнут сотрудничать в сфере контрабанды драгметаллов из России. Ранее Турция была вовлечена в вывод российских золота и драгоценностей за рубеж. Сбитый Су-24, безусловно, все схемы не разрушил, но, очевидно, фактически заморозил.

Не исключено, что теперь Турция впишется в совместную с Россией демонизацию ИГ с целью расширения и передела зон влияния, где уже находится Сирия, но куда имеют все шансы попасть и другие ближневосточные и североафриканские страны. К примеру, 27 июня в Ливане четыре террориста-смертника совершили нападения. Силовики заявили, что это было "Исламское государство". Но позвольте, как часто поступают сообщения о разрушительных действиях джихадистов в Ливане? С нулевой регулярностью, но при этом Ливан тому же Кремлю интересен хотя бы тем, что его "грызут" Саудовская Аравия и лояльные ей арабские монархии за поддержку "Хезболлы". А тень ИГ, нависшая над Ливаном, открывает возможность повторить сирийский сценарий.

И это лишь несколько гипотетических сторон запланированного возобновления диалога двух стран. Ведь, как ранее писала "ДС", не последнюю роль в этих процессах сыграл Израиль, с которым в один день с "извинением" Эрдогана Турция восстановила дипломатические отношения. Да и сенатор Косачев, упомянув Израиль в своем посте, подтвердил версию, что Иерусалим был своего рода связующим звеном между Анкарой и Москвой. И  Нетаньяху, конечно, одел образ голубя мира не из альтруистических побуждений. Альтруизму в политике места нет. А есть договоренности, "договорняки" и выгода. Для Израиля же участие в таком современном Тройственном союзе как минимум будет полезным в контексте развития проекта по поставкам газа в Европу. Это сулит немалую выгоду, мимо которой не смогут пройти ни Анкара, ни Москва.

Но! Не стоит забрасывать гнилыми помидорами того же Эрдогана, поскольку от тесного сотрудничества с Украиной Анкара не отказывалась и не собирается. Было бы опрометчивым поверить в дружелюбие Путина и сжечь за собой все мосты. А значит, перезапуск турецко-российских взаимоотношений будет на руку Киеву — в стане врага появился свой человек.