Как Египет скажет Украине спасибо за "Мистрали"

До начала агрессии против Украины Кремль успел отстранить от египетского рынка оружия большинство украинских производителей. Сегодня на египетском рынке ожидается украинский реванш

Благодаря решениям Франции по реализации санкций в поддержку Украины, Египет неожиданно вошел в узкий клуб государств-владельцев десантных вертолетоносцев. В эту субботу Париж и Каир подписали контракт на покупку двух вертолетоносцев типа Mistral, которые ранее строились под целевой заказ РФ.

Чтобы понять значение этого события, достаточно лишь сказать, что до перекупки двух кораблей Египтом, мировой клуб владельцев десантных вертолетоносцев состоял всего из девяти государств. Это Франция с указанными кораблями, США с серией кораблей San Antonio, Великобритания с серией Ocean, Япония с серией Osumi, Нидерланды с моделью Rotterdam, Австралия с испано-австралийской серией Canberra, Новая Зеландия с моделью Centenberry, Южная Корея с серией Docdo и Испания с серией Galisia. Еще недавно ожидалось, что до 2017 года клуб собственников кораблей-"аллигаторов" расширится до 11 за счет РФ, а также Таиланда и Малайзии.

Последних два государства начали гонку десантных вооружений из-за недавно возникшей угрозы аннексии КНР ряда территорий богатого нефтегазоносного бассейна островов Хартли, расположенных к югу от Вьетнама. Для РФ, которая из-за нападения на Украину вылетела из клуба "аллигаторов" минимум на 5-6 лет, корабли этого класса заказывались также из-за нефтяных островов - небольших Южно-Курильских, и южной части Сахалина. Дело в том, что в 2015 году истекает срок большинства международных обязательств Японии по разоружению. Конец эпохи демилитаризации открыл Японии путь к началу посреднической или миротворческой миссии по Курилам и Сахалину, и противопоставить этой угрозе Москве нечего. По сути, фиаско РФ с проектом Mistral открыло Токио дорогу к возврату украденных у нее в ХХ веке Южно-Курильских островов и возвращению самой главной японской потери - "острова-цистерны" Сахалин. Удержать эти территории в случае возникновения "народных республик" без средств десантного флота московской метрополии будет очень сложно.

Большинство военных расходов Египта покрываются дотациями и списанными кредитами соседней Саудовской Аравии. И, видимо, саудиты заинтересованы в том, чтобы дать новому египетскому десантному флоту огромный кусок работы - борьбу с очагами терроризма на побережьях Сирии, Йемена и восточной Ливии

Неизвестно, как теперь РФ будет решать эти проблемы. Но вернемся к Египту. Покупка "Мистралей" сделала его ярким исключением в элитном морском клубе. Исключительность состоит в том, что все остальные страны-владельцы "аллигаторов" тратят очень большие деньги на вертолетоносцы ради позиционирования силы на свои обширные заморские территории. Или на важные для экономики удаленные прибережные зоны. Для обороны Франции проблема №1 - принадлежащие ей Тихоокеанские территории и островные колонии Индийского океана, площадь которых больше всех государств ЕС. Для Испании это Сеута и Мелилья. Для Великобритании - Гибралтар, Мальдивы, а также острова Рождества и Св. Елены. Для США причины многомиллиардных ассигнований на десантный флот - это Пуэрто-Рико, Диего-Гарсия, тихоокеанский архипелаг Самоа и много чего другого. Для Нидерландов - это гигантский, второй по мощности в мире, район переработки нефти на Голландских Антильских островах. Для Южной Кореи - это спорные с Японией и важные для навигации острова Токто, для Австралии и Новой Зеландии - это острова Антарктических широт, которые имеют богатейшие, и еще неразведанные до конца энергетические ресурсы. Ничего подобного у Египта нет. Точнее есть небольшая проблема, но она явно не тянет на причину покупки "Мистралей". Речь идет о достаточно крупных по мировым меркам месторождениях сапфиров египетского острова Сабаргад и залежах урано-стронциевых руд. Все эти ценности так называемого Дальнего египетского юга расположены на границе "ничейных земель" - территории, которая признана ООН как спорный Трегольник Халаиба. Принадлежность этой территории племена Судана и египтяне не могут определить больше двухсот лет. Сапфиры, конечно, интересны всем, но до открытого в 1990-е годы урана и стронция на этих землях Северному Судану, в отличии от амбициозного Египта, точно нет никакого дела. Зачем же тогда Каиру вертолетоносцы? Эти архидорогие для небогатого Египта покупки вряд ли смогут отработать потраченные на них деньги на сапфирах и стронции. На покупку вертолетоносцев египетская казна потратила $950 млн, а до начала добычи богатств в спорных территориях еще очень далеко.

Ответ на этот вопрос можно найти в данных европейской военно-технической прессы, которая посчитала, что большинство военных расходов Египта покрываются дотациями и списанными кредитами соседней Саудовской Аравии. И, видимо, саудиты заинтересованы в том, чтобы дать новому египетскому десантному флоту огромный кусок работы - борьбу с очагами терроризма на побережьях Сирии, Йемена и восточной Ливии. Если это подтвердится, то уже в самом скором будущем египтяне смогут усилить поддержку Саудовской Аравии в ее военной борьбе с ее двумя главными врагами. Это террористические группировки-сателлиты Ирана и РФ в Йемене, а также сирийский режим Башара Асада, ориентированный на Тегеран и Москву. В последней столице рассчитывают, что войны в Сирии и Йемене должны длится долго (ради роста цен на нефть), и поэтому надеются, что даже после покупки "Мистралей" до прямого вовлечения египетской армии и флота в эти саудовские войны не дойдет. В поддержку таких надежд, одна из российских газет сразу после обнародования продажи французских кораблей Египту сообщила, что в 2014 году Каир заказал в РФ покупку 50-ти вертолетов Ка-52, и поэтому у Египта якобы есть возможность "перезаказать" у РФ дюжину палубных вертолетов модели Ка-52К для оснащения ими "Мистралей". Но дело в том, что все эти заказы Египет делал до санкций, после которых в мире многое изменилось. Саудовская Аравия, например, с тех пор успела заключить первые в истории обширные оборонные контракты с Украиной, и Египет в этом деле вряд ли будет отставать от своих спонсоров-шейхов.

А наверстывать Каиру на этом направлении есть что. Пик военно-технического сотрудничества двух стран пришелся на 2000-е годы, когда Украина изготовила Египту его первый военный спутник. Затем торговля пошла на спад - последний крупный контракт с Украиной Египет реализовал в далекие 2006-2008 годы, заказав в Киеве 200 БТР и 200 танков Т-62. После 2010 года, когда в Киев заселились региональные марионетки Москвы, активность украино-египетской военной кооперации вообще сошла на нет в пользу российских конкурентов.

Сегодня противостоящий российской агрессией украинский ОПК остро нуждается в валюте для своего дальнейшего развития и, в отличии от прошлых времен, он может предложить заказчикам успешно испытанные в бою новые модели военной техники. Что касается вероятных покупателей в Каире, то они прекрасно понимают, что без начала борьбы Украины за свою целостность, Египет вряд ли в ближайшие 10 лет смог бы проникнуть в элитный клуб великих военно-морских держав. Такое взаимопонимание как ничто иное, скрепляет партнерство. Поэтому сегодня велика вероятность, что Египет вполне может войти в число наиболее перспективных торговых партнеров Украины. Если конечно, не произойдет казус, и еще не остывшие после революционного запала египтяне не поддадутся на российские интриги с вариантами затягивания войн в Сирии и Йемене.