Давняя картина из нью-йоркского метро: почти двухметровый шоколадного оттенка "братуха" идет по вагону с бейсболкой в протянутой руке. Не просит, но одаривает присутствующих весьма выразительным взглядом. В качестве стимула помочь нуждающемуся на поясе болтается изрядно потрепанный кольт М1911. Ему не отказывают. Он подчеркнуто вежливо и временами даже галантно благодарит. Одна немолодая дама взвешивает на руке пригоршню мелочи и протягивает вперед. Ловит его взгляд. Полуразжатая ладонь зависает над бейсболкой. Резко сжимается. Отдергивается. Вторая рука опускает доллар. Амбал улыбается: "Ma'am!.." и проходит дальше.
Этот сюжет прекрасно иллюстрирует отношения между кадыровской Чечней и путинской Россией. Не далее как вчера, к слову, Рамзан Ахматович не просто посмотрел, но даже написал. Весьма веско, между прочим: "Нас не может устраивать предлагаемый Минфином РФ вариант проекта бюджета". Дескать, его секвестировали, "несмотря на исключительно тяжелую послевоенную ситуацию" - фактически, отобрали у бедных, а богатых - тех, у которых войны не было, - трогать не стали и даже наоборот. Ну здесь вслед за Коровьевым (которого, разумеется, "тоже эффективному менеджеру" знать не обязательно), можно сказать: поздравляю вас, гражданин соврамши!
С 2007 по 2015 год безвозмездные федеральные вливания составляли в среднем 87% доходов республики. Причем их объем сокращался лишь дважды - в 2010 и 2013 годах, а в 2015 году при общем сокращении помощи регионам на 3% Чечне увеличили финансирование на 8%. Всего же за девять лет правления Кадырова в Чечню закачали 539 млрд руб. По-белому, согласно формулам, из этой массы выделено меньше половины денег. Остальное - в режиме ручного распределения. Иными словами - через мутные транзакции, а то и просто чемоданами. Наликом.
И вот теперь Рамзан опечален: кэша может стать меньше. Опечален настолько, что даже пугает: "республика не сможет развиваться, нам не удастся выполнить взятые на себя социальные обязательства". И из-за всего этого на территории республики могут не выполняться указы Путина! Это при том, что обязательства и так выполняются за федеральный счет. Дотационность республики в 2015 году составляла 83% - федеральный центр перечислил Чечне 61 млрд рублей. В 2016 году 58-миллиардный чеченский бюджет на 48 млрд рублей состоял из дотаций. За все платит рязанский (казанский, ивановский и т.д.) лох.
Сама же республика являет собой настоящее экономическое чудо: несмотря на безработицу (четвертый показатель по РФ, не работает каждый второй трудоспособный мужчина), денежные доходы населения растут ударными темпами - 10,5% в год. Очевидно, благодаря теневым промыслам. Но говорить о них, очевидно, не принято ни в высшем обществе, ни с высшими силами. Здесь, кстати, кроется едва ли не самый большой риск для чеченского правителя: он оказался на краю безбожия.
Ведь еще в 2011 году на вопрос "откуда деньги", Кадыров отвечал "Аллах дает. Не знаю". А теперь вдруг начал ссориться с Минфином, который вроде бы проходит по несколько иному ведомству. Впрочем, любой местный князек может стать атеистом, когда метрополия обрезает содержание его двора. И не только атеистом, но даже бунтовщиком. Может даже наделать глупостей. Бабушка в нью-йоркском метро этого как раз и побоялась. Побоится ли Путин, дважды обеспечивший себе президентство на чеченской войне?