Сломавшийся Феррари. Почему в ЕС выгнали "главного по коронавирусу"
Есть ли повод для оптимизма?
Пандемия коронавируса Covid-19 могла привести к распаду Европейского Союза, но ныне опасность миновала - страны-члены вовремя спохватились и постепенно отходят от национального эгоцентризма в этом вопросе. Такое заявление в интервью немецкому таблоиду Bild сделала экс-министр обороны Германии и соратница Ангелы Меркель Урсула фон дер Ляйен, на начало президентства в Еврокомиссии которой пришелся глобальный кризис, вызванный распространением новой заразы.
"Поначалу существовал большой риск, что это разорвет Евросоюз. Солидарности не хватало, все просто сосредоточились на своих проблемах, границы закрывались без согласования... Сегодня воля пройти через это вместе вернулась. Есть решения, которые казались невероятными еще полгода назад. Это повышает чувство общности и уверенности", - отметила глава ЕК, которая собирает 15 млрд евро на борьбу с Covid-19 во всем мире и 100-миллиардную программу, направленную на помощь бизнесу и предотвращение рецессии европейской экономики.
Но не являются ли преждевременными такие оценки? Не спешит ли фон дер Ляйен успокаивать ЕС и не забыла ли она о том, что, например, Москва, несмотря на собственные проблемы, не намерена отказываться от такой прекрасной возможности нарушить целостность блока, играя на обидах той же Италии? Помнит ли, что пандемия еще не завершилась?
Мало того, коронавирус проник непосредственно в главный исполнительный орган Евросоюза, возглавляемый Урсулой фон дер Ляйен. Президент ЕК 13 апреля в Twitter сообщила, что Covid-19 унес жизнь сотрудника Еврокомиссии, который, в частности, работал в Европейском исследовательском совете (ERC), т.е. в органе, который является ведущим механизмом в борьбе с пандемией.
И механизмом, главный элемент которого, как выяснилось, оказался в нерабочем состоянии.
Громкая отставка
7 апреля ушел в отставку президент ERC - один из ведущих специалистов в наномедицине и биомедицинской инженерии Мауро Феррари. Таким образом, он внял призыву всех 19 членов научного совета ведомства, прозвучавшему 27 марта. Но дверью хлопнул знатно.
Назначен же он был в мае 2019 г., а официально вступил в должность с 1 января 2020 г.
В ERC, в частности, обвинили Феррари в полном отсутствии понимания смысла существования ведомства - поддержки научных достижений. Научному совету не понравилось то, что профессор часто игнорировал важные встречи, предпочитая различные "академические и коммерческие" мероприятия за рубежом. К примеру, Феррари первые три месяца больше времени проводил в Соединенных Штатах, где в свое время получил образование, - преподавал в Вашингтонском университете и выполнял обязанности как член совета директоров американской фармацевтической компании Arrowhead Pharmaceuticals. В общем, Феррари мало внимания уделял европейским делам и работе ERC, но основная претензия - провалил подготовку Союза к пандемии.
При этом сам Феррари в заявлении, опубликованном британской Financial Times, пишет: "Я потерял веру в саму систему". Он утверждает, что уходит с поста, поскольку разочарован реакцией Европы на пандемию, а также в связи с институциональными и политическими преградами на пути его стремлений создать программу противодействия коронавирусу.
По словам профессора, он призывал запустить спецпрограмму ERC, но научный совет, указавший 27 марта ему на дверь, предложения отверг. В ERC, в свою очередь, предложения Феррари называют "личными инициативами", которые он реализовывал без ведома ERC.
Еврокомиссия также попыталась отмахнуться от претензий Феррари. В ЕК подчеркнули, что в кратчайшие сроки начались 18 исследований, призванных помочь совладать с Covid-19, и еще полсотни должны послужить этим целям.
Палка о двух концах
С трудом верится в то, что Мауро Феррари, соглашаясь отвечать за главный научный движитель Евросоюза, не знал о слоновьей грации бюрократического аппарата как отдельных стран, так и - в особенности - надгосударственного образования, каковым является ЕС.
Сомнительно и то, что он не имел представления о структуре системы здравоохранения и ее принципах. Пусть ЕС - это союз государств, но во многих сферах, включая здравоохранение, в особенности в кризисных условиях, приоритетом правительств стран-членов будет обеспечение безопасности на собственной территории, а уж после - забота о благе соседей и друзей.
В чем, к слову, просматривается некоторое противоречие словам Урсулы фон дер Ляйен, поскольку до окончания пандемии национальные интересы будут превалировать над интересами блока.
Возвращаясь же к итало-американскому профессору, отметим, что Феррари пришел в ERC, видимо, надеясь на, условно говоря, сытую жизнь на вкусной должности и полагая, что его энтузиазма для модернизации ERC будет достаточно, чтобы как-то там управиться с бюрократами.
Такие беззаботность и легкомыслие не выдержали проверку коронавирусом. А именно на беззаботность и легкомыслие очень похоже то, что Феррари с января по март проводил больше времени в Штатах. То есть когда пламя Covid-19 разгоралось в Китае, а затем перекинулось на крыши соседей.
Уйдя в отставку, Феррари заявил о намерении вернуться в США, чтобы бороться с коронавирусом на передовой. И не только как известный специалист, но и как информационное орудие, из которого американский президент Дональд Трамп будет периодически обстреливать противоположный берег Атлантики, дабы сместить фокус с собственных провалов в борьбе с пандемией на погрязшую в бюрократии, неповоротливую и неуспешную Европу.
С другой стороны, конфликт Феррари и верхушки ERC распространяется далеко за пределы ведомства, потому как по своей сути оспаривает тезис фон дер Ляйен о преодолении политического кризиса в Евросоюзе.
В совокупности с недавним заявлением президента Франции Эммануэля Макрона о том, что Шенгенская зона может быть закрыта до сентября, отставка главы органа, отвечающего за научно-исследовательскую деятельность в ЕС, указывает на то, что президент Еврокомиссии все же несколько поторопилась с оптимистическими констатациями.
До появления эффективного лечения, т.е. вакцины (до чего еще далеко), коронавирус будет оставаться фактором неопределенности и риска. Как для здоровья людей, так и экономики.
Пандемия к тому же стала серьезным вызовом для управленцев по всему миру, потому что обнажила все недостатки, неумелость и недальновидность, а в некоторых случаях, как видим, наглядно доказала, что далеко не все и управленцы вовсе. Успешная карьера в своей отрасли, будь то наномедицина или развлекательно-юмористические шоу, не означает, что в новом амплуа новоиспеченный деятель государственного масштаба будет столь же эффективен.