Сократить Бундестаг. Германия делает обрезание депутатского корпуса
Оппозиция возмущена и намерена подать в суд. Но ее шансы минимальны. Неудобный закон полностью соответствует Конституции
Президент Германии Франк-Вальтер Штайнмайер одобрил избирательную реформу, принятую Бундестагом в середине марта, 400 голосами против 261 при 23 воздержавшихся. Закон поддержала правящая "светофорная" коалиция в составе красных Социал-демократов (СДПГ), желтых Свободных демократов (СвДП) и Зелёных, а также отдельные депутаты от "Альтернативы для Германии" (АдГ). Затем последовала обычная процедура: в мае закон принял Бундесрат — верхняя палата парламента из 69 представителей 16 федеральных земель Германии, он прошел юридическую экспертизу в канцелярии Федерального президента, и, наконец, был подписан Штайнмайером. По поводу отсутствия всеобщей поддержки закона Штайнмайер выразил протокольное сожаление, но это ничего не меняет.
Бюрокартия über alles
Согласно федеральной Конституции Бундестаг насчитывает минимум 598 мест. По факту, в Бундестаге 20 созыва – 736 депутатов. Это самый большой демократично избираемый парламент в мире. И он растет от созыва к созыву. В 19-м Бундестаге было только 706 депутатов.
Это разрастание снижает эффективность Бундестага и вес голоса отдельного депутата. Даже 598 депутатов – довольно много. А рост на 138 мест, на 23% от первоначального количества – это явно ненормально. И с этим, в принципе, все согласны.
За счет чего происходит этот рост? Дело в том, что голосование – двойное, на два бюллетеня. ФРГ разделена на 299 мажоритарных округов, и еще 299 мест распределяются по федеральным партийным спискам. Проходной барьер для партий – 5%. Казалось бы, всё учтено, но что делать, если партия не прошла 5%-й барьер по партийным спискам, а ее представители, выступавшие в мажоритарных округах от ее имени, победили? Самое логичное – распределить 299 голосов по партийным спискам между победителями, набравшими 5% и более, приплюсовать к ним 299 победителей по федеральным округам, и предоставить им, всем вместе, уже в Бундестаге, разбираться с формированием партийных фракций. Получается 598 мандатов и никакого разрастания.
Но если вы так думаете, то вы не знаете германскую бюрократию, которая ходит только в обход — и самым сложным путем. И потому главным принимается процент по партийным спискам, под который подгоняют результаты в мажоритарных округах. Но если партия получает больше мест в результате мажоритарного голосования, чем она получает при голосовании по партийным спискам, она может сохранить эти места. Однако тогда другие партии получают дополнительные места по партийным спискам, чтобы обеспечить точное отражение пропорционального голосования. Это рекомендуется перечитать 5-10 раз, чтобы проникнуться.
Неудивительно, что при таком подходе парламент стал разбухать. Удивительно, что он разбух только до 736 депутатов, а не, к примеру, до 1736. Впрочем, если не остановить этот рост, может быть достигнута любая цифра.
И, что же, новый закон это прекращает? Нет! Он лишь устанавливает компромисс, ограничивая число мест 630-ю. Прямые мандаты распределяются только тогда, когда покрываются соответствующей долей партийно-списочных голосов. На дополнительные 16 мест могут претендовать только те, кто показал в мажоритарных округах наиболее убедительные результаты — и это уравновешивается 16 мандатами к партийным спискам их более успешных конкурентов. Когда лимит в 32 голоса исчерпан – остальные свободны.
Кроме того, отменяется и норма, согласно которой партия, не набравшая 5%, но получившая по партийным спискам три и более мандатов, могла пройти в Бундестаг с правом образования там своей фракции. Это, однако, не касается партий национальных меньшинств. Естественно, внепартийных депутатов, идущих на выборы индивидуально, только по одному из мажоритарных округов, это не касается тоже.
Еще одна поправка
Кроме того, в стадии обсуждения находится ещё одна поправка в закон о выборах: снижение порога избирательного возраста до 16 лет. Согласно недавнему опросу, проведенному социологическим центром INSA, 62% респондентов отвергли эту идею, но в аналогичном опросе семилетней давности против было 80%. Иными словами, идея мало-помалу пробивает себе дорогу. В Бундестаге идею поддерживают правящая коалиция и Die Linke (Левые), против — Христианско-демократический союз (ХДС) и Христианско-социальный союз (ХСС), а также АдГ.
За счет снижения возрастного ценза число избирателей на следующих выборах могло бы возрасти на 1,5 млн. человек. Но снижение порога избирательного возраста требует изменения Конституции – а это две трети голосов Бундестага (491 голос) и Бундесрата (46). У правящей коалиции голосов в Бундестаге только 416, а, если подтянуть голоса Die Linke, 455. Так что пока — отбой. Снижение же числа депутатов создаст новую ситуацию, выгодную для нынешнего "светофора". И в Бундестаге 21 созыва у него уже может быть две трети голосов, а значит, выборы в Бундестаг 22 созыва могут пройти с участием 16-летних… что еще сильнее укрепит "светофорные" позиции. Это еще одна причина, по которой противники ограничения мест в Бундестаге будут биться до конца. Конец, впрочем, близок – осталась только апелляция в Федеральном Конституционном суде.
Кто против?
Против, естественно, те, кто показывает хорошие результаты в мажоритарных округах и посредственные по партийным спискам. Die Linke на федеральных выборах 2021 года набрали всего 4,9% по партийным спискам, но получили 39 мажоритарных мандатов. ХСС, выиграв в 2021 году 45 из 46 округов Баварии, набрала только 5,2% голосов по всей стране. А поскольку ХСС традиционно идет в блоке с ХДС, то и ХДС против. В АдГ единого мнения нет, но судиться они не будут. В Конституционный суд обратится ХСС. Но Конституция не нарушена, так что шансы ХСС выиграть дело близки к нулю.
Кто тут за кого?
По сути, новый закон вполне рационален в плане обеспечения работы Бундестага. А ещё он антипопулистский, поскольку обрезает возможность играться на мажоритарном округе местными лозунгами, без особой оглядки на общепартийную программу. С другой стороны, многолетнее существование системы дополнительных мандатов прогнуло под нее специфику партийных структур. Которую теперь придется менять.
Прогноз выглядит так: закон будет принят, и это укрепит позиции "Светофора" на выборах в 21-й Бундестаг, летом-осенью 2025 года. АдГ, скорее всего, немного укрепит свои позиции, за счет проседания ХСС – или, по меньшей мере, не проиграет от нового закона. А вот Die Linke имеет шанс не попасть в парламент. Впрочем, до 2025 года еще есть время и можно скорректировать и партийные программы, и работу с избирателями.