Опасная дружба. Надолго ли помирились Путин и Лукашенко
Глава Беларуси Александр Лукашенко в очередной раз помирился с Россией, даже лично встретился с президентом РФ Владимиром Путиным. Да так помирился, что что еще несколько дней было непонятно, о чем же руководители двух стран, вроде бы конфликтовавшие на протяжении последнего года, договорились на фоне теракта в питерском метро. Когда же дым над этими договоренностями развеялся, стало очевидно, что Москва еще больше привязала к себе Минск, а наступивший мир - временный, очень невыгодный и даже опасный для белорусского лидера. Естественно, в отношениях с Западом у Беларуси наступают очередные заморозки.
Встреча Александра Григорьевича с Владимиром Владимировичем состоялась 3 апреля в Санкт-Петербурге, и даже несмотря на теракт, переносить ее не стали. С подчёркнутой "важностью" мероприятия явно диссонировали объявленные в тот же день его итоги. По словам Путина, они с коллегой урегулировали споры в нефтегазовой сфере, подробности - в течение десяти дней. В свою очередь российский вице-премьер Аркадий Дворкович рассказал, что уже в апреле может начаться восстановление поставок нефти в Беларусь: "начнется уже более или менее синхронно с выплатой недоплаченной суммы в 726 млн долларов, более 720 млн, давайте так". То есть, вопреки прежним заявлениям, Лукашенко,платить по долгам согласился.
Прозвучавшие же слова о рефинансировании долга означают лишь то, что Москва согласна одолжить Минску денег, чтобы тот, в свою очередь, оплатил долг за газ. То есть речь идет не о подарке, а о кредите, который придется отдавать с процентами.
Правда, при этом "Газпром" даст скидки с понижающим коэффициентом к формуле расчета цены газа в 2018 и 2019 гг. Газовые отношения после этого периода, по словам Дворковича, будут зависеть от дальнейших переговоров. Таким образом, сама формула расчета цены газа остается прежней, что само по себе является основой для возможного будущего недовольства Лукашенко и механизмом шантажа белорусского лидера со стороны Кремля одновременно. Кроме того, Беларуси пришлось согласиться на снижение объема переработки нефти на белорусских НПЗ до 18 млн т - с 24 млн т в год, на что правительство так настойчиво ориентировало заводы в последние годы.
Понимая, что похвастаться ему в результате нечем, Лукашенко в своем выступлении напирал совсем не на экономику. Он говорил о некоей общей безопасности, которой якобы и было уделено максимум внимания во время встречи. Никаких подробностей не прозвучало, о согласии или несогласии белорусской стороны на строительство в Беларуси российской авиационной базы - пока тишина. Однако с учетом международного положения РФ заявления об этой общности выглядят как клятва верности. Тем более что несколькими днями ранее Александр Григорьевич допустил, что еще придет "время, когда придется спиной к спине стать и отстреливаться".
Неизвестно, действительно ли готов ли Лукашенко выступать союзником РФ в гипотетическом конфликте России с НАТО, но ритуальная демонстрация единства с "запоребриком" происходит. Например, как сообщает Министерство обороны РФ, на полигоне "Лосвидо" в Витебской области российские десантники совместно с белорусскими коллегами проводят учения "по блокированию четырех групп незаконных вооруженных формирований, прорвавшихся на территорию одного из крупных административных центров, расположенных в Республике Беларусь". Нахождение на территории РБ российских спецподразделений узаконено. На сентябрь планируются крупнейшие российско-белорусские военные учения "Запад-2017".
Тем временем Лукашенко осознанно пошел на некоторое обострение отношений с Западом. Испугавшись уличной протестной активности сограждан, он вернулся к привычной для себя тактике репрессий, начало которых ознаменовались показательно жестким разгоном акции День Воли. Уже 18 человекам предъявлено обвинение в подготовке к массовым беспорядкам. Это дело, заведенное белорусским КГБ, уже назвали "делом патриотов", поскольку в нем фигурируют сторонники максимального дистанцирования их государства от России. Еще один молодой мужчина - Вячеслав Косинеров - арестован за проведение перфоманса - набросил петлю на статую царского городового в Минске. Парню шьют уголовное дело по статье "хулиганство".
Таким образом, в Беларуси впервые за несколько лет могут появиться (судов еще не было) политические заключенные.
Правда, в ситуации шаткого и не несущего больших преференций замирения с Москвой Лукашенко, как представляется, все-таки рассчитывает на сохранение контактов с Брюсселем и Вашингтоном. И хотя после разгона демонстрации в белорусской столице международные институции отметились выражением "озабоченности", а США отменили визит к себе Лукашенко, но никто из эмиссаров демократических цитаделей Старого Света от запланированных визитов в РБ не отказался. В частности, на днях в белорусской столице прошел третий раунд переговоров координационной группы ЕС-Беларусь. Летом в Минске должна пройти сессия ПА ОБСЕ. Да и к призывам белорусской оппозиции вернуть санкции против режима Запад пока остается глух.
Что же касается упомянутых узников, то белорусская дипломатия, думается, сделает все, чтобы международные правозащитные организации и европейские институты не признали фигурантов новых громких уголовных дел "политическими". Не случайно местная пропаганда акцентирует внимание потребителей на том, что у обвиняемых было оружие и они готовились к насильственным действиям. Неважно, что демонстрируется при этом всякая ерунда вроде страйкбольных ружей и саперных лопаток. Главное - ужастик для европейцев понятный и привычный. Кроме того, совсем не факт, что обвиняемые получат реальные сроки. Они могут быть осуждены к условным срокам или к "химии" (ограничению, а не лишению свободы). Это как раз зависит от международной реакции, от решения вопроса о выделении Беларуси кредита МВФ в частности.
В общем, при всем ухудшении внутриполитической ситуации в РБ и крене ее международной политики в сторону России режим Лукашенко все-таки вынужден лавировать, находясь в жестких тисках условий своего геополитического положения. Так что дозированные акции устрашения сограждан Александр Григорьевич будет совмещать с играми на международном поле. А это, в свою очередь, может снова не понравиться Москве, требующей полного подчинения от своих сателлитов.