• USD 41.3
  • EUR 43
  • GBP 51.7
Спецпроекты

Мир после Мюнхена и признание ОРДЛО. Запад начал консолидацию против России

Москва, не дождавшись капитуляции Запада, а, напротив, столкнувшись с его нарастающим сопротивлением, пошла ва-банк, остановившись в шаге от признания "народных республик" Донбасса. Как ни странно, такой сценарий пока устраивает всех

Особенно болезненно восприняли в России выступление канцлера Шольца, оспорившего российские заявления о "геноциде на Донбассе"
Особенно болезненно восприняли в России выступление канцлера Шольца, оспорившего российские заявления о "геноциде на Донбассе" / EPA/UPG
Реклама на dsnews.ua

Мюнхенские конференции по безопасности (MSC), посвященные текущим проблемам мировой политики и экономики проходят с 1963 г. Это консультативная площадка, на которой встречаются главы государств, правительств и международных организаций, министры, члены парламента, видные представители гражданского общества, бизнеса и СМИ. Нынешняя, 58-я MSC прошла в минувшие выходные, с 18 по 20 февраля

Сравнение конференций 2020-2022 годов обнаруживает прогресс в понимании процессов, идущих в сегодня России. Конечно, все движется очень медленно, и до восприятия Москвы как идейной наследницы Третьего Рейха, занявшей его нишу в мировой политике еще далеко, но большие шаги вперед, несомненно, налицо.

Год 2020

Напомню, что на MSC-56 был представлен доклад "12 шагов для большей безопасности Украины и евроатлантического региона", составленный тремя западными аналитическими центрами и Российским советом по международным делам. Доклад презентовал "план примирения" Украины и России с ставит целью возобновление сотрудничества Запада с Россией без деоккупации Крыма и выполнения требований Украины по Донбассу. Он предлагал, в частности, постепенное снятие санкций с России, сближение между РФ с Евросоюзом и запуск всеукраинского общенационального диалога по определению новой идентичности Украины, которая должна была учитывать пожелания соседних стран, включая Россию.

Доклад вызвал скандал и жесткую критику, после чего исчез с сайта конференции, но неприятный осадок от самого факта его появления, естественно, остался.

При этом, исчезнувший с сайта доклад стал по сути единственным предложением по Украине: впервые за пять лет на MSC-56 не было украинской панели. Украина не была выделена в самостоятельную тему и в установочном докладе, размещенном на сайте конференции. Впрочем, там тема, в принципе, была одна: Запад и весь мир становятся все более "беззападными" (westlessness).

Год 2021

Реклама на dsnews.ua

MSC-57 впервые прошла в онлайн-формате, отчего заняла всего три часа пятничного вечера 19 февраля вместо обычных трех дней. Она также стала первой MSC, на которой выступил действующий президент США (Джо Байден), и первой за многие годы, где не было представителей России, Китая и арабских стран. Иными словами, MSC ощутимо схлопнулась, перейдя на клубный формат с почетным гостем в лице президента Соединенных Штатов.

Байден заявил об окончании изоляционизма Трампа, пообещал мягкое лидерство США без диктата и с уважением к мнению союзников, и подтвердил незыблемость 5-й статьи Устава НАТО, согласно которой нападение на одного члена Альянса является нападением на всех.    

Европейские лидеры, в лице Меркель и президента Европейского Совета Шарля Мишеля высказали положенную долю ответных любезностей, но Макрон в своем спиче подчеркнул необходимость диалога с Москвой, упомянув концепцию "стратегической автономии" Европы.

Год 2022 – огромные перемены

Россия вновь не присутствовала ни в каком виде. Правда, если в 2021 году на MSC-57 Лаврова просто не позвали, то на MSC-58 он отказался ехать сам. Уже одно это было несомненным шагом вперед.

Другим хорошим знаком было возвращение к участию в MSC-58 Китая, глава МИД которого Ван И принял в ней участие по видеосвязи. Хотя Ван И и занял позицию, формально близкую к российской, критикуя расширение НАТО, которое он назвал пережитком "Холодной войны", и призывая к выполнению Минских соглашений, он также заметил, что безопасность одной страны не должна достигаться за счет безопасности других стран – впрочем, отметив, что и региональная безопасность не должна опираться на укрепление военных блоков. В целом же, речь главы МИД КНР оставляла впечатление завуалированного предложения о посредничестве в конфликте между Западом и Россией, формальным поводом для которого стала Украина. Иными словами, Китай, как и ожидалось, не станет прочным тылом России в ее противостоянии на европейском театре, а будет маневрировать, ища свой интерес.

И, наконец, порадовало то, что все западные участники конференции, так или иначе осуждали Россию. Это немедленно вызвало истерику у российских пропагандистов.

Особенно болезненно восприняли в России выступление канцлера Шольца, оспорившего российские заявления о "геноциде на Донбассе". Причины истерики понятны: Германия, вернейший адвокат Кремля, прочно подвешенная Россией на газовый, нефтяной и коррупционный куканы, стала мало-помалу дистанцироваться от Москвы. Что же тогда говорить о других?

Итак, лидеры стран Запада уже не предлагают потихоньку слить конфликт, признав аннексию Крыма и оккупацию части Донбасса. Напротив, они в один голос обещают ответить на российскую агрессию в Украине. Конечно, воевать никто из них не хочет, и все по-прежнему уповают на мирные методы экономического давления. Но и от этого уже недалеко от мысли, что если мирные методы не работают, а Москва не унимается, нужно прибегнуть к военной силе.

С яркой и эмоциональной речью выступил Владимир Зеленский. Среди прочего он напомнил о Будапештском меморандуме и упомянул о возможном отказе Украины от безъядерного статуса.

Технически это сделать довольно сложно, но само обсуждение такой возможности вызвало отдельную истерику на российских "шоу ненависти". Действительно, отказ от неядерного статуса, даже формальный, открывает перед Украиной множество вариантов действий. К примеру, размещение на случай вторжения "грязных" фугасов на границе с Россией, и по линии разделения на Донбассе, подрыв которых, в случае российского нападения, можно подгадать под подходящее направление ветра. Лукашенко, слишком активно присоединившегося к путинским военным играм, можно всерьез предупредить о том, что, заигравшись и допустив вторжение в Украину со своей территории, он получит на голову – опять-таки, подгадав под подходящий ветер, сразу все блоки ЧАЭС. И, если два года назад подготовка к таким действиям была бы однозначно осуждена в Европе, и во всем мире, то сегодня продекларировав их как намерение, можно уже перейти к торгу, потребовав, к примеру, средства прикрытия от российских ракетных и авиационных ударов и закрытое для россиян воздушное пространство над Украиной. Впрочем, здесь самое время уточнить цели Путина. Когда он собирается наступать и чего намерен своим наступлением достичь?

Почему Путин все еще не начал войну

Сегодня Путин обладает в России достаточной властью, чтобы отдать приказ о начале войны. На Донбассе идут провокации с очевидной целью: получить более или менее убедительный, хотя бы для российской публики, повод для… но для чего? Для прямого вторжения? Ну, а смысл? Еще один кусок Украины в обмен на еще большую изоляцию — и что с ним прикажете делать? Тогда зачем? Для накачки ЛДНР оружием и живой силой? Это и так успешно делалось и делается. Что еще?

Зайдем с другой стороны, и посмотрим, чего не хватает Путину?

У Путина катастрофические проблемы с неэффективной экономикой. Причем, не столько из-за санкций, сколько из-за общей отсталости России, непреодолимой, в силу ее примитивного социального устройства. Копится недовольство населения, особенно в провинции. Одновременно набирают силу местные бароны, которые могут разорвать Россию быстрее, чем НАТО, даже если бы Альянс дозрел до понимания необходимости этого шага — а он пока, увы, не дозрел. Между тем, Кадыров вообще в грош не ставит никакие российские власти, и ничего с ним сделать невозможно, а его пример – заразителен и соблазнителен. Как скрепить разваливающуюся Россию?

Скрепить можно одним способом: изоляцией и чрезвычайщиной. Нет возможности избежать санкций и изоляции – надо их постаивть себе на службу. Закрыть страну, выдавив на Запад все зараженные его идеологией элементы, затянуть гайки – и под их затягивание почистить аппарат от слишком самостоятельных и зарвавшихся чиновников. Чиновников среднего-регионального звена тоже загнать в изоляцию, а кто сбежит на Запад тот выпадет из обоймы. И, наконец, совершить последний шаг: признать ЛНР и ДНР. Именно сейчас, когда пишется этот текст, идет внеочередное заседание Совета безопасности по Донбассу – и все выступающие, естественно, за признание.

Итак, признание ЛНР и ДНР – вопрос практически решенный. Это означает выход из минских соглашений и возможность вести войну против Украины при помощи двух новых государств, признаваемых Москвой, и по факту ей управляемых, регулируя ее интенсивность. Россия формально оказывается ни при чем, но может заряжать ЛДНР любым количеством оружия. Россия же наверняка втащит эти страны и в ОДКБ, заставив своих союзников их признать. Словом, мало-помалу Путин будет раскачивать полупризнание ЛДНР, выводя Россию на роль посредника.

Такую прокси-войну можно очень вести долго, и без особого риска. Санкции – да, будут, но к ним в России привыкли. Если же ЛДНР всерьез возьмут в оборот, то, в самом крайнем их можно будет сдать, вывезя в Россию население, поселив где-нибудь в палатках, и годами оплакивая его судьбу. Но, скорее всего, ситуация просто станет тупиковой, а войну можно будет то интенсифицировать, то снижать ее эффективность, надежно блокируя этим развитие Украины. Также ЛНР и ДНР смогут выдвинуть к Украине территориальные претензии.

Это позволит России стабилизировать внутреннюю ситуацию, хотя и путем обнищания населения, но это никого не волнует. Мобилизационные лозунги транслируемые в мозг россиян, привыкших жить в бедности, отвлекут их от насущных бытовых проблем.

Как ни странно, но такая изоляция России устроит сегодня и Запад. Признание ЛДНР регионализует конфликт, почти гарантированно ограничив его Украиной, и отсрочив большую войну в Европе. Для мечтателей из ЕС, привыкших выгодно вести дела с Россией, это желанная передышка. Для реалистов из Великобритании и США – время для пересборки европейской коалиции, поскольку НАТО, увы, стал неэффективен. Для нас – очень зыбкий период "ни мира, ни войны" – и постоянного ожидания большой войны.

Тем не менее, стратегически признание Россией ЛДНР – проигрыш Путина Западу. И шанс для нас превратить его в выигрыш для Украины.

    Реклама на dsnews.ua