Исламисты, Турция и интриги против Меркель
В сеть попал секретный документ немецкого министерства внутренних дел, в котором к Турции намертво привязали исламистов Ближнего востока. Это письмо, отправленное в ответ на запрос левой партии Die Linke, конечно же, произвело фурор в разрезе внешней политики. Если быть точнее — в турецко-немецких отношениях. Но это, ко всему прочему, является следствием внутренней политической борьбы в Германии.
Согласно письму Анкара очень даже энергично поддерживает, прежде всего финансово, исламистские организации Ближнего востока — "Братьев-мусульман" в Египте и ХАМАС в Секторе Газа. "Многочисленные проявления солидарности и поддержка правящей ПСР (Партия справедливости и развития) и президентом Эрдоганом деятельности египетских "Братьев-мусульман", ХАМАС и вооруженных групп исламистской оппозиции в Сирии подчеркивают их идеологическую близость с (в широком понимании) "Братьями-мусульманами", — цитирует текст EUobserver.
"Братья-мусульмане", напомним, пришли к власти во время революции в Египте в 2012 г., а год спустя ушли из нее в результате очередного переворота. Сейчас Египтом правит не менее одиозный генерал ас-Сиси. Что касается ХАМАСа, то эта группировка контролирует часть палестинской территории и, мягко говоря, не дружит с Израилем.
Так вот, в МВД Германии подчеркивают, что Анкара в последнее время очень сильно сблизилась с этими группировками, заняв едва ли не главенствующую роль в их поддержке благодаря ползучей исламизации самой Турции. Это первая шпилька в адрес турок. Вторая — в ведомстве отметили, что четверть немецких граждан, примкнувших к ИГ или другим экстремистским группам, были выходцами из Турции. То есть Берлин связывает радикальный исламизм и нынешний турецкий режим.
Но делает это под грифом "Секретно". Тот факт, что произошла утечка, вынуждает размотать клубок, понять причину, по которой "подставили кролика Роджера".
Как известно, МВД возглавляет Томас де Мезьер — соратник канцлера, лидера Христианско-демократического союза Ангелы Меркель. Утечка из ведомства де Мезьера сильно бьет по репутации самой Меркель, но это не значит, что министр ведет игру против канцлера. Де Мезьер и Меркель очень тесно связаны, так как кузен министра, лидер ХДС ГДР, первый и последний премьер бывшей республики Лотар де Мезьер помогал Меркель в начале ее политической карьеры, устроив в администрацию Гельмута Коля. Его двоюродный брат также рос в ХДС, впоследствии став главой канцелярии Меркель, а затем и министром внутренних дел. По сути, это один из столпов, поддерживающих нынешнего немецкого канцлера.
Кардинальный поворот флюгера — Социал-демократической партии Германии — в отношении Турции подкрепляет предположение, что утечку как технологию, направленную против канцлера, организовали эсдеки, возможно, при помощи отдельных членов ХДС (но не де Мезьера) и Die Linke. С последней у СДПГ отношения, скажем так, были сложными и порой конфликтными. Однако накануне выборов 2017 г. две левые партии смогли достичь консенсуса.
На изменениях в высказываниях эсдеков по поводу Турции следует остановиться отдельно. Впрочем, как и словах однопартийцев Меркель.
Итак, сразу после попытки переворота в Турции Эрдоган начал пропускать демократию через мясорубку, организовав масштабные чистки. Среди всего прочего заговорил и о введении смертной казни, что возмутило Запад. И Меркель, естественно, тоже. 18 июля канцлер подчеркнула, что смертная казнь в Турции будет означать конец переговорам о вступлении в Евросоюз.
Далее эстафету подхватили в Австрии, уже давно не питающей любви к Анкаре. Канцлер Кристиан Керн заявил о необходимости прекращения переговоров с турками касательно членства в ЕС. Вена и Анкара сошлись на поле дипломатической битвы, обменявшись резкими высказываниями. И после этого в Лихтенштейне оперативно состоялась встреча министров иностранных дел немецкоговорящих государств, во время которой член СДПГ Франк-Вальтер Штайнмайер вступился за Турцию, мягко пожурив ее за чистки и бедлам, но сказав, мол, не время бить горшки.
Также Штайнмайер, известный пророссийскими высказываниями, заявлял, что сближение Турции и России не является угрозой НАТО, выступив, фактически, в роли европейского лоббиста возобновления дружбы двух стран. При этом министр также привлек внимание к турецкому вопросу в Европе. Интеграция Турции в европейское сообщество, грызня с Австрией — все это заполнило СМИ и головы экспертов.
Практически сразу из уст вице-канцлера, министра экономики и лидера эсдеков Зигмара Габриэля звучит негативный прогноз: Турции не видать членства в ЕС ближайшие 10—20 лет. Однако его слова носили больше евроскептический оттенок, поскольку основной причиной неинтеграции Анкары он назвал неспособность Евросоюза принять нового члена. К тому же он смягчил заявление, сказав, что также против прекращения переговоров.
И вот спустя неделю в сети появляется это злополучное письмо из ведомства де Мезьера, а министр Германии по европейским делам, эсдек Михаэль Рот, констатирует, что безвизовый режим с Турцией в октябре, как планировалось, введен не будет. Конечно же, теперь и без того сложные отношения Германии и Турции еще более ухудшились, ведь безвиз является одним из условия Эрдогана в обмен на сдерживание потока мигрантов в ЕС. А миграционный вопрос, как известно, — это ахиллесова пята госпожи Меркель. Именно за то, что она распахнула двери для беженцев в прошлом году, канцлер подверглась жесткой критике со стороны политических оппонентов. Ее рейтинг просел.
А письмо Мезьера лишь добавило масла в огонь. По сути, министр ненароком настраивает против канцлера трехмиллионную турецкую диаспору. Посудите сами, в ХДС хоть и критикуют Эрдогана, но не хотят окончательного разрыва. И тут неожиданно становится известно, что на самом деле о Турции думают у Меркель. Конечно, диаспора и официальная Анкара, которая борется за симпатии своих соотечественников в Германии, возмущены. Тем более что Берлин продолжает настаивать на нерациональности отказа от переговоров. Совсем недавно министр финансов Вольфганг Шойбле, которого ранее прочили на место нового президента Германии с подачи Меркель, неожиданно изменил свое мнение. Весной он утверждал, что туркам в ЕС не место, а недавно сказал, что сворачивать с евроинтеграционного пути нельзя.
Выгодно это и немцам, точнее, социал-демократам, которые используют внешнеполитический конфликт в борьбе за власть.
Ныне в Германии уже устали от Ангелы Меркель. Ранее безальтернативную, сегодня ее многие хотят заменить. Главным претендентом, по некоторым оценкам, является как раз Габриэль. И кто, как не он, станет основным выгодополучателем от удара по репутации канцлера?