• USD 41.9
  • EUR 43.5
  • GBP 52.4
Спецпроекты

Искусство раздвинуть ноги и поджать хвост. Как российский МИД на президента Сербии наехал и что из этого вышло

Безудержное хамство под дипломатическим прикрытием – одна из фирменных фишек России, в одном ряду с баней, "боярой" и балалайкой. Но времена меняются, и дряхлеющая полуимперия нарывается на отпор. Иной раз даже от тех, в ком привыкла видеть свою безгласную прокладку

EPA/UPG
Реклама на dsnews.ua

В субботу, 5 сентября официальный представитель МИДа РФ Мария Захарова разместила на официальной же странице ведомства в ФБ два фото. Первое было снято на встрече президента Сербии Александра Вучича с Дональдом Трампом, в ходе которой стул Вучича якобы стоял слишком далеко от рабочего стола президента США.

Второе — известный кадр из фильма "Основной инстинкт".

"Если Вас позвали в БД (Белый дом — Ред.), а стул поставили так, будто Вы на допросе, садитесь как на фото #2. Кем бы Вы ни были. Просто поверьте", — прокомментировала Захарова.

Конечно, Захарова, как и все российские дипломаты, тонкий знаток дипломатического хамства. Кроме того, она, вне всякого сомнения, могла бы многое рассказать об искусстве раздвигания ног. Наконец, шеф протокола Белого дома и вправду разместил Вучича, скажем так, не вполне удачно для протокольной съемки. Но зато Вучич, приехав в Вашингтон, заключил при посредничестве Трампа экономическое соглашение с Косово – то есть, сделал первый ваш к нормализации отношений с ним. Шаг этот был сделан к неудовольствию России, которая уже три десятилетия манипулирует Сербией при помощи нерешаемой при деятельном участии Кремля косовской проблемы. Это, по всей видимости, и взбесило министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова, который и спустил на Вучича Захарову – сама бы она едва ли рискнула столь рискованно шутить. Но успех в Вашингтоне придал уверенности и Вучичу. И Захарова получила отпор.

"Мария Захарова больше всего говорит о себе, а проявленный ею примитивизм и пошлость говорят о ней и, ей-богу, о тех, кто ее туда поместил. Пусть разбираются, я не буду ей отвечать, — заявил Вучич в интервью сербскому радио Pink.- Что поделаешь, люди не могут понять, что Сербия — единственная страна, которая не ввела санкции в отношении России, или что Сербия — единственная страна, которая нейтральна в военном отношении без какого-либо желания вступать в НАТО, единственная, которая проводит учения с Россией, или что Сербия — единственная, которая готова строить у себя инфраструктуру для транзита и распределения российского газа, единственная страна, которая напрямую закупает у них оружие на европейской земле и все остальное … Что поделаешь, я не могу объяснить чей-то примитивизм и пошлость, пусть обсуждают это между собой".

Реклама на dsnews.ua

Выходку Захаровой также осудили член сербской делегации в Вашингтоне Марко Джурич и министр обороны Сербии Александр Вулин. Джурич припомнил, что сербский президент у Путина "и полтора часа ждал приема и никогда не требовал отдельного стула" — и даже тогда "ни одного плохого слова против России не сказал". "А Вам я не позволяю подвергать нападкам гордую Сербию! Устыдитесь!", — закончил Джурич свой пост в Twitter, адресуясь к Захаровой.

"Вучич — единственный государственный деятель в Европе, который отказался ввести санкции против России, и верховный главнокомандующий армии, с которой вооруженные силы Российской Федерации имеют самое высокое и самое плодотворное сотрудничество, которое может быть достигнуто. Величина человека не измеряется ни размером стула, на котором он сидит, ни величиной силы, от имени которой он говорит, а размером храбрости на любом стуле защищать свой народ и друзей своего народа", — вторил ему Вулин.

Словом, сербы, несмотря на успешность переговоров в Вашингтоне, поспешили подтвердить своё намерение и впредь оставаться на российской орбите. Тогда Захарова получила команду сдать назад и откорректировала пост – мол, она не хотела задеть лично Вучича, а лишь боролась с американским высокомерием. "Прошу прощения, но мой пост был неверно истолкован! Единственное, что в нем содержалось — неприятие высокомерного отношения со стороны "исключительных". Протокольные уловки стали одним из приёмов, на которые регулярно идут американские чиновники, чтобы искусственно создать видимость собственной исключительности. А это неприемлемо", — написала она.

Извинение вышло довольно кривое, но тут уж кто как умеет. В МГИМО Захарову учили не этому. Известный анекдот, о том, как следует извиняться и составлять ответные ноты очень точно отражает российский дипломатический стиль.  

Кроме того, с Вучичем провел телефонные переговоры Сергей Лавров, заверив его в неизменности позиции России по Косово "в пользу поиска прочного и долговременного урегулирования на основе резолюции СБ ООН 1244". И, наконец, Дмитрий Песков назвал инцидент "недопониманием в связи с некоторыми формулировками" и заверил, что российское руководство по-прежнему поддерживает развитие партнерских отношений двух стран.

"Наши дружеские партнерские отношения, стратегическое партнерство с Сербией, являются важнейшими. Все без исключения в руководстве РФ, на экспертном уровне являются приверженными сторонниками дальнейшего развития нашего партнерства. Российский МИД делает очень много для развития этих отношений", — заявил Песков, отметив, что несмотря на неприятный инцидент МИД не намерен вводить какие-либо ограничения для дипломатов в соцсетях, поскольку их активность там является "частью их работы" и "должна продолжаться по нарастающей".

Переведем теперь всю эту историю с дипломатического языка на обычный. Благо, в ней всё абсолютно прозрачно.

Вучич направился в Вашингтон говорить о Косово, что сразу же вызвало кислую гримасу в России. И Вучича вполне расчетливо и сознательно, по прямой команде Лаврова, обхамили – с прицелом на скандал и с тем, чтобы в ходе этого скандала публично и громко обозначить зависимость Сербии от России. И Вучич, а также другие сербские функционеры эту зависимость послушно обозначили и озвучили – вот, пожалуйста: газ и газовая инфраструктура, невступление в НАТО, закупки оружия, маневры и полтора часа в приемной Путина. Таким образом Россия подтвердила свои права на Сербию. Всё остальное – не более чем протокольные маневры.

Но у "гордых сербов", привычно лобызнувших руку "старшего брата" несомненно остался некоторый осадочек от публичного напоминания им об их зависимом положении. При этом США сосредотачивают усилия на наиболее критичной точке сербско-российских и сербско-ЕСовских отношений – на неурегулированном косовском конфликте. Этот конфликт, тормозя вступление Сербии в ЕС, и удерживает ее в зоне российского влияния. Естественно, что Россия заинтересована в том, чтобы конфликт вокруг Косово длился вечно – это и вызвало нервную реакцию на поездку Вучича в Вашингтон. Но влияние США на ситуацию вокруг Косово больше российского. А урегулирование, хотя бы в общих чертах, косовского конфликта и вступление Сербии в ЕС, по сути, означает конец российского влияния на Балканах. Да, останется обширная агентурная сеть, внедренная в политику и экономику, которую придется зачищать десятилетиями, но это уже другой уровень влияния, значительно меньший. Что же касается сербов, то после вступления в ЕС у них появится отличная возможность припомнить России все унижения, испытанные за время "братства". И основной инстинкт Захаровой Кремлю при случае тоже припомнят, не сомневайтесь.

    Реклама на dsnews.ua