Иранская атака против Израиля. Как трамписты "украинских нацистов" нашли
Ультраконсервативное крыло Республиканской партии США стремится разделить пакеты помощи для Израиля и Украины после ракетной атаки Ирана
4 апреля американские СМИ со ссылкой на разведку США, а также на источники в арабских странах сообщали о вероятном массированном ударе Ирана по Израилю в течение 48 часов в ответ на ликвидацию израильскими ВВС семи иранских офицеров во главе с командующим "Аль-Кудс" Корпуса стражей и (КСИР) генералом Мохаммедом Резой Захеди в иранской дипмиссии в Дамаске.
Анонсированные двое суток постепенно превратились почти в две недели, поскольку теократический режим Ирана должен был принять сложное для себя решение – выбрать между риском вступить в открытую войну с Израилем или спасти собственную репутацию после ряда эффективных операций по ликвидации офицеров КСИР (эпизод в Дамаске был одним из нескольких. аналогичных, наблюдавшихся с 7 октября прошлого года).
В результате массированный удар все же произошел в ночь на 14 апреля, когда Иран, а также его прокси-силы в Ливане, Сирии, Ираке запустили через воздушное пространство Иордании и Ирака колоссальное количество смертоносных снарядов — около 170 БПЛА, 120 баллистических и 36 крылатых ракет.
Израильские системы ПВО справились почти со всеми целями. Плюс стоит отметить, что в этом Иерусалиме также помогали как союзники – Франция, Великобритания и США, так и, что немаловажно, Иордания и Саудовская Аравия. Готов сбивать иранские дроны и ракеты был даже Египет.
Участие же Эр-Рияда, в частности, свидетельствует о неизбежности дальнейшего сближения Саудовской Аравии с Израилем, несмотря на недовольство королевства политикой Вашингтона, построение более теплых отношений с Китаем и попытки наладить диалог с Тегераном. По сути, это прогнозировалось ранее в качестве одного из последствий гипотетической на тот момент атаки Ирана на Израиль – очередное изменение баланса сил на Ближнем Востоке не в пользу режима аятолл.
Спланированный пиар
Другое последствие – это открытое, а не руками ХАМАСа, хуситов или "Хезболлы", вооруженное противостояние Ирана с Израилем, еще пребывающее в повестке дня из-за высокой вероятности уже ответа Иерусалима на ракетную атаку 14 апреля.
Хотя заметим, что Иран пытался сделать все, чтобы этого ответа не произошло. Это бросается в глаза, когда иранская армия в стиле Конашенкова сразу после удара отрапортовала об успешном выполнении поставленных задач и поспешила провозгласить окончание операции вместе с выражением надежды на то, что Израиль не пойдет на дальнейшую эскалацию.
Такая позиция Тегерана вполне ясна. Режим аятолл смог создать нужную ему картинку внутри страны и подправить собственное положение, а вдобавок – продемонстрировать мощь иранского ВПК.
Атака 14 апреля была четко спланированной пиар-акцией, ведь, во-первых, иранцы не могли не знать об уровне эффективности израильской ПВО/ПРО, как и о готовности союзников сбивать ракеты и БПЛА, следующие к территории Израиля. Во-вторых, Тегеран с 4 апреля поддерживал постоянный уровень актуальности собственного "акта возмездия" в информационном пространстве, чем дал время Израилю и союзникам на подготовку; а в день атаки даже старательно предупреждал о новой волне ракет и дронов.
Репутационные дивиденды получило и находящееся в длительном политическом кризисе правительство Биньямина Нетаньяху, особенно после того, как пропустило нападение 7 октября.
Иерусалим, в свою очередь, ожидаемо продемонстрировал силу собственного ВПК и одновременно слабость иранского. Нетаньяху же улучшил политические позиции и имеет потенциал для дальнейшего их улучшения, поскольку вопрос ответа на иранский ответ остается открытым. Прежде всего, по информации The New York Times, премьер Израиля, вроде как, отказался от этого после разговора с президентом США Джо Байденом. Тем более что The Wall Street Journal при этом отмечает, что удар по Ирану все же может произойти. Это действительно вполне вероятно, поскольку ответ на иранскую агрессию откладывает для Нетаньяху решение проблемы с заключением за коррупционные дела и политический кризис, то есть дает ему время для маневров.
Меседж для трампистов
Иранская атака на Израиль, кроме того, — весьма перспективный стимул для его союзников действовать активнее ради обеспечения глобальной безопасности. Не только через непосредственное уничтожение иранских ракет и БПЛА, но и потому, что это нападение в очередной раз проиллюстрировало абсолютную неэфемерность уже сложившегося союза диктатур – России, Ирана, Северной Кореи, Сирии, Беларуси и при незримом присутствии Китая в этих дестабилизационных процессах.
В этом контексте очень показательно заявление российского постпреда в Совете Безопасности ООН Василия Небензи, который вновь забыл о 7 октября — о причине эскалации на Ближнем Востоке, но обвинил во всех смертных грехах и США с французами и британцами, и непосредственно Израиль.
Поэтому сейчас очень интересно будет наблюдать за поведением, в частности, находящейся под влиянием ультраконсервативного крыла Республиканской партии США в контексте принятия военной помощи для Израиля и Украины.
Соответствующие дискуссии в Вашингтоне активизировались после 14 апреля. Именно атака Ирана побудила американских законодателей из обеих партий вернуться к поддержке Израиля и Украины.
Так, вынести соответствующий проект на голосование уже призвали и госсекретарь в администрации Дональда Трампа Майк Помпео, и глава Комитета по иностранным делам Палаты представителей Майк Маккол, и глава комитета Палаты по разведке Майк Тернер. Последний также ожидает, что голосование может пройти уже на этой неделе.
Намерение хотя бы попытаться вынести законопроект на голосование декларирует и спикер Палаты представителей Майк Джонсон.
Впрочем, Джонсон по-прежнему находится под давлением трампистов, шантажирующих его отстранением от должности спикера. Особенно активна в этом направлении ультраконсерватор Мэрджори Тейлор Грин, которая сейчас часто ретвитит, например, Рэнда Пола – сенатора-противника антироссийских санкций, в свое время доставлявшего в Москву письмо от Трампа; и называет "антисемитизмом" аргументировать помощью Израилю необходимость "финансирования украинских нацистов".
Она и другие трамписты настаивают на разделении помощи обеим странам в отдельных законопроектах. Предложение Тейлор Грин – это зондирование ситуации и очевидно очередная попытка продолжить блокирование помощи Украине.
Однако, даже если ультраконсерваторам удастся дожать других республиканцев и добиться разделения помощи, условная выгода будет иметь место лишь в краткосрочной перспективе, ведь промедление с противодействием другому участнику "оси зла 2.0" — России — наоборот побуждает эту ось, и в том числе Иран, к более наглым и агрессивным шагам. И никак не помешает дальнейшей интеграции российского и иранского ВПК.