• USD 41.3
  • EUR 43
  • GBP 51.7
Спецпроекты

Персона недели: Иорданский король знает, как примирить западную культуру и ислам

Идея терпимого и гуманного ислама, чуждого насилию во имя утверждения веры, заложенная в Амманском Послании и последовательно развиваемая Абдаллой, абсолютно нетривиальна

Фото: vistazo.com
Фото: vistazo.com
Реклама на dsnews.ua

Вы­ступ­ле­ния Ба­ра­ка Оба­мы, Вла­ди­ми­ра Пу­ти­на и Си Цзи­пи­на на за­се­да­нии 70-й сес­сии Ге­не­раль­ной Ас­сам­блеи ООН, а еще боль­ше - ожи­да­ния, свя­зан­ные с ни­ми, ото­дви­ну­ли в тень речь ко­ро­ля Иор­да­нии Аб­дал­лы Вто­ро­го. Но лич­ность иор­дан­ско­го мо­нар­ха и роль, ко­то­рую иг­ра­ет се­год­ня Иор­да­ния на Ближ­нем Вос­то­ке, не­из­беж­но вы­во­дят это вы­ступ­ле­ние в "первую ли­гу". В слож­ном ближ­не­вос­точ­ном рас­кла­де Иор­да­ния вы­сту­па­ет в ро­ли кап­ли смаз­ки, без ко­то­рой по­ли­ти­че­ские ше­с­тер­ни мо­гут про­сто не сдви­нут­ся с ме­ста.

Пря­мой по­то­мок про­ро­ка Му-­хам­ме­да в 43-м ко­ле­не и на­след­ник ко­ро­лев­ской ди­на­стии, ве­ду­щей на­ча­ло от пра­пра­де­да про­ро­ка, Аб­дал­ла в пер­вых фра­зах сво­ей ре­чи пе­ред Ге­нассам­бле­ей ООН пред­ста­вил се­бя как "бо­го­по­слуш­но­го и бо­го­лю­би­во­го че­ло­ве­ка": "Я на­хо­жусь здесь как отец, ко­то­рый хо­тел бы, что­бы мои де­ти, как и ва­ши, жи­ли на пла­не­те, где бы­ло бы боль­ше ми­ло­сер­дия и ми­ра". Сра­зу же бы­ли обо­зна­че­ны и си­лы Зла: это "за­ко­но­пре­ступ­ни­ки ис­ла­ма, ко­то­рые дей­ству­ют се­год­ня во всем ми­ре". Их ин­стру­мент - ре­ли­ги­оз­ные раз­но­гла­сия, их цель - "по­кон­чить с со­труд­ни­че­ством и ми­ло­сер­ди­ем сре­ди мил­ли­ар­дов лю­дей", их опо­ра и ис­точ­ник ре­сур­сов - "по­до­зри­тель­ность и не­ве­же­ство", с по­мо­щью ко­то­рых они "рас­ши­ря­ют свою власть и, что еще ху­же, поз­во­ля­ют се­бе ис­ка­жать сло­во Бо­жие в оправ­да­ние са­мых же­сто­чай­ших пре­ступ­ле­ний".

Под­черк­нув, что по­бе­да Зла, вы­сту­паю­ще­го под мас­кой ис­ла­ма, бу­дет озна­чать "бу­ду­щее, где мас­со­вые убий­ства, пуб­лич­ное обез­глав­ли­ва­ние, по­хи­ще­ние и по­ра­бо­ще­ние - обыч­ное де­ло", Аб­дал­ла за­го­во­рил о не­об­хо­ди­мо­сти "гло­баль­ных кол­лек­тив­ных дей­ствий по всем на­прав­ле­ни­ям". Но воз­мож­но ли объ­еди­нить му­суль­ман и не­му­суль­ман про­тив дру­гих му­суль­ман, пусть и за­блуж­даю­щих­ся, но остаю­щих­ся, хо­тя бы фор­маль­но, в рам­ках ис­лам­ско­го ве­ро­уче­ния? На ка­кой ос­но­ве та­кое объ­еди­не­ние воз­мож­но?

И то­гда Его Ве­ли­че­ство вспом­нил Ам­ман­ское По­сла­ние, рас­про­стра­нен­ное в но­яб­ре 2004 г. от име­ни ко­ро­лев­ско­го дво­ра Иор­да­нии, а зна­чит, и от не­го лич­но как ко­ро­ля и по­том­ка про­ро­ка. Имен­но там эта ос­но­ва и бы­ла сфор­му­ли­ро­ва­на. А по­сколь­ку По­сла­ние бы­ло одоб­ре­но ав­то­ри­тет­ны­ми му­суль­ман­ски­ми ли­де­ра­ми, став ос­но­вой ито­го­во­го до­ку­мен­та Меж­ду­на­род­ной ис­лам­ской кон­фе­рен­ции, про­шед­шей в июле 2005 г. все в том же Ам­ма­не, то ссыл­ка на не­го из уст ав­то­ра бы­ла силь­ным хо­дом. По­сла­ние, во-пер­вых, очер­чи­ва­ет круг тех, ко­го сле­ду­ет счи­тать му­суль­ма­на­ми, при­зна­вая та­ко­вы­ми все во­семь те­че­ний ис­ла­ма, не до­пус­кая про­из­воль­но­го суже­ния это­го кру­га и тем са­мым от­вер­гая внут­ри­кон­фес­сио­наль­ную враж­ду. Во-вто­рых, оно го­во­рит о том, что культ на­си­лия и ис­тин­ная ве­ра не­сов­ме­сти­мы.

Абдалла в буквальном смысле творит историю прямо у нас на глазах как важнейшее действующее лицо в процессе вестернизации ислама и его гармоничного встраивания в социум наиболее развитой части нашего мира

Аб­дал­ла Вто­рой и как по­ли­тик, и как че­ло­век во всех смыс­лах яв­ля­ет­ся про­дук­том син­те­за За­па­да и ис­ла­ма. Но его био­гра­фию мож­но по­нять толь­ко в свя­зи с ис­то­ри­ей са­мой Иор­да­нии. В ап­ре­ле 1921 г. в рам­ках Бри­тан­ско­го ман­дата в Па­ле­сти­не был вос­со­здан эми­рат Тран­си­ор­да­ния, по­лу­чив­ший око­ло 3/4 под­ман­дат­ной тер­ри­то­рии. Но­вое го­су­дар­ство об­ре­ло не­за­ви­си­мость в 1946-м. Од­на­ко ис­то­ри­че­ская Тран­си­ор­да­ния из­на­чаль­но воз­ник­ла как про­дукт со­труд­ни­че­ства и кон­фес­сио­наль­но­го ми­ра меж­ду хри­сти­а­на­ми и му­суль­ма­на­ми еще в эпо­ху Пер­во­го кре­сто­во­го по­хо­да, ко­гда ме­ст­ные пле­ме­на за­клю­чи­ли с кре­сто­нос­ца­ми мир­ное со­гла­ше­ние. И хо­тя впо­след­ствии Бал­ду­и­ну Пер­во­му при­шлось по­во­е­вать с ни­ми, эти вой­ны но­си­ли эко­но­ми­че­ский ха­рак­тер: спор шел за кон­т­роль над ка­ра­ван­ны­ми пу­тя­ми. По их ито­гам и по­яви­лась Тран­си­ор­дан­ская Се­ньо­рия, став­шая по­сле ухо­да кре­сто­нос­цев эми­ра­том.

Иор­дан­ская по­ли­ти­ка все­гда бы­ла край­не слож­ной. Ев­ро­пей­ски об­ра­зо­ван­ный Аб­дал­ла ока­зал­ся один на один со стра­ной без неф­ти. Со сла­бо раз­ра­бо­тан­ны­ми за­па­са­ми дру­гих по­лез­ных ис­ко­пае­мых. С от­сут­стви­ем свет­ских пар­тий, а зна­чит, с мно­же­ством кон­фес­сио­наль­ных про­блем. С за­ви­си­мо­стью стра­ны от тран­зи­та и тор­гов­ли, а зна­чит, с не­об­хо­ди­мо­стью вы­страи­вать при­ем­ле­мые от­но­ше­ния с со­се­дя­ми. С не­ре­шен­ной па­ле­стин­ской про­бле­мой, при­чем не­по­сред­ствен­но на гра­ни­це с Иор­да­ни­ей.

Реклама на dsnews.ua

По­дроб­ный рас­сказ о гиб­ко­сти, про­яв­лен­ной но­вым мо­нар­хом, был бы слиш­ком дли­нен, но ито­ги его 15-лет­не­го прав­ле­ния впе­чат­ля­ют. Иор­да­ния вы­стро­и­ла пусть и не безоб­лач­ные, но все же при­ем­ле­мые от­но­ше­ния со все­ми со­се­дя­ми, вклю­чая Из­ра­иль. А это, учи­ты­вая слож­ную ис­то­рию иор­да­но-из­ра­иль­ских от­но­ше­ний и па­ле­стин­ский фак­тор, бы­ло очень не­про­сто. Экс­тре­мист­ские груп­пи­ров­ки вро­де ХАМАСа и "Бра­тьев-му­суль­ман" бы­ли из стра­ны по­сте­пен­но вы­дав­ле­ны. На­род­ное не­до­воль­ство успеш­но ка­на­ли­зи­ру­ет­ся на пар­ла­мент и пра­ви­тель­ство: пар­ла­мент пе­ри­о­ди­че­ски до­сроч­но из­би­ра­ет­ся, а пра­ви­тель­ство от­прав­ля­ет­ся в от­став­ку. Ко­ро­лю уда­ет­ся удер­жать­ся над схват­кой. На­ря­ду с хо­ро­ши­ми и тес­ны­ми от­но­ше­ни­я­ми с США и ЕС вы­строе­ны де­ло­вые от­но­ше­ния с Рос­си­ей. "Ро­са­то­му" от­дан кон­тракт на стро­и­тель­ство пер­вой АЭС в цен­траль­ных райо­нах стра­ны - по­даль­ше от гра­ни­цы, в про­мыш­лен­ной зо­не Эз-Зар­ка. От­кры­ты и за­па­сы ура­на, один­на­дца­тые в ми­ре по аб­со­лют­ной ве­ли­чи­не, что с уче­том раз­ме­ра Иор­да­нии не­ма­ло.

За­ло­гом успе­ха ста­ло вы­страи­ва­ние тон­чай­шей си­сте­мы про­ти­во­ве­сов и ба­лан­са ин­те­ре­сов. И по­яв­ле­ние на го­ри­зон­те буль­до­зе­ра ИГИЛ ста­ло се­рьез­ным вы­зо­вом для Аб­дал­лы. Ис­кус­ство ком­про­мис­сов не мо­жет тер­петь та­ких край­но­стей. Кон­фликт пе­ре­шел в вой­ну: иор­дан­ская авиа­ция на­нес­ла бо­е­ви­кам ряд воз­душ­ных уда­ров. А по­сле де­мон­стра­тив­но­го сож­же­ния плен­но­го иор­дан­ско­го пи­ло­та, сби­то­го в кон­це де­каб­ря про­шло­го го­да, ко­роль сам воз­гла­вил один из авиа­рей­дов. Этот шаг но­сил, ес­те­ствен­но, де­мон­стра­тив­ный ха­рак­тер. Аб­дал­ла утвер­ждал­ся сра­зу в не­сколь­ких об­ра­зах. Для сво­их под­дан­ных - в об­ра­зе во­ждя, для осталь­но­го ми­ра - в об­ра­зе не­при­ми­ри­мо­го и бес­страш­но­го бор­ца с тер­ро­ром, го­то­во­го ид­ти до кон­ца. Оба об­ра­за вы­иг­рыш­ны и га­ран­ти­ро­ван­но уни­каль­ны. Слож­но пред­ста­вить се­бе Оба­му, или да­же Бу­ша, или те­ле­ви­зи­он­но­го ма­чо Пу­ти­на лич­но пи­ло­ти­рую­щи­ми бое­вой вер­то­лет в хо­де ре­аль­но­го бое­во­го вы­ле­та. Ра­зу­ме­ет­ся, Его Ве­ли­че­ство был при­крыт все­ми воз­мож­ны­ми спо­со­ба­ми. Но от по­па­да­ния зе­нит­ной ра­ке­ты нет сто­про­цент­ной га­ран­тии.

Впро­чем, ре­кла­ма в дан­ном слу­чае бы­ла чест­ной. Иор­дан­ский мо­нарх, бу­дучи про­дук­том двух ми­ров - за­пад­но­го и ис­лам­ско­го, сра­жа­ет­ся за свое бу­ду­щее. По­то­му что ни­ка­ко­го дру­го­го бу­ду­ще­го вне успеш­но­го син­те­за этих ми­ров у не­го про­сто нет. При всей сво­ей не­ор­ди­нар­но­сти и не­со­мнен­ной ода­рен­но­сти Аб­дал­ла Вто­рой не вста­нет в ряд ми­ро­вых ли­де­ров. За ним про­сто нет не­об­хо­ди­мых для это­го ре­сур­сов. Од­на­ко его роль "смаз­ки ше­с­те­рен" в ме­ха­низ­ме ми­ро­вой ис­то­рии край­не важ­на. Аб­дал­ла в бук­валь­ном смыс­ле тво­рит ис­то­рию пря­мо у нас на гла­зах как важ­ней­шее дей­ствую­щее ли­цо в про­цес­се ве­с­тер­ни­за­ции ис­ла­ма и его гар­мо­нич­но­го встраи­ва­ния в со­ци­ум наи­бо­лее раз­ви­той ча­сти на­ше­го ми­ра. От не­го и от успеш­но­сти его дей­ствий мно­гое за­ви­сит. В чис­ле про­че­го ко­роль Иор­да­нии, не­со­мнен­но, бу­дет иг­рать и важ­ную роль в вы­страи­ва­нии ши­ро­ко­мас­штаб­ной коа­ли­ции. Коа­ли­ции во­все не ан­ти­ис­лам­ской, а ан­ти­ре­тро­град­ной. Коа­ли­ции борь­бы ми­ра зав­траш­не­го дня про­тив ми­ра, стре­мя­ще­го­ся вер­нуть­ся в средне­ве­ко­вье.

Та­ким об­ра­зом, ис­то­рия со­зда­ния ан­ти­гит­ле­ров­ской коа­ли­ции во Вто­рой ми­ро­вой вой­не по­вто­ря­ет­ся у нас на гла­зах. Клю­че­вым мо­мен­том, обес­пе­чив­шим по­бе­ду над Гит­ле­ром, стал то­гда 1941 г. Два ес­те­ствен­ных со всех то­чек зре­ния (ис­то­ри­че­ской, со­ци­аль­ной, эко­но­ми­че­ской и идео­ло­ги­че­ской) со­юз­ни­ка - ста­лин­ский СССР и гит­ле­ров­ская Гер­ма­ния - бы­ли вверг­ну­ты в со­стоя­ние вой­ны друг с дру­гом. Че­ло­ве­че­ские ре­сур­сы Ста­ли­на сло­ма­ли хре­бет Гит­ле­ру, но и са­ми бы­ли без­воз­врат­но из­рас­хо­до­ва­ны. Но раз­вал коа­ли­ции Гер­ма­нии и СССР и вой­на меж­ду ни­ми слу­чи­лись не са­ми по се­бе. Двух дик­та­то­ров ис­кус­но пе­ре­иг­ра­ли. И я го­тов дер­жать па­ри, что Аб­дал­ла Вто­рой зна­ет, как это де­ла­лось и ка­кие прие­мы ис­поль­зо­ва­лись. И в пол­ной ме­ре вла­де­ет всей не­об­хо­ди­мой ме­то­до­ло­ги­ей. Ко­неч­но, он не рас­ска­жет об этом ни Пу­ти­ну, ни Ка­ды­ро­ву в хо­де оче­ред­но­го ви­зи­та в Рос­сию. Спец­наз ра­бо­та­ет ти­хо. Впро­чем, ни Пу­тин, ни Ка­ды­ров рас­сказ Аб­дал­лы все рав­но бы не по­ня­ли, да­же взду­май он рас­крыть кар­ты. Про­сто по при­чи­не от­сут­ствия пол­но­цен­но­го об­ра­зо­ва­ния, ко­то­рое не за­ме­ня­ют ни шко­ла КГБ, ни фей­ко­вое зва­ние "рос­сий­ско­го ака­де­ми­ка".

Так вот, по­сле вза­имно­го кру­ше­ния ИГИЛ и Рос­сии, этих двух опло­тов ми­ро­вой ре­ак­ции, один из по­том­ков Аб­дал­лы Вто­ро­го - воз­мож­но, сын, но, ве­ро­ят­нее все­го, внук - мо­жет вый­ти уже и в пер­вый ряд. К при­ме­ру, как ко­роль но­во­го Ха­ли­фа­та, дру­же­ствен­но­го За­па­ду и ди­на­мич­но раз­ви­ваю­ще­го­ся в рам­ках ше­стой или седь­мой НТР. Или как его пре­зи­дент. Или ду­хов­ный ли­дер. Это уже де­та­ли. Но Аб­дал­ла, я то­же в этом уве­рен, уже се­год­ня про­счи­ты­ва­ет де­та­ли спецопе­ра­ции, ве­ду­щей имен­но к та­ко­му раз­ви­тию со­бы­тий.

Король с опытом спецназа

Абдалла Второй - четвертый по счету иорданский монарх после воссоздания Иордании в 1921-1946 гг. Он старший сын предыдущего короля Хусейна Первого и его второй жены, королевы Муна, в девичестве Авриль Гардинер, дочери британского офицера. Принца, родившегося в Аммане 30 января 1962 г., назвали в честь прадеда, короля Абдаллы Первого, основателя современной Иордании. Когда ему исполнилось три года, отец принял решение сделать преемником своего брата, так что Абдаллу Второго не готовили к престолонаследию.

Начальное образование он получил в исламском колледже в Аммане, затем в школе Святого Эдмунда в Англии. Далее учился в США, в школе Иглбрук и академии Дирфилд. В 1980-м, повторяя путь отца и деда, поступил в Королевскую военную академию в Сэндхерсте, после чего служил в британской армии. В 1982-1983 гг. обучался в Оксфорде, в колледже Пемброк, где изучал западный взгляд на Ближний Восток. Вернувшись в Иорданию, служил в элитной 40-й бронетанковой бригаде. В 1985 г. прошел курс офицеров-танкистов в американском Форт Ноксе. В 1987 г. учился в США, в Школе дипломатии Джорджтаунского университета, где защитил магистерскую диссертацию по международной дипломатии.

В 1993 г. Абдалла стал командующим иорданским спецназом. В 1996 г. принц возглавил реорганизацию спецназа и других элитных подразделений, объединив их в единые войска специального назначения Иордании, которые и возглавил. Стажировался в спецназе ряда стран, включая СССР и Россию. В этот же период получил квалификацию пилота-вертолетчика. В январе 1999 г. умирающий король Хусейн изменил планы и провозгласил его наследником.

Манифест ислама эпохи постиндустриализации

Речь Абдаллы перед Генассамблеей ООН - манифест ислама индустриальной эпохи: глобального, но одновременно и терпимого, ценящего не только религиозную, но и светскую образованность, ислама гуманного и широко мыслящего. Твердо придерживающегося вероучения и отстаивающего права мусульман на свой образ жизни, но не навязывающего его немусульманам. Сознающего, что мусульмане составляют четверть человечества, и это очень много. Но не забывающего и о том, что три четверти человечества все-таки ислам не исповедуют. Такой вариант ислама может быть гармонично интегрирован и в современную цивилизацию, и в культуру Запада. Или - можно сказать и так - индустриальная, светская и рациональная культура Запада может быть интегрирована в такой вариант ислама, не утратив при этом своей сути. Именно этот манифест, а не призывы к совместному участию в обустройстве беженцев, прозвучавшие в конце выступления, и делают речь Абдаллы столь значимой. Призывы тривиальны и предсказуемы. Идея терпимого и гуманного ислама, чуждого насилию во имя утверждения веры, заложенная в Амманском Послании и развиваемая Абдаллой, абсолютно нетривиальна. По сути, это попытка реформации, давно назревшей в исламе.

Каковы перспективы дальнейшего развития такого вестернизированного ислама? Или - можно ведь взглянуть на это и так - исламизированного Запада? Вопрос непростой, но, скорее всего, в ходе дальнейшего научно-технического развития человечества и выхода все более широких масс мусульман на уровень знаний и умений, характерных для развитых стран, ислам ждет судьба христианства. Из активно практикуемой религии он мало-помалу станет культурной основой, зачастую остающейся в тени, но, тем не менее, существенно влияющей на все социальные процессы.

Опубликовано в еженедельнике "Деловая столица" от 5 октября 2015 г. (№40/750)

    Реклама на dsnews.ua