Прикоснуться к Марин. Как во Франции избавляются от друзей Кремля
Что произошло?
В последний день зимы комитет Европарламента по правовым вопросам 18 голосами против трех решил, что лидер "Нацфронта" должна лишиться депутатского иммунитета. Однако окончательное решение должны еще принять непосредственно европейские законодатели на пленарной сессии. Одна такая проходит как раз сейчас - 1-2 марта, но в повестке дня Ле Пен нет. Да и не смогла бы канцелярия ЕП оперативно обработать решение комитета и втиснуть голосование в повестку дня. Бюрократический аппарат работает по своим законам независимо от места дислокации. Ближайшая же сессия, на которой могут рассмотреть вопрос Ле Пен, состоится 13-16 марта. И вот как раз 14 марта есть окно с девяти утра и до полудня, которое отводится для urgent procedure - всяких срочных вопросов.
Почему было принято такое решение?
Так, коллеги лидера французских ксенофобов по Европарламенту отреагировали на запрос французской прокуратуры. Как рассказали Reuters чиновники ЕС, "в ответ на просьбу французских судебных органов комитет по правовым вопросам проголосовал за то, чтобы лишить ее депутатской неприкосновенности". Поводом для обращения прокуроров к ЕП стала публикация Ле Пен два года назад в Twitter фотографий, которые расценили как "пропаганду насилия". Дело в том, что в декабре 2015 г. СМИ сравнили "Нацфронт" с террористической группировкой "Исламское государство". Конечно, это зацепило радикалов, которые позиционируют себя антиисламистами. И Ле Пен ответила публикацией фото с актами насилия, в частности, отсечением джихадистами головы американскому журналисту Джеймсу Фоули. И приписала: "Мы не такие".
Почему на самом деле принято такое решение?
Да, лидер "Нацфронта" сильно перегнула палку, когда решила вот таким образом закрыть рот неугомонным журналистам. Неприемлемый поступок для политика, который заседает в главном законодательном органе ЕС. И тем более, который метит на пост президента одной из стран — лидеров Евросоюза, наработавшей веками определенный авторитет в мире. Но если разобраться и вспомнить о цепочке событий, в которых постоянно мелькает фамилия Ле Пен, то становится предельно ясным, что на самом деле причина решения комитета имеет явно формальный характер. Прокуратуре нужно снять с лидера "Нацфронта" неприкосновенность.
Чем грозит Ле Пен снятие неприкосновенности?
Иммунитет не дает правоохранителям взять ее в тиски уголовного преследования, которое может обернуться для кандидата тремя годами лишения свободы и штрафом в 75 тыс. евро. Хотя опять-таки речь идет не о наказании Ле Пен за пропаганду насилия, ведь есть более серьезное нарушение — выплата ею зарплаты из фондов ЕП двум помощникам-"разгильдяям", которые свои обязанности не выполняли. Это глава партийного кабинета "Нацфронта" Катрин Гризе и телохранитель Тьери Лежье. Всего на них ЕП потратил 340 тыс. евро, которые с Ле Пен вытребовать не удалось. На прошлой неделе в офис партии с обысками нагрянули стражи правопорядка и уехали вместе с закованными "помощниками". Хотя интерес прокуратуры вызвали не только они, но и другие лица, связанные с политиком. Если Гризе и Лежье - это удар по партийной функциональности и лично Ле Пен, то бизнесмен Фредерик Шатийон, обвиняемый в предоставлении партии незаконной ссуды, - это уже четкое намерение изучить черную бухгалтерию "НФ".
Чем расследование грозит Ле Пен?
Франция - страна с богатым опытом в политических интригах. И искушенные современные французские политики прекрасно понимают все тонкости процесса низложения того или иного лидера общественного мнения. Марин Ле Пен садить в тюрьму нельзя. Всем сразу станет ясно, что она права, когда заявляет о политическом преследовании. Да, происходящее сейчас в отношении лидера "Нацфронта" - очевидно результат принятого политического решения. На секунду допустим, что те, кто принимают решения в стране, оставаясь в тени, посовещались и решили, что президентом Ле Пен становиться нельзя. Но и судить тоже нельзя: ее рейтинг подскочит до небес. А он сегодня таков, что в первом туре Ле Пен точно обходит своих соперников - Эммануэля Макрона и Франсуа Фийона. Во втором туре она пока им проигрывает, но ведь где гарантия, что только пока? Значит, необходима максимальная дискредитация кандидата в президенты.
Кто ее недруги?
Помимо правоохранителей в этом процессе задействован широкий набор инструментов. Активно в агитацию против лидера "НФ" включился, например, премьер Бернар Казнев, который до ухода Мануэля Вальса, был главой МВД. Он прямо заявил, что инициирует кампанию против Ле Пен и будет ездить по стране, особое внимание уделяя электорату "Нацфронта". "Моя ответственность - сделать все, чтобы продемонстрировать французам, что предложения "Нацфронта" - это скрытые за ложью тупики", - заявил Казнев накануне.
Таким образом, премьер будет, во-первых, постоянно держать Ле Пен в тонусе, а во-вторых, интенсифицировать интерес прессы к ее персоне на фоне расследования. В итоге можно ожидать обрушения рейтинга, что открывает дорогу в Елисейский дворец "недругу" Кремля Макрону. Ведь репутация Фийона также пострадал из-за схожего скандала с вымышленной работой его супруги, которую задержали на минувшей неделе. Арест Пенелопы Фийон - демонстрация серьезности намерений. Ее мужу, кстати, тоже прислали повестку.
Что хочет найти следствие?
В общем, еще раз подчеркнем, что принудительно с выборов Ле Пен снимать никто не будет. Это контрпродуктивное решение. Но вряд ли инициаторы ее устранения из гонки пошли бы на масштабную кампанию без уверенности в том, что правоохранителям удастся вытащить на свет скелеты из шкафа кандидата, которые утащили бы в забытье рейтинг Ле Пен. Это точно не фотографии в Twitter. И не зарплаты помощникам. Более весомым потенциальным скандалом выглядит скрытые составляющие ее сотрудничества с Кремлем. Особенно если учесть активную поддержку россиянами главы "Нацфронта" в информационном, политическом и финансовом направлениях. И, ко всему прочему, еще и электронном, а именно кибератаках на штаб Макрона. Такой тип вмешательства Москва, как убеждены в США (да и не только там), уже протестировала по ту сторону Атлантики. По всей видимости это будет самая грязная кампания во Франции. И, как уже писала "ДС", Россия, вероятно, хочет повторить успех Трампа во Франции. Но в Париже учли американский опыт и сделали выводы, поэтому решились на жесткие контрмеры. Так что если ЕП должен дописать главу, то участники "заговора" - закончить всю эту повесть о президентских амбициях Марин Ле Пен.