Иногда они возвращаются. Почему приговор виновнику геноцида в Сребренице не поставил точку в балканском конфликте
Пожизненный приговор "боснийскому мяснику" за военные преступления и преступления против человечности может оказаться триггером для новой волны реваншистских настроений среди сербов
Окончательный приговор командиру армии боснийских сербов Ратко Младичу должен был поставить точку в "процессе века" — привлечении к ответственности Гаагским трибуналом виновных за самые громкие военные преступления на просторах бывшей Югославии. Но вместо этого решение суда в Гааге вызвало новые, сложные и неприятные вопросы.
Последнее дело
8 июня Международный остаточный механизм для уголовных трибуналов, который заменил завершивший свою работу Международный трибунал по бывшей Югославии, отправил бывшего начальника Главного штаба Армии Республики Сербской Ратко Младича за решетку до конца жизни. Председательствующая в суде Приска Ньямбе из Замбии в часовом онлайн-выступлении объявила, что апелляционная коллегия из пяти судей по всем пунктам отклонила претензии адвокатов Младича и стороны обвинения к приговору первой инстанции, подтвердив его виновность в геноциде, терроризме, убийствах, взятии заложников и нарушении обычаев войны.
Главными из обвинений стали геноцид в Сребренице в июле 1995 года, где солдаты подразделений боснийских сербов убили около восьми тысяч боснийских мусульман "призывного возраста" – от детей до стариков; четырехлетняя осада Сараево, во время которой сербская армия подвергала боснийскую столицу артиллерийскому и снайперскому огню, что привело к гибели почти 12 тыс. людей; а также удерживание в заложниках миротворцев ООН. Суд решил, что Младич как руководитель Главного штаба сербских войск в Боснии и Герцеговине несет личную ответственность за гибель тысяч боснийских мусульман и страдания других "несербских" жертв.
Ранее получили свои приговоры и другие сербские лидеры военного времени. В 2019-м был приговорен к пожизненному Радован Караджич, первый президент Республики Сербской. Уже отбыли свой срок еще один президент РС, Биляна Плавшич, и первый спикер парламента Республики Сербской Момчило Краишник (он стал жертвой эпидемии в прошлом году).
Отправил за решетку Гаагский трибунал также военных и политических лидеров боснийских хорватов, занимавших руководящие должности в так называемой республике "Герцег-Босна". Заседание, на котором начальник Главного штаба Хорватского совета обороны Слободан Праляк выпил цианистый калий и вскоре умер, было последним в истории Международного трибунала по бывшей Югославии.
Окончательный приговор Ратко Младичу стал последним громким делом, который остался "в наследство" от МТБЮ "остаточному судебному механизму" ООН.
Тень Москвы
Боснийскую войну считают самым кровопролитным военным конфликтом со времен Второй мировой. Сто тысяч погибших, сотни военных преступлений и преступлений против человечности производят неизгладимое впечатление. Понятно, что международное сообщество должно было призвать к ответу тех, кто несет главную ответственность за этот кошмар. Но теперь, когда судебные процессы в Гааге подошли к концу, на Балканах, и не только, задают вопрос: принесла ли работа Международного трибунала прочный мир в Боснию и Герцеговину и справедливость для всех жителей БиГ, как задумывалось создателями специального международного суда?
Как показала реакция на приговор Ратко Младичу сербов и россиян, успокаиваться и переворачивать страшную страницу боснийской истории еще рано.
За день до вынесения приговора Младичу, общественная организация "Восточная альтернатива" организовала на центральной площади соседнего со Сребреницей города Братунац показ фильма о жизни сербского генерала. Кинопросмотр предварял митинг поддержки Младичу и даже фейерверк, который был слышен на территории расположенного неподалеку, в Поточарах, мемориального кладбища жертв сребреницкого геноцида.
В Братунце и некоторых в других городах Республики Сербской активисты "Восточной альтернативой" расклеили плакаты с портретом бывшего начштаба сербских войск с надписями "Да благословит тебя Бог" и "Геноцида не было".
"Восточная альтернатива" известна тем, что четыре года назад установила у входа в музей современной истории Республики Сербской в Восточном Сараево черную мраморную плиту с портретом предыдущего постпреда РФ в ООН и выбитой золотом надписью: "Виталий Иванович Чуркин (1952-2017). Спасибо за русское "Нет". Как заявили инициаторы установления памятника, это благодарность от сербов за то, что Чуркин не допустил принятия в Совете Безопасности ООН британской резолюции, определяющей резню тысяч боснийских мусульман в Сребренице как геноцид.
Между тем, именно с этой российской блокады решения СБ ООН и началась сербская ревизия наследия войны в Боснии и Герцеговине. После того, как россияне показали, что могут открыто игнорировать решения Международного суда ООН, признавшего геноцид в Сребренице, сербы начали пересматривать и свое отношение к недавнему прошлому.
Белый Дом начеку
Сегодня уже никого не удивляет, что первые лица и Сербии, и Республики Сербской открыто и в самых нелицеприятных выражениях отказываются признавать справедливость и объективность Гаагского трибунала, говорят о политизации и выборочности международного правосудия, о желании мирового сообщества "наказать" исключительно сербов.
Преодолеть эту настораживающую тенденцию Европейский Союз решил увещеваниями и продвижением месседжа о том, что лишь примирение, а не скандальное оправдание военных преступников, сможет не только принести Боснии и Герцеговине стабильность и процветание, но и откроет двери к началу процесса вступления в ЕС. Об этом, в той или иной форме, заявили в день объявления приговору Младичу несколько высокопосавленных чиновников Евросоюза.
Но Соединенные Штаты, видимо, насмотревшись и наслушавшись панегериков Младичу и хулы в адрес Гаагского трибунала, решили действовать более жестко.
В день вынесения окончательного приговора военачальнику боснийских сербов Белый дом объявил о расширении спектра применяемых санкционных ограничений, касающихся Западных Балкан. "Решение предусматривает дополнительные санкции, нацеленные на лиц, которые угрожают миру, безопасности, стабильности или территориальной целостности любого региона или государства на Западных Балканах", — говорится в официальном сообщении. Теперь в американский санкционный список будут, в частности, добавляться все, кто не исполняет решения Международного остаточного механизма для уголовных трибуналов, являющегося преемником Международного уголовного трибунала по бывшей Югославии, известного как Гаагский трибунал.
Джо Байден, в предвыборной программе которого было отдельное боснийское направление, явно не хочет спокойно ждать, пока на Балканах при деятельном участии Москвы вырастет поколение новых младичей, караджичей и милошевичей. Но вот вопрос – не поздновато ли Вашингтон спохватился?