Иногда лучше ждать, чем действовать
В особняке японского посольства в Лиме 17 декабря 1996 г. с утра играла музыка. Было многолюдно. Посол проводил большой прием по случаю 63-летия императора Акихито. Ждали в гости и перуанского президента, этнического японца Альберто Фухимори.
Но вдруг звуки музыки сменили автоматная стрельба и взрывы. Два десятка вооруженных людей ворвались на территорию посольства, к ним присоединились несколько официантов. Все 490 гостей, в том числе 40 дипломатов из 26 стран, министры иностранных дел и сельского хозяйства Перу, действующий и бывший председатели Верховного суда, вице-спикер конгресса и брат президента оказались заложниками группировки "Революционное движение имени Тупака Амару" (РДТА).
Заявив о готовности взорвать здание, террористы потребовали освобождения около полутысячи соратников, беспрепятственного отхода в джунгли, выплаты выкупа, сумму которого не озвучили, и, наконец, реализации программы помощи бедным, откровенно противоречащей либеральному курсу Фухимори.
Через четыре часа после захвата нападавшие отпустили всех женщин и раненых, спустя сутки - дипломатов из Германии, Канады, Греции, Франции, а через две недели - еще 220 человек. В здании посольства осталось 103 пленника. Впрочем, этот "благородный жест" был вынужденным: боевики не могли надежно контро-лировать большое количество пленников. Освобождение заложников добавило проблем Фухимори, отказавшемуся выполнять требования: многие вышедшие на свободу испытали сильнейший стокгольмский синдром, став публично выступать в СМИ с заявлениями о правоте и справедливости борьбы РДТА.
С другой стороны, на Фухимори давили перуанские силовики, требуя приказа на штурм и утверждая, что промедление убьет авторитет президента. Однако он выбрал бездействие - не применял силу, но и не шел на уступки. И, как показали дальнейшие события, оказался прав.
Ожидание мало-помалу изматывало террористов. Они продолжали понемногу выпускать заложников, и, затерявшись среди них, ушла также часть группы. К 22 апреля 1997 г. в захваченном здании осталось 72 человека, включая 14 боевиков. Во время длинных переговоров и бесконечных торгов свою эффективность доказала практика привлечения международных посредников, в том числе правительств. Этот механизм сегодня могла бы использовать и Украина.
Наконец, после 126 дней осады Фухимори отдал приказ на штурм. Операция заняла полчаса. Все 14 боевиков были убиты. Один заложник получил смертельное ранение, еще 25 - легкие. Коммандос потеряли двоих солдат.
После смены власти в Перу отношение к событиям было пересмотрено. В ходе люстрационной кампании, развернутой после бегства Фухимори из страны,
15 спецназовцев попали под суд за убийство террористов. Сам Фухимори в настоящее время отбывает 25-летнее заключение за организацию "эскадронов смерти". Последние вооруженные акции РДТА были проведены в конце 1990-х, с того времени движение использует только легальные методы борьбы. Одним из бывших активных сторонников РДТА был Еуде Симон, занимавший в 2008-2009 гг. пост премьер-министра. Судьба переменчива, но обычно всем воздает по заслугам.