Цифровой диктатор. Когда и зачем Маск сделает очередную гадость

Неугомонный Маск вновь отличился, потроллив Владимира Зеленского и заставив говорить о себе. Мем с подписью: "Когда прошло уже пять минут, а ты ещё не попросил миллиард долларов помощи", разлетелся по миру

Момент выбран точно, поскольку с первого октября помощь Украине в американском бюджете отсутствует, как статья расходов. И это уже вовсю использует российская пропаганда.

Правда, бюджет временный, на 45 дней, чтобы избежать шатдауна, и вынужденно компромиссный в связи с внутриамериканской политической борьбой. Белый дом уже заверил, что помощь Украине будет продолжена. Но, всё равно, ситуация для Украины крайне неприятная, и весьма резонансная.

Ударив в нужный момент по больному месту, оказавшемуся в центре внимания, Маск организовал себе удачный пиар. Он ведь не только визионер и инноватор, но и шоумен, исполняющий эти роли публично. The Show Must Go On – неотъемлемая часть его бизнеса. 

М — мотивация

О причастности Маска к срыву атаки на Крым стало известно из книги "Илон Маск" Уолтера Айзексона, очередных, уже вторых по счету, мемуаров — первые вышли ещё в 2015. Это был сознательный слив, рассчитанный именно на скандал, чтобы максимально громко обозначить разворот Маска от Украины к России, начатый год назад.

Проще всего, конечно, сказать, что Маск за полтора года прошел путь от сторонника Украины до прокремлевского полезного идиота, но это не так. Маск намного сложнее.

Версия №2 – Маск рвется в американскую политику, и принял решение сыграть на стороне Дональда Трампа, поддерживая его повестку, антиукраинскую по форме, но антибайденовскую по факту. Он маскирует это под борьбу за мир во всем мире – который важнее, чем то, как договорятся туземцы на краю цивилизации, кто кого из них больше убьёт, и где они в итоге проведут границы. Главное, чтобы всё это закончилось, и можно было снова make love, not war, не забывая, предаваясь love, покупать и продукты от Илона Маска. Маск также спонсирует GOP, и использует твиттер для её поддержки. Аудитория Карсона в твиттере больше, чем была на Fox News.

После выборов, вне зависимости от их исхода, Маск, вероятно, намерен начать политическую карьеру. Конечно, президентом или вице-президентом ему не стать по рождению, разве что он сможет добиться внесения поправки в конституцию. Но это сложно, а, к примеру, губернатором Техаса, или сенатором Маск, в принципе, может стать уже на выборах 2026 года. Неплохая версия, что и говорить, но, при честном анализе всех подряд, а не только удобных для её обоснования поступков Маска, тоже слишком противоречивая. Конечно, почесать воспаленное эго, если сложится, Маск всегда не прочь, да и политическое влияние ему не помешает. Но делать победу на губернаторских выборах главной целью на ближайшие годы – едва ли. Амбиции Маска куда больше.

Зависимость от Китая и попытка заслужить закулисное одобрение Пекина, а в придачу к нему преференции на сложном рынке электромобилей и аккумуляторов? Не без этого, но тоже как эпизод, а не как стратегия. Можно предложить ещё пяток версий, и все они будут верны, как кусочки паззла. Маск маневрирует между Москвой, Пекином и Вашингтоном, в США – между Байденом и Трампом, играет с пользователями своего Х, в который переименовал Твиттер, ведет войны с работниками, продает свой образ читателям мемуаров. Стремится продавать больше Tesla, услуг Starlink и SpaceX, и готовит новую волну инноваций. Но всё это – лишь шаги к главной цели, за рамками простого преумножения личного богатства и власти. Маску тесно в мире, в любой из возможных в нём ролей, и он хочет перекроить мир под себя, по персональной мерке. Не новый мир на Марсе — а здесь, на Земле. Зуд эго, величиной с Марс, гонит его вперед, а на мир, включая Украину, Россию, Китай и США, возню Трампа и Байдена, и даже любой из его проектов в отдельности, Маску, в общем-то, плевать. Всё перечисленное — лишь инструменты.

Маск-Марс-Маркс…

Оставляя пока в стороне детали, посмотрим на общую тактику действий Маска. Типичная для него схема действий выглядит так:

- Вывести на рынок уникальный продукт и занять всю нишу, став монополистом. Или почти всю.

- Создать привычку к этому продукту, переходящую в зависимость.

- Начать диктовать условия, стремясь прогнуть мир в своих интересах.

- Когда монополия размылась, попытаться удержать проект на плаву, добившись хотя бы минимальной рентабельности, и оставить развиваться, как источник дохода и возможный фундамент новых инноваций. 

Маск болезненно тщеславен, ему крайне важны публичные знаки признания, или хотя бы внимания, во всех возможных формах. Если он захватит мир, то уставит его своими статуями и храмами святого и, как минимум, равноапостольного Илона. Его подростковые комплексы будут сакрализованы, а сам станет вездесущ, всемогущ и всеблаг, реально и виртуально. Он будет побеждать во всех видах спорта, влезать в жизнь миллионов людей по любому поводу, или просто так и приходить в снах ко всем женщинам — Neuralink ему в помощь! Он всерьез опасается ИИ, но не как потенциального источника бунта машин, а как технологии, способной ограничить его личную власть. На фоне Маска даже асоциальный психопат Трамп смотрится как альтруист, и тонко чувствующий эмпат.

Ни Маск, ни Трамп не уникальны. Таковы все стартаперы-визионеры, достигшие глобального и публичного успеха на волнах двух последних НТР. Включая Путина – ну, да, а что не так? Кто скажет, что карикатурный, но живучий гибрид нео-СССР и нео-Рейха-III – не успешный стартап? И что этот стартап не состоялся на волне двух последних НТР?

Степень патологии такого инноватора; условия, в которых он рос, обучаясь манипулировать окружением; уровень образования и доступность социальных ниш, где он смог развернуться, могут, разумеется, варьировать от случая к случаю. В этом плане мемуары Маска интересны как клинический материал.

Не всё, сделанное такими визионерами, реализуется как чистое зло. Крайние случаи, когда зло выступает в совершенно чистом виде, вроде Путина или Ленина, относительно редки и почему-то всегда связаны с Россией — но это уже другая тема. В остальном же, многие из таких самородков привносят в мир немало интересного, удачно компилируя чужие идеи, которые без их вмешательства остались бы в тени, или, по меньшей мере, не сыграли бы так громко. Вопрос лишь в том, чтобы ограничить последствия их деятельности, и их амбиции, введя их в безопасные для окружающих рамки. Маркс, упомянутый в подзаголовке по созвучию с Маском и его Марсом, был инноватором того же рода, хотя, в силу ситуации, действовал более в идейном, чем в техническом плане. Последние же НТР, до которых Маркс не дожил, возможно, к счастью для человечества, сформировали иную реальность. Теперь самые смелые интеллектуальные конструкции, включая заблуждения и явные патологии, могут быть в короткие сроки реализованы в металле и живой плоти, с прямыми социальными последствиями. Мы получили новый, более опасный тип психопата — визионера, Маска вместо Маркса, с кратно возросшими возможностями.

Может ли успешный визионер и предприниматель-инноватор не быть психопатом? Ответ можно поискать, исследовав окружение успешных инноваторов на разбеге перед взлетом и, увидев, кого они затоптали, разбегаясь – и этот ответ будет, скорее, отрицательным. Желающие могут перечитать "Гиперболоид инженера Гарина", обратив внимание на то, как Гарин синтезировал чужие идеи, собирая их в собственный план покорения мира. "Красный граф", сам вполне аморальный, хорошо чувствовал темную сторону человеческой натуры, и ухватил суть гаринского типажа, как и то, что устройство человеческого социума толкает психопатов в лидеры. Последнее подтвердили и бесчисленные психологические эксперименты. 

Маск в действии

Поняв, что собой представляет Маск, легко увидеть и реальные мотивы его поступков. 24.02.22 — громкое событие, большая война в Европе – и возможность продвинуть Starlink. Маршрутизаторы американской Viasat, обеспечивавшей в Украине связь и Интернет, были обрушены российскими хакерами за час до атаки, и вице-премьер Федоров попросил Маска через Twitter предоставить станции Starlink. Кто подсказал ему идею обратиться к Маску с публичной просьбой, осталось, естественно, в тени. Маск широким жестом соглашается, пятьсот терминалов уже на второй день прибывают в Украину, потом ещё две тысячи, с ними комплекты для автономного питания. Инженеры Starlink находят защиту от российских помех, к июлю в Украине работает уже пятнадцать тысяч терминалов. Общий вклад Маска составил около $ 80 млн, Starlink показал себя с наилучшей стороны, к нему, и к тому, что "Маск за Украину" все привыкли. Настало время диктовать условия, монетизировать имиджевые достижения и сбрасывать затратные активы. Украина уже никуда не денется, но есть Россия, на которую, в перспективе, тоже надо натянуть Starlink. Невозможно? Да вы просто не умеете найти подход!

И, третьего октября прошлого года Маск запускает в Twitter опрос, предлагая поддержать его план перемирия между Украиной и Россией: повторить выборы в аннексированных Россией регионах, кроме Крыма, под наблюдением ООН, и передать их России или Украине, в зависимости от результатов голосования; признать Крым российским, поскольку он им был "с 1783 года и до ошибки Хрущева", обеспечить водоснабжение Крыма со стороны Украины (Каховская ГЭС ещё цела) и оставить Украину нейтральной.

Предложения прозвучали в точно просчитанный момент, и вызвали резонансный скандал. Из сторонника Украины Маск превратился в сторонника всего хорошего — лишь бы русские не стреляли и не кидались атомными бомбами. С этой категорией лиц Кремль любит и умеет работать. Впрочем, история 13 сентября 2022 года, когда Маск, вопреки просьбе украинских военных, то ли отключил, то ли не включил Starlink в Крыму, осталась тогда непубличной. Время для нее ещё не настало.

История эта, кстати, преднамеренно запутана. Биограф говорит одно, Маск – немного другое, притом меняет версии: то он не включил Starlink в Крыму из-за санкций, но включил бы, если бы Байден отдал такой приказ, то, узнав, что спутники Starlink используют для управления дронами, поговорил с послом России в США, и тот убедил его, что нападение на Севастополь приведет к ответному ядерному удару. Означает ли это, что Маск слил детали готовящейся украинской операции? Насколько связь через Starlink защищена от прослушивания его же службами, и, если это возможно, то как широко Starlink этим пользуется? А ведь это только начало длинного списка интересных вопросов, возникающих вокруг этой истории.

Но это начнет всплывать только через год. А, тогда, осенью 2022, Маск ловко снял с себя содержание подаренных Украине терминалов Starlink, начав взымать плату за их обслуживание, и побудив НАТО прикупить ещё. Благотворительность сошла на нет, а, то, что куплено – свято, и, никто, кроме владельца, оплаченную услугу не выключит. А кто владельцы, кроме НАТО? О России говорить пока рано. А что Китай — купит их, или предпочтет делать свой аналог? Тут, опять же возможны интересные компромиссные решения, связанные с продажей прав управления частью сети. А ещё нужно решать проблемы с рынком аккумуляторов, который держит Китай, проблемы продажи транспортных услуг SpaceX, в том числе и на МКС, где по-прежнему участвует Россия – и целый ворох других проблем, тесно связанных друг с другом. Мир сложный, и выступать только на стороне добра и света нерентабельно. Гораздо выгоднее занять позицию, позволяющую самому определять, кто добро, и где тут свет. 

Маск как пророк посткапитализма

По свидетельствам знающих его людей, Маск большую часть жизни позиционировал себя центристом и либералом. Он, совсем как огуречик жертвовал на президентскую кампанию Хиллари Клинтон, голосовал за Байдена и с мухами дружил, но, в последние годы его взгляды изменились. Понятно, и почему: только слепой не увидит сегодня кризиса либерально-рыночной модели, а положение Маска, богатейшего человека мира, чьё состояние оценивается в $247 млрд., сильно влияет на видение как причин этого кризиса, так и путей выхода их него. Интересующиеся могут почитать рассказ Пелевина "Пространство Фридмана" где из фантастического – только антураж. 

Одной из причин кризиса либеральной модели – не единственной, но хорошо заметной именно с позиции Маска, является нарастающий конфликт между транснациональными корпорациями и государствами, чьи финансовые возможности оказываются сравнимы. Конечно, по сравнению с США, Маск с его 247 миллиардами – всё равно пигмей, но очень подвижный и гибкий. Огромная часть расходов Соединенных Штатов, как и любого государства, уходит на содержание бесполезных, с корпоративной точки зрения, толп, подлежащих если не утилизации, то, по меньшей мере, рациональной реорганизации. Это явно не предусматривает поддержку демократий, опирающихся — с чем трудно спорить, — на манипуляцию миллионами голосов малограмотных дегенератов. Маск, глубоко презирающий, как любой миллиардер, нищих плебеев, путающихся под ногами, предпочел бы заняться посредничеством, к примеру, между Путиным и Трампом, или Трампом и Си, минимизировав плебейское влияние. Тем более, что только на этом пути у него есть шанс перекроить под себя мир – и он идет к поставленной цели. 

До тех пор, пока на каждого плебея не надет, за его же счет, ошейник от Neuralink с централизованным управлением, Маску приходится действовать по старинке – вот, к примеру, мемчик в Сеть закинуть. Но это временно. Инженеры уже прорабатывают вопрос, и скоро закроют его. Разумеется, если неугомонного инноватора вовремя не остановят.