Игра престолов. Зачем Путин призвал нового Сатану
Владимир Путин потерял контроль над Россией. Совсем. Те, кто ему должны подчиняться, на самом деле творят, что хотят, и - как минимум в зоне своей компетенции - в гробу видели вышестоящее начальство. В белых тапках.
Независимо от того, верите ли вы в это или нет, и сам ВВП, и его присные ведут себя так, будто это так. Бесспорно, отчасти нынешний российский режим действительно можно называть неофеодальным. Правда, чтобы понять это, нужно выбрать правильный угол зрения. В этом случае вся система расписывается как по учебнику истории. Или, на худой конец, Википедии (это тот нечастый случай, когда вполне можно положиться даже на ее российскую версию). Вот ее-то, пожалуй, и процитируем: "Феодальная собственность носила условный и сословный характер. Условность феодальной собственности состояла в том, что право вассала владеть, пользоваться и распоряжаться феодом оставалось за ним только при условии несения вассалом службы в пользу сеньора. Сословность феодальной собственности заключалась в том, что правом владения феодами обладали только лица, принадлежавшие к благородному (дворянскому) сословию. Крестьяне и горожане, даже богатые, не могли стать владельцами феода, предварительно не получив дворянства".
Так вот, все становится на места, если рассматривать госкорпорации и министерства как ленные владения. Окормление за верную службу монарху, вечные усобицы невечных альянсов, грызня за межевой камень, придворные интриги, хрестоматийное "вассал моего вассала - не мой вассал" наконец - все это с легкостью считывается в нынешних российских реалиях, тем более, что разделение на аристократию, служивое дворянство и челядь, которая - нелюдь, проступает все более явственно. Да и завершающий штрих на месте: немилость государева с опалой вместе - с потерей лена или без нее - уж как повезет.
Дмитрию ван Киселеву, барону Рашатудейскому определенно везет. В немилость попал - и поделом: дал обидеть свою вотчину британскому супостату. Суров государь, но справедлив: феода не лишил. А все потому, что ругают громко - да тихо хвалят. Дело в том, что титул и лен ему пожалованы за юродство. Он умеет говорить то, что думается, да не пристало произносить государю и его свите. И не говорить даже - а орать. Так чтобы слышали - и те, кому надо, и мир вместе с ними. И намеки понимали. Официальная ли это позиция? - Упаси боже, нет, конечно. Принципиальная ли это позиция? - Догадайся с одного раза.
Именно поэтому, когда Киселев "отметил" в своих "Вестях недели" юбилей восстания в Венгрии заявлением о том, что это была первая из цветных революций в дружественных СССР странах - инспирированная Америкой, разумеется, - Кремль сделал то, что сделал. Отмежевался. Исчерпав тем самым дипломатический скандал, но оставив очень густой осадок. Вызванному на ковер российскому послу в Будапеште Владимиру Сергееву не впаяли ноту протеста, поскольку он благоразумно заявил, что свою трактовку тех событий, изложенную в 1992 и 2006 годах Москва не пересматривала. А журналисты... Портачат, конечно, да что поделать, они имеют право на собственное мнение: Россия - свободная страна.
Попридержите смех. Будапештский меморандум Кремль тоже любил цитировать в свое время. Знают ли это венгры? Разумеется. Как и то, что глава государственного холдинга в выходящей в прайм-тайм программе не может и не станет говорить, что вздумается. И поскольку нынешняя Россия всерьез занялась восстановлением сталинистских подходов к истории, все это вместе выглядит как вполне ясно читаемая угроза. Ну - или как минимум - предупреждение. Хотя нет, конечно, "вам показалось!"
Во второй за неделю раз Киселева одернул лично Владимир Путин. Причем за "косяк" двухлетней давности. В ходе сессии дискуссионного клуба "Валдай" он заявил, что Россия не поддерживает киселевскую риторику о способности превратить США в "радиоактивный пепел". "Бряцать атомным оружием - самое последнее дело, это вредная риторика, и я ее не приветствую", - отметил Путин.
Пикантно только то, что Россия на протяжении всей этой недели бряцаньем этим занималась вполне себе успешно. И даже получая явное удовольствие от процесса. Началось все с короткого и малоинформативного сообщения, на сайте Государственного ракетного центра им. Макеева, и подхваченного и дополненного пропагандистскими ресурсами вроде "Звезды". Вскоре новость ожидаемо подхватили и западные СМИ: после заявления Москвы о разрыве плутониевой сделки некритичное восприятие этой информации было практически неизбежным. Так что очередную информационную спецоперацию Кремля следует признать успешной, причем сразу по нескольким направлениям.
Во-первых, теперь весь мир боится новой российской ядерной ракеты, которая способна пролететть 10 тыс. км, прорвать натовскую ПРО и своими 16-ю боеголовками "может в считанные минуты уничтожить страну размером с Францию или Техас", выкладки вероятных зон сплошного поражения и количества жертв в миллионах прилагаются. Ну что может лучше проиллюстрировать призыв не дразнить медведя? И без того, к слову, уже взбесившегося.
Во-вторых, Запад считал, что после развала СССР Россия безнадежно технологически отстала, и отставание это санкции лишь усугубили. А тут - такое... В общем, пора менять поизносившиеся принты на футболках: "Не смешите моих "Сарматов".
И это, кстати, в-третьих. Для тех, кто в теме. "Этническое" название чудо-оружия РС-28 - явная, хоть и неизвестно, насколько намеренная отсылка к сарматскому мифу, занимающему центральное место в мировоззренческом становлении польской и руськой шляхты, а также Сечи. То есть, опять-таки, посягательство на те культурно-исторические пласты, к которым Московия не имеет ни малейшего отношения.
Пропагандистский эффект (наконец-то вызванный страх России) тем существеннее, что еще год назад "случайная" засветка другого апокалиптического вундерфаффе - проекта "Статус-6" - наделала куда меньше шуму, а первый вброс о "Сармате" в конце мая прошел почти незамеченным, несмотря на фотографии чего-то, больше похожего на натурный макет, чем ракету. Хотя, справедливости ради, нужно отметить: концептуально и "Статус-6", и "Сармат" - это орудие террора. Прежде всего - информационного.
И, подобно "Статусу-6", российский "Сармат" может оказаться фейком. Правда, в несколько ином смысле. Начнем с того, что изначально в качестве основной полезной нагрузки для "Сармата" заявлялись высокоточные конвенционные боеголовки большой мощности. На это, кстати, указывал Николай Соков, старший научный сотрудник в Центре исследований проблем нераспространения имени Джеймса Мартина. Смысл был в том, чтобы добиться паритета с США в возможностях нанесения точечных неядерных ударов в масштабах планеты. То, что сейчас приоритет отдан ядерной боевой части, может свидетельствовать как раз о дефиците соответствующих технологий.
Имеющиеся изображения РС-38 настолько сильно напоминают южмашевскую Р-36М ("Воевода", на Западе известную как Satan), что ее прозвали Satan-ІІ. Речь и в самом деле, вероятно, идет о модернизации. Но ахиллесова пята тяжелых жидкостнотопливных ракет - начальная стадия полета, на которой ее проще уничтожить вместе со всей полезной нагрузкой. Так что не исключено, что в ответ натовская ПРО по периметру России будет усилена в связи с принятием "Сармата" на вооружение.
Но у Москвы, похоже не было выхода. По мнению Джеффри Льюиса, директоа восточноазиатской программы нераспространения ЯО, Satan-II - это свидетельство экономических трудностей, которые РФ унаследовала от СССР. Число боеголовок, которыми располагал Союз, значительно превышало число носителей.
У США была та же проблема, но Вашингтон предпочел их размещать на множестве меньших, более легких и быстрых пусковых платформ - к тому же, имеющих широкую географию. У России нет ресурсов на такую стратегию, поэтому она стремится увеличить полезную нагрузку своих ракет. Более того, ввиду нехватки денег на поддержание боеготовности ветшающего ракетно-ядерного щита, Москва рассматривает "Сармат" как средство обеспечения ядерного паритета по Пражскому договору 2010 года (СНВ-3). Если бы не это, по мнению ряда даже российских экспертов, без РС-38 вполне можно было бы обойтись.
Как бы то ни было, учитывая потенциальный ущерб от десятка 750-килотонных зарядов РС-38, логично предположить, что США будут заинтересованы в повышении своих шансов на упреждающий удар. Так что Россия, вполне возможно, обзавелась не оружием сдерживания, а еще одним катализатором напряженности.
Если, конечно, "Сармат" вообще будет доведен до ума и поставлен на поток. А сомневаться в этом вынуждают не только ракетно-космические "успехи" последних лет, доведшие, к слову, до самоубийства генерального конструктора печально известной "Булавы", которая летает через раз.
Дело в том, что тесты РС-38 вполне соответствуют этому тренду. Огневые испытания двигателей первой ступени пошли наперекосяк, в результате на год поехали сроки бросковых испытаний самой ракеты - теперь они могут состояться не раньше ноября-декабря. Летать же ракета начнет, в лучшем случае, в феврале-марте 2017-го. Такими темпами принять ее на вооружение в 2018-м попросту не успеют. Скорее всего, доводка, опять же, в лучшем случае затянется еще на пару лет. И есть вероятность, что к тому моменту ракету снова придется модернизовать.
В целом же история раскрутки "Сармата" сильно напоминает немецкое ноу-хау 1940 года. Тогда всего девять не самых удачных истребителей Не-100 сослужили отличную службу Третьему Рейху, ни разу не вступив в бой. Выжав из этих машин несколько рекордов, их переименовали в Не-113. А затем красили, наносили эмблемы несуществующих эскадрилий, фотографировали, тиражировали фото в СМИ и снова красили. Эффект операции, длившейся несколько месяцев, превзошел все ожидания. "Сотые хейнкели" попали во все идентификационные таблицы врагов Германии. Их боялись. С ними - несуществующими - вступали в бой, сбивали и бывали сбиты британские, а затем и советские пилоты вплоть до 1943 года. Так что вполне можно допустить, что характеристики РС-38, (если они к тому времени таки поступят на вооружение РВСН РФ), будут... несколько отличаться от изначально заявленных производителем, а их количество окажется куда скромнее анонсированного. Но все же любопытно, что расскажет об этом Киселев.