• USD 41.3
  • EUR 43
  • GBP 51.7
Спецпроекты

Идеолог без идеологии. Кто поможет Лукашенко нащупать "идею для белорусов"

Александр Лукашенко назначил нового главного идеолога Беларуси. Им стал бывший идеолог Могилевской области Андрей Кунцевич. Его главная проблема – то, что официальной идеологии у Беларуси нет
Фото: официальный интернет-портал президента Республики Беларусь
Фото: официальный интернет-портал президента Республики Беларусь
Реклама на dsnews.ua

Идеологов полно, идеологии нет

Чисто белорусский парадокс: на любом предприятии, в любой организации - есть замдиректора по идеологии. В магазинах - полно книг с названиями вроде "Особый путь - идеология белорусского государства". А вот идеологии - нет. О том, что ее нет, последние несколько лет регулярно напоминает сам Александр Лукашенко. Вводя в ступор чиновников, которые привыкли рассказывать подведомственному народу про "особый белорусский путь", "социальное государство", "уникальную белорусскую экономическую модель" и т.п.

На самом деле идеология белорусского государства всегда подстраивалась под ситуацию. С 1994-го (когда был избран Лукашенко) и до 2000-го это было скорейшее объединение с Россией и/или воссоздание СССР. В 2000-2009-х - "уникальная белорусская модель" с растущими зарплатами и надоями, мудрым бацькой-руководителем и злыми иностранцами, держащими страну в тисках санкций.

В 2009-м жестокий внутренний кризис разрушил иллюзию "белорусского процветания". Обществу взамен был предложен социальный договор, который сам Лукашенко сформулировал как "чарка и шкварка". То есть власть обеспечивает населению некий минимальный уровень благосостояния (белорусский президент так и сказал: "Нашему человеку достаточно, чтобы на столе была чарка и шкварка"), а взамен население не лезет в политику, не выходит на митинги и голосует за кого ему скажут.

Этот договор более-менее работал до начала 2017 г., когда полмиллиона белорусов получили повестки с требованием оплатить "налог на тунеядство". После волны массовых протестов, всколыхнувших даже провинцию, налог был отменен - но стало понятно, что и договора про "чарку и шкварку" тоже больше нет. Тогда-то Лукашенко и заявил впервые, что "у нас идеологии нет, ее нужно разработать".

При этом человек, отвечающий за идеологию, в стране всегда имелся - эта должность закреплена за одним из заместителей главы Администрации президента (хотя периодически за идеологию отвечает и сам глава администрации). Но с 1994 г. на эту должность почему-то попадали персонажи, что называется, один другого одиознее.
Сперва это был полковник Владимир Заметалин - антисемит и белорусофоб, родился в Туле. Неоднократно публично называл белорусский язык "долбанным".

Потом Иван Пашкевич - помогал проводить Лукашенко референдумы 1995-1996 г., вернувшие символику БССР и русский язык в качестве государственного. Теперь живет в США. Далее - Станислав Князев, выпускник школы КГБ, изничтожал любые проявления белорусскости. Потом - Олег Пролесковский, родом из России, военный, потом стал министром информации. Целенаправленно "щемил" негосударственные СМИ. Потом уехал обратно в Россию.

Реклама на dsnews.ua

За ним был Анатолий Рубинов - престарелый сталинист, призывал ввести в Беларуси российский рубль. Потом - Наталья Петкевич, бывшая пресс-секретарь Лукашенко. На должности главного идеолога ничем не запомнилась и уехала в США, хотя находится под американскими же санкциями. Александр Радьков - при нем немногие оставшиеся белорусскоязычные школы стали усиленно русифицировать. Наконец, Игорь Бузовский - был первым секретарем БРСМ (белорусский вариант комсомола). Ничем себя не проявил.

Камикадзе из Могилева

И вот Александр Лукашенко назначил нового главного идеолога страны. Им стал журналист по образованию, бывший идеолог Могилевской области и зампредседателя Могилевского облисполкома 40-летний Андрей Кунцевич. Назначая Кунцевича на должность замглавы Администрации, глава Беларуси отметил, что ему придется заниматься "комплексом идеологической работы, начиная от журналистики и заканчивая лекциями в вузах".

Новый назначенец тут же дал интервью, в котором произнес вещи, прежде для белорусского чиновника вообще немыслимые. "Вчера, например, в том же твиттере кто-то упрекал меня в том, что я прозападный, кто-то - наоборот, что пророссийский. Я не прозападный и не пророссийский, я - пробелорусский. Я читаю и Шрайбмана, и Пальчиса, но в то же время я читаю и Дмитрия Крята из "Советской Белоруссии" и считаю, это правильно". Если бы год назад главный идеолог признался, что читает самых известных антилукашенковских блогеров и не является пророссийским, он в ту же секунду отправился бы в отставку и радовался бы, что не посадили.

Назначение такого нестандартного по белорусским меркам чиновника - реакция на требования времени. В последние несколько лет все перевернулось с ног на голову. Лукашенко, который два десятка лет назад был главным сторонником вхождения Беларуси в состав РФ, сегодня - главный поборник белорусской независимости, а вот народ страны - как раз не прочь стать россиянами. Соответственно, нужно срочно придумать какую-то, условно говоря, "белорусскую мечту". Ну или как минимум - видение Беларуси через 10 лет.

Поэтому новому белорусскому идеологу Андрею Кунцевичу при назначении президентом было сказано традиционное: "времени для раскачки нет". Естественно. Впереди выборы в парламент, а потом и президентские. Пришло время создавать свою повестку, а это куда тяжелее, чем просто реагировать на происходящее. Это работа на упреждение. Нужно придумать некие общие ценности, которые привлекут и условных белорусских пророссийских "сталинистов", и тех, кто ориентирован на Запад. Задача не из простых, особенно если учесть, что более 60% жителей страны хотят объединения с РФ, но есть 20%, которые готовы при необходимости стрелять в те 60%, защищая независимость.

При этом "глубинный" народ хотя политикой не интересуется, но прекрасно понимает, что в стране передумали строить Социализм 2.0. Но что тогда? Капитализм? Вроде бы нет. Это один из главных вопросов, на который должна как можно скорее ответить идеологическая вертикаль.

Главная проблема Андрея Кунцевича в том, что его сейчас начнут "рвать на части". После 2014 г. (да, Революция Достоинства стала точкой отсчета не только для Украины - в Беларуси тоже многое начало меняться) в Беларуси заметно усилились позиции как националистов, так и сторонников "русского мира".

Вот пример: в западнобелорусском (но полностью русскоязычном) городе Слониме на площади Ленина (!!!) поставили 4-х метровый памятник канцлеру Великого Княжества Литовского Льву Сапеге. Исторической фигуре, защитнику Беларуси и лютому врагу России, одному из инициаторов возведения на московский престол Лжедмитрия. Наверное, даже в Минске было видно зарево от горящих пуканов чиновников местной администрации, год назад запретивших открывать в городе белорусскую школу.

В тот же день в Москве глава Минэкономразвития РФ Максим Орешкин и посол РФ в Беларуси Дмитрий Мезенцев говорили об интеграции России и Беларуси. Как сказано в официальной новости, "В частности, обсуждалось взаимодействие сторон при подготовке дорожной карты по реализации Союзного договора 1999 г.".

А премьер-министр Беларуси Сергей Румас и вовсе анонсировал встречу с премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым в начале сентября, чтобы парафировать программу интеграции двух стран. В программе по реализации Союзного договора, по словам Румаса, 66 пунктов, "они практически все согласованы, с главой государства [Александром Лукашенко] требовалось уточнение отдельных моментов". Напомним, что в июле Лукашенко предлагал Путину решить все спорные вопросы между странами к 8 декабря, когда будет отмечаться 20-летие подписания Союзного договора.

Лукашенко сейчас стоит в странной позе. Он вынужден перед Москвой показывать свое стремление к объединению, но в то же время своему народу объяснять, как важно жить в независимой стране. Как назло, народ смотрит российские телеканалы и хочет гордиться ядерными ракетами и Путиным, а не урожаем картошки и бывшим директором совхоза. Так что Андрею Кунцевичу на его новой должности не позавидуешь.

    Реклама на dsnews.ua