1. К сожалению, все то, что сейчас происходит в США – это большая политтехнология. Аналитики Трампа предложили совершить предвыборный рывок за наш счет. В Штатах сейчас идет борьба за 8% тех, кто может изменить свою точку зрения. И основная игра республиканцев свелась к двум вещам:
- Перебить тему "Россия вмешивается в выборы на стороне Трампа" (напоминаю о скандале с расследованием финансирования правых блоггеров через Russia today). Сейчас главный нарратив республиканцев: демократы выписали Зеленского, чтобы воевать против Трампа на стороне Камалы Харрис;
- Все это происходит на фоне ядерного обострения Путина, который очень вовремя вылез со своими ядерными угрозами. И тут есть второй нарратив Трампа: "При мне такого бы не было и только я остановлю ядерную войну Путина".
Я далек от того, чтобы продвигать конспирологическую теорию "Путин подыгрывает Трампу" или наоборот "Трамп подыгрывает Путину". Но мы имеем совпадение во времени двух посылов по обе стороны Атлантики. И это порождает очень сильную позицию Трампа: "Выберите меня и ядерной войны не будет". Этот тезис будет одной из важных тем последних недель выборов. К этому стоит добавить еще один тезис трампистов, сводящийся к тому, что при демократах Израиль перестанет существовать.
2. Украина оказалась в сверхсложной ситуации, когда нельзя скатиться в поддержку одной из партий при условии, что демократам сложно сейчас играть с Украиной, а среди республиканцев нет хотя бы костяка влиятельных игроков, которые готовы были сейчас просто нас слышать. Вся эта история будет иметь колоссальные последствия в будущем. Даже при условии победы Харрис, мы будем иметь дело с республиканским Конгрессом. Ситуация по своему напряжению, приближается к "кольчужному" скандалу и единственное, что можно здесь посоветовать, так это два момента:
- Самое страшное в политике – это начать обижаться, не имея козыря в рукаве (подробно я все это описал в своей книге "Политики не врут", если интересно, прочтите соответствующую главу). Так вот, если мы станем в позу обиженного – мы проиграли;
- Сейчас Россия начнет разыгрывать внутриукраинскую карту расколов, тем более что все акторы украинского политикума уже бьют копытами.
3. В другой части света Саудовская Аравия решила де-факто выйти из соглашения ОПЕК+ и теперь делает ставку не на удержание цены, а на сохранение доли рынка (напомним, что с первого места в КНР их потеснили россияне). Не вдаваясь в сложные нефтяные коллизии следует понимать два важных аспекта:
- Себестоимость российской нефти примерно 25-27 долларов, бюджет имеет проблему, когда цена опускается до 42-44 долларов. Поэтому нынешнее падение до 65-67 долларов не является критичным для россиян. Пока нефть будет в районе 60, денег у Путина предостаточно;
- Выход саудитов из соглашения развязывает россиянам руки в Иране и Йемене. И это становится угрозой для нас как непосредственно (увеличение поставок оружия, полное переключение США на урегулирование ближневосточного конфликта), так и косвенно. Россия давно ищет Сирию-2, которая бы заставила Запад сесть с ней за стол переговоров. Я повторю здесь тезис, который говорю уже давно: россияне хотят продавать не ситуацию в Украине, они хотят продать Западу то, что они могут стать гарантом сдерживания КНДР, Ирана и ряда других стран в разных точках мира от эскалаций. Это их базовая игра.
Это и есть элементы идеального начавшегося шторма. Стать гордо против ветра – это почти 100% погибнуть. Особенно, на фоне того, что мы начали активно жить внутренней политикой.