Спасти китайцев. Почему Макрон объявил Трампа олигархом
"В Соединенных Штатах более нет правительства, всем верховодят крупные корпорации", - заявил французский президент Эммануэль Макрон в салоне Viva Technology, который проходит в Париже с 16 по 18 мая. Так лидер Пятой Республики, пребывающей в состоянии очередного политического кризиса, отреагировал на демарш, даже скорее на диктат президента США Дональда Трампа, который ввел накануне чрезвычайное положение "для защиты информационно-коммуникационной инфраструктур от иностранных угроз", к которым, в частности отнесены Китай и компания Huawei. После подписания соответствующего указа американское Министерство торговли внесло Huawei и еще 70 аффилированных с ней фирм в черный список. "Этот шаг помешает компаниям, принадлежащим иностранцам, использовать американские технологии для подрыва национальной безопасности США", - пояснил министр торговли Уилбур Росс.
Таким образом Трамп ставит подножку процессу перехода Европы на 5G, который осуществляется в тесном сотрудничестве с злополучной китайской компанией. В ответ канцлер ФРГ Ангела Меркель, премьер Нидерландов Марк Рютте и собственно Макрон в четверг, 16 мая, заявили, что примеру Вашингтона не последуют и запрещать Huawei участвовать в создании 5G не будут. По словам Меркель, если Huawei и другие фирмы соответствуют действующим критериям безопасности, то отчего же не позволить им создать высокоскоростную мобильную связь? Рютте придерживается того же мнения. Правда, по данным газеты De Volkskrant, голландские спецслужбы все же решили провести расследование с целью найти или не найти уязвимости в продукции Huawei.
Макрон же в комментарии Bloomberg TV подчеркнул: "наша цель - не блокировать Huawei или какую-либо компанию [...] Франция и Европа прагматичны и реалистичны. Мы верим в сотрудничество и многосторонность. Но президент Франции пошел даже дальше в своих оценках, чем Меркель или Рютте: "Соединенные Штаты - огромный континент, но у них сегодня модель, которая полностью управляется крупными игроками из частного сектора, и, следовательно, больше не пребывает под демократическим контролем. Таким образом, в США больше нет правительства, которое может гарантировать вам уважение к вашей частной жизни или политику в области изменения климата".
В общем, президент Франции, который некогда умилял и восхищал американского коллегу, не постеснялся открыто пойти буром на США. Хотя он также пожурил китайцев за авторитаризм, чтобы не нарваться на критику за фактическую поддержку этого самого автократического Китая и его компаний. Но сделал это, выталкивая вперед Европейский союз. Макрон явно пытается перетянуть на Европу одеяло фронтмена в IT-мире. Одеяло это, впрочем, не сшито еще, но укрываться им французский лидер благоразумно решил уже сейчас.
Это, впрочем, лишь одна из нескольких целей, которые преследовал Макрон. Вторая: подвести Европу поближе к новым реалиям, когда крупные технокорпорации заставят "больше заботиться о благе общества". По словам Макрона, в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) следует ввести налоги на прибыль для гигантов цифровой отрасли. Учитывая, что месседж французского президента был адресован США и их всесильным корпорациям, то слова Макрона следует в первую очередь воспринимать как обещание "прижучить" Google, Amazon, Apple и других гигантов этой индустрии, которых, к слову, и так понемногу прессуют европейские суды и регуляторы.
Третья цель Макрона состоит в следующем. Внешняя информационная экспансия президента Франции нужна ему для решения внутренних проблем, поскольку поставить точку в противостоянии с "желтыми жилетами" ни Макрон, ни его правительство не могут поставить. К тому же, столь резким выпадом в адрес Вашингтона он фактически объявил о своей претензии на лидерство в Евросоюзе после ожидаемого сложения Меркель полномочий канцлера Германии. Макрон погладил эго французов, отвлекая их внешнеполитической повесткой дня от внутриполитической.
Пока сложно судить, каким будет это лидерство Макрона, и будет ли; а также окажутся ли состоятельными его амбиции в отношении цифрового рынка, но точно можно сказать, что его заявление и демарш других европейских лидеров стали огромным шагом к усугублению конфликта между США и Западной Европой. А в обозримом будущем - к углублению раскола между Штатами и Старой Европой, начавшегося еще в президентство Джорджа Буша-младшего и продолженного срывом подписания трансатлантического соглашения о свободной торговле в первые месяцы президентства Трампа.
Справедливости же ради Трамп также прилагает титанические усилия к появлению этого раскола в погоне за внутриполитическими дивидендами через национальный эгоцентризм. Европа уже давно привыкла постоянной критике, обвинениям, требованиям и далеко не дружественными действиям 45-го президента Соединенных Штатов. В этом контексте нельзя не вспомнить, что ранее Трамп также поставил подпись под указом, которым с 17 мая отменяется льготный режим торговли Турции. Правда, чтобы смягчить удар, американский президент снизил вдвое пошлину на импорт турецкой стали. Что не отменяет простой истины: Трамп, помимо Китая, ведет торговой войну с Европой по всем фронтам, а Европа, точнее, потенциальные ее лидеры, отвечают взаимностью. Не задумываясь о последствиях для всех в долгосрочной перспективе.