Ход Трампа Иерусалимом. Быть ли прокси-войне США с Ираном и Россией
Завершение Дональдом Трампом 22-летней истории попыток США признать Иерусалим столицей Израиля запустило масштабные пертурбации на Ближнем Востоке. И дело не в реакции Махмуда Аббаса, еще более резкой отповеди ХАМАС, негодовании лидеров исламского мира или даже Европы. Иррадиация нового витка палестино-израильского противостояния, спровоцированного Трампом, произошла еще до того, как он поставил подпись под соответствующим актом на прошлой неделе. Обещанная американским лидером "Большая сделка", суть которой даже еще неизвестна, генерирует предпосылки новой ближневосточной войны.
Отменной иллюстрацией тому является международный всплеск. Лавина пошла. Трамп расколол не только Запад и исламский мир, но смог расколоть и сам исламский мир, и вызвать недовольство у христиан Ближнего Востока - египетской коптской церкви, вифлеемских христиан, которых 12% от населения города. Ясно почему - святой город трех религий, а его де-факто отдают иудеям. Они, между прочим, в данной ситуации подыгрывают мусульманам, да и, ко всему прочему, могут стать причиной межконфессиальных раздоров между христианами. Потому как в Америке Трамп получил широкую поддержку христиан в связи со своим решением.
Еще один момент. Антимусульманская риторика, включая скандальные ретвиты видео британских радикалов и запрет на въезд в США, - красная тряпка, которая привлекает внимание к "борьбе" Израиля с исламским миром. Это взаимозависимый процесс, на самом деле. Трамп делает горячей тему Иерусалима с помощью запрета, а запрет актуализирует поддержку Белым домом Израиля. Однако "жертвы" - не только те, кому не позволят попасть в Соединенные Штаты, но и американские мусульмане, ведь выпады Трампа аккумулируют ксенофобские настроения у обитателей американского маргинеса. Это, в свою очередь, по мнению экс-главы Национального центра борьбы с терроризмом Ника Расмуссена, добавит работы контртеррористическим силам.Так что Трамп определенно создает больше проблем и государственной машине, и обществу.
Долго шли
Сам же хозяин Овального кабинета не один месяц шествовал к признанию Иерусалима столицей Израиля в рамках своей антииранской кампании. В начале каденции Трамп, как и его предшественники, отложил подписание принятого Конгрессом еще в 1995 г. закона о переносе американского посольства в Вечный город.
С учетом текущих событий становится очевидным следующее. Во-первых, еще "зеленый" президент не мог так сразу выполнить свое предвыборное обещание, пока не обоснуется в Белом доме, сформирует основные векторы внешней политики, сработается с командой и т. д. То есть пока не будут улажены сугубо технические вопросы. Во-вторых, то, как шустро зимой в Вашингтон прилетел премьер-министр Израиля Биньямин (Биби) Нетаньяху, намекает на существование, по крайней мере, некой стратегемы. Постепенно благодаря тесным связям с израильской общиной США, мостиком куда выступил зять Джаред Кушенр, администрация Трампа в связке с Биби и "Ликудом" наработали уже стратегию. Следующий этап - план урегулирования израильско-палестинского конфликта, который явно не будет отображением прежнего принципа "двух государств". Возможно, и основные наметки плана также готовы, но нуждаются в детальной проработке, потому презентацию анонсировали в середине 2018 г..
Американским законодателям и внешнеполитическому ведомству придется изрядно попотеть. Госсекретарь Рекс Тиллерсон не согласен с позицией Трампа по Иерусалиму, но роптать публично не может. Он лишь сказал, что американское посольство появится в Иерусалиме не ранее 2020 г. Значит, уповает на отсрочку. Значит, Госдеп прогнулся. Трамп будет лишь периодически слегка задевать струны, а симфония - труд Конгресса и Госдепартамента.
Хотя даже если бы Капитолий и Госдеп в открытую пошли против инициативы президента, обратить все вспять не представляется возможным. Иерусалим фактически извне признан столицей дважды. Сначала Трамп. А в среду, 13 декабря, 16 из 17 лидеров Организации исламского сотрудничества (57 стран-членов) признали Восточный Иерусалим столицей Палестинской автономии. Саммит собрал турецкий президент Реджеп Эрдоган, который призвал всех признать Иерусалим "оккупированной столицей Палестины". Только новоявленный султан, который давненько плодотворно сотрудничает с Израилем, этот сабантуйчик устроил ради раздувания политического эго.
Арабы на раздорожье
Не все однозначно и с остальными представителями ОИС. Показательно, что от Саудовской Аравии и ОАЭ приехали не министры иностранных дел, а лидеры государств. Арабские монархии критиковали Трампа, но не так рьяно, как Иран. Фактически это может быть клинч, который пока решения иметь не будет. И в итоге ситуацию снова придется заморозить. Когда это произойдет, в некоторой степени зависит от того быть ли четвертой интифаде или нет. ХАМАС уже объявил ее, но нет массовости, которая была в 90-х, в начале нулевых или в 2015 г. Даже если интифада начнется, израильская армия, вероятнее всего, будет вынуждена применять силу. В таком случае повысится террористическая активность, обстрелы из сектора Газа и т. п.
Реагировать будут не только в израильском правительстве, но и в Иордании, возглавляемой верным союзником США Абдаллой II, поскольку ему активизация проиранских радикалов под боком вообще не нужна. "Подтянутся" арабские монархии. Их ответом, как бы они ни хотели, вполне может стать блокада Израиля, аналогичная катарской. Правда, решение будет не из простых, потому как здесь есть обратная сторона медали, которой Трамп пускает солнечных зайчиков в глаза аравийских союзников.
Момент президент США выбрал удачно. Шиитский Иран набирает силу в регионе. И суннитам-союзникам Вашингтона фактически предложили выбор: либо вы боретесь с иранской угрозой, но тогда проглотите признание Иерусалима столицей Израиля, либо же выступайте против, таким образом признавая гегемонию Ирана.
Так что цель Трампа состоит не только в том, чтобы поддержать Израиль или устроить встряску исламскому миру. Его мишень - Иран. И прежде всего Иран. При этом прокси-войну (т. е. опосредованную) хозяин Овального кабинета ведет руками израильтян, надеясь, очевидно, и на союзников в СА и ее "подопечных". Первыми же под раздачу попадут вышеупомянутый ХАМАС, а также ливанская Хезболла - две организации, финансируемые Тегераном, и частично Москвой.
Путин подмигнул
Кстати, о птичках. Президент РФ Владимир Путин после встречи с Эрдоганом раскритиковал решение Трампа, говорил о дестабилизации, прежнем курсе и т. п. Тут важно понимать, что на конфликт с Израилем Кремль точно не пойдет, а будет вяло критиковать время от времени. Если тут, конечно, нет игры россиян против иранцев, чье положение в Сирии и на нефтегазовом рынке раздражает Москву. А игра эта может иметь место. На это указывает определенная синхронность в действиях как Трампа, так и Путина. Президент США признает Иерусалим, президент РФ в очередной раз заявляет о выводе войск из Сирии. Россия, конечно же, никуда не выходит, что отметили в Госдепе. Да и из заявлений российских говорящих голов было это ясно: выводятся 25 единиц авиатехники, длительный процесс на пару лет, две базы, ПВО и куча народу в форме остаются. Однако в качестве политического шага заявление Путина выглядит как демонстрация готовности "прокинуть" Тегеран. Главным реципиентом, конечно, является Вашингтон, которому в Кремле намекают на возможность как-то наладить диалог, перераспределить сферы влияния на Ближнем Востоке, возможно, снять часть санкций или хотя бы не вводить новые - против крупного бизнеса в РФ, которые запланированы на январь следующего года.
Если союзники США согласятся на израильское решение Белого дома, а Путин сольет Иран, то дела последнего будут плохи. Слишком уж в разных весовых категориях будет вестись геополитический мордобой.