Грета Тунберг выросла из старой роли. Будет ли новая?
Грета Тунберг уже успела получить две Нобелевских премии. Правда, альтернативные. Но в их альтернативности была своя логика
Время неумолимо: вот и Грета Тунберг стала взрослой, ей уже 18 лет. На своей странице в Instagram она поблагодарила всех за поздравления ее с совершеннолетием и заявила, что желающие могут найти ее ночью в одном из местных баров. Там она пообещала раскрыть все темные секреты заговора о климатических и школьных забастовках, а также назвать своих злых кураторов, которые больше не смогут ее контролировать. "Наконец-то я свободна!", — подвела она итог.
Былая слава
Конечно, к 18-летию Грета подошла на закате былой славы. Но со взятых вершин ее не столкнуть уже никому. Помимо премии "За целесообразное жизнеобеспечение", которая ежегодно присуждается "лицам и организациям, ведущим борьбу за сохранение и возрождение культурных ценностей и вносящим вклад в урегулирование кризисов", и даже называется альтернативной Нобелевской, к которой прилагается призовой фонд в 95 тыс. евро, предназначенный для дальнейшей работы лауреатов на избранной ими стезе, она получила и Международную детскую премию мира, которую называют "Нобелевской премией для детей" и сопровождают призовым фондом в 100 тыс. евро. — надо полагать, на посещение Диснейленда. На имя Греты была зарегистрирована торговая марка.
Была даже выпущена секс-кукла с ее лицом, омоложенным лет до 12-13, которую, за скромную, в принципе, сумму в $3400 мог приобрести любой желающий. Это уже стало недостижимой вершиной истинно народного признания. Ни американский мученик Джордж Флойд, ни Владимир Зеленский, избранник 73% граждан Украины, не поленившихся дойти до избирательной урны, пока не удостоились такой чести.
Грета выступала с бесчисленных трибун – и ей почтительно внимали, хотя говорила она, в принципе, ни о чем. Имя Греты было увековечено в названии нового вида улиткок семейства циклофорид, очень удачно открытых в джунглях Брунея, нового рода гигантских крабовых пауков, обитающих на Мадагаскаре и включающего целых пять видов, один из которых прямо назван Thunberga greta, а также жука, найденного в Кении еще в 1960-х годах, но по недосмотру остававшегося безымянным. Хотя, возможно, и не по недосмотру, а, потому, что не было подходящего претендента, а у Греты как раз обнаружились две косички, похожих на длинные усики этого жука – но это уже детали.
Словом, личный успех Греты, а, точнее, ее родителей — арт-менеджера, актера и продюсера Сванте Тунберга и оперной певицы Малены Эрнман, неоспорим. Почему родителей? Да потому, что подросток с богатым набором психологических проблем – депрессия, синдром Аспергера, обсессивно-компульсивное расстройство и селективный мутизм не смог бы дебютировать с таким оглушительным успехом.
Шоу с детьми всегда гарантируют успех, но, согласитесь, достичь такого успеха удается немногим. Вот, опять же, к примеру, Владимир Зеленский – тоже, надо сказать, не последний постановщик шоу. В своем новогоднем выступлении он окружил себя целой дюжиной детей, но он и близко не подошел к успеху Греты, а его именем не назвали ни паука, ни жука, ни даже никакого другого гада – по крайней мере, не назвали официально. Не дотянулся он и до одной хотя бы альтернативной Нобелевской, а Грета дотянулась аж до двух. А все потому, что Грету учили отыгрывать эмоции хорошо, без халтуры, а еще хорошо и без халтуры поработали со СМИ. Словом, папа и мама Греты вложили в этот проект много труда и таланта – и вот вам результат. Офису президента Украины во главе с его, простите за тавтологию, главой, тут только учиться и учиться.
Грета и ее борьба
Что же до результатов бурной деятельности Греты, то здесь все выглядит намного скромнее. Даже она сама на 25-й конференции Рамочной конвенции ООН об изменениях климата в Мадриде признала, что "школьные протесты" по всему миру не принесли желаемого результата в борьбе с изменениями климата.
То есть, хотя школьники и студенты по ее призыву охотно прогуливали занятия, прикрываясь заботой об экологии, это не вызвало ответных действий со стороны правительств. Хотя и они могли бы, вероятно, ответить на прогулы молодежи — своими прогулами. Сама же Грета, пережив пик популярности, приняла решение вернуться в школу.
Я же взрослая уже
Сегодня Грета решительно выросла из роли девочки-экоактивистки. Ну, а для роли молодой, но уже совершеннолетней экоактивистки ей определенно не хватало образования, хотя она и была награждена почетной докторской степенью Университета Монса.
Что же до обещаний Греты слить своих кураторов вместе с их зловещими секретами, то едва ли в пабе прозвучали какие-то откровения. Этот просчитанный ход должен был, во-первых, привлечь внимание к Instagram Греты Тунберг, у которого и так 1,8 млн. подписчиков, а, во-вторых, показать всем, претендующим на роль начальников над ней, кто теперь хозяин ситуации. Надо признать, что, несмотря на набор диагнозов, реальный или мнимый, Грета определенно не глупа. К тому же она сильно выросла во всех смыслах за эти два года. Она, на глазах у всего мира, показала характер, вернув Трампу его совет "поработать над своей проблемой управления гневом, а затем пойти в старый добрый фильм с другом", и очень вовремя высказала удовлетворение по поводу избрания Джо Байдена, который пообещал присоединиться к Парижскому климатическому соглашению в первый день своего президентства. "Это может стать хорошим началом чего-то нового", — прокомментировала Грета.
Несомненно, может. Избрание Байдена – отличный шанс для Греты Тунберг раскрутить следующую серию своей экологической борьбы. И в этой серии рулить она будет уже сама, безо всяких кураторов (ох, держитесь мама с папой).
При этом, Грета хорошо знает, с чем стоит, а с чем не стоит бороться. Еще год назад она благоразумно заявила, что не осуждает знаменитостей, которые путешествуют по миру на самолетах, проповедуя об изменении климата. Она просто ответила: "Мне все равно". Столь же благоразумно Грета обходит и неприятную тему реального вреда, который наносят миру "зеленые" технологии.
К примеру, 60% мировых поставок кобальта, необходимого для создания современных аккумуляторов, которые используются в экологичных электромобилях, и для накопления электроэнергии от экологичных ветровых и солнечных электростанций, по понятным причинам работающих неравномерно, поступает из Демократической Республики Конго. Там его демократично добывают в шахтах дети в возрасте от щести до пятнадцати лет. Такой возрастной ценз позволяет экономить на проходческих работах. Работа в кобальтовых шахтах убийственна во всех смыслах – техника безопасности там отсутствует, как таковая, а кобальтовая пыль крайне опасна для легких.
Конечно, кобальт, добываемый конголезскими демократами — случай запредельный и крайний. Но многие так называемые "экологические производства" приносят сегодня экологии больше вреда, чем реальной пользы. А экоактивизм часто является инструментом конкуренции, притом, заведомо недобросовестной. По сути, это рейдерство под экологическим флагом. Но дело это коммерчески выгодное. Тут Грета определенно попала в струю.