Греко-македонская борьба. Как президент Иванов выкрутил руки премьеру Ципрасу

Администрация президента Македонии, судя по всему, оказалась более дальновидной, чем парламент
Фото: скриншот видео ba.n1info.com

Главы греческого и македонского правительств, Алексис Ципрас и Зоран Заев, по сути, во второй раз достигли соглашения о новом наименовании для бывшей Югославской Республики. Это не вариант с Республикой Илинденская Македония, на котором стороны вроде как остановились в конце мая, а Республика Северная Македония. Такое наименование тоже было в списке во время переговоров. Но, как и в случае с отсылкой к пророку Илии и Илинденскому восстанию, новое предложение не нашло поддержки ни в Греции, ни в Македонии.

В последней, выдержав длительную паузу, громко выступил против президент Георге Иванов, заявив, что, мол, договоренность — результат междусобойчика и личное решение Заева и главы МИДа Николы Димитрова. "Это вредоносное соглашение, которое уникально для истории человечества, оно неуместно и неприемлемо для меня, оно нарушает конституцию, законы и подрывает государственные институты. Я не буду легализовать политическую самодеятельность правительства", — сказал президент Македонии, отказавшись визировать документ. Заев в долгу не остался и уколол Иванова обвинением в препятствовании интеграции страны в Евросоюз и НАТО, ведь спор вокруг названия использовался греками для блокирования этих процессов.

С одной стороны, демарш Иванова можно было бы объяснить тесными связями с Россией оппозиционной партии, в которой он состоит, — ВМРО–ДПМНЕ (Внутренняя македонская революционная организация–Демократическая партия за македонское национальное единство), лидером которой остается экс-премьер Никола Груевский. Говорящие головы политсилы ранее неоднократно подтверждали, что не поддержат новое наименование. С другой стороны, на акции протеста, начавшейся вечером 13 июня в Скопье, не были замечены представители ни ВМРО–ДПМНЕ, ни "Единой Македонии" — лояльных Кремлю партий.

Демонстрация получилась небольшой (СМИ называют число более 1,5 тыс.), эмоциональной — были файеры, "коктейли Молотова", пусть и неподожженные, которые летели в сторону полиции. Участники с флагами с Вергинской звездой скандировали: "Македония, Македония", критиковали Заева и требовали его отставки. Однако все это действо организовали Всемакедонский национальный совет - "Македониум", "Христианское братство" и болельщики ФК "Вардар". Отмечается, что демонстранты собрались, договорившись в соцсетях. Что вполне вероятно и к тому же свидетельствует о том, что ВМРО–ДПМНЕ и "Единая Македония" руку к протестам не приложили. 

ВМРО–ДПМНЕ подключилась к критике Заева в парламенте. Так, депутат Драган Данев с трибуны накинулся на премьера, заявив, что тот обманул македонский народ, ведь обещал не менять конституцию. И почти тотчас же переключился на то, что Заев не выполнил обещаний о повышении стипендий и зарплат для педагогов. При этом Данев несколько кривит душой. Поскольку Заев-то и не обязался самолично менять конституцию, а схитрил — решил заручиться, точнее, переложить ответственность непосредственно на народ, потому как решение о новом названии премьер намерен вынести на референдум. И, к слову, Заеву еще придется донести до населения и, в частности, протестующих, что это им решать. Потому как лидер Всемакедонского национального совета Страхе Олумчев говорил на митинге, что "только македонский народ, и никто другой, вправе принимать решение по национальным вопросам". Именно это, по сути, Заев и предлагает сделать македонцам.

Однако на пути инициативы стал Георге Иванов, получивший прекрасный фон к своему заявлению. Правда, если исключить (по крайней мере, пока) из уравнения вмешательство РФ, то становится очевидным, что прежде всего демарш президента являет собой эпизод внутриполитической игры. Причем администрация Иванова оказалась более дальновидной, чем парламент, да и сам Зоран Заев. Вот почему. Да, Македония не может рассчитывать пока на вступление в ЕС и НАТО, но нужно понимать, что Афины в этом вопросе сталкиваются с изрядным давлением со стороны ЕС и США. Особенно США. Нынешнему соглашению предшествовали частые контакты между греками и американцами. 19 мая Алексис Ципрас пообщался по телефону с вице-президентом Майком Пенсом — говорили о роли Греции в регионе и примирении со Скопье. Спустя два дня еще один Майк, на этот раз Помпео (госсекретарь), встретился в Вашингтоне с греческим коллегой Никосом Котзиасом, который также пообщался с советником Трампа по нацбезопасности Джоном Болтоном и замглавы Госдепа Уэсом Митчеллом. Интерес американцев понятен: вытолкнуть РФ с Балкан и поумерить пыл Анкары.

К тому же разрешить спор с македонцами правительство Ципраса подталкивают и в Брюсселе. Результат там хотели бы увидеть до саммита ЕС в конце этого месяца, чтобы объявить об интеграции Македонии в блок. Иванов же не может не знать, что Ципрас находится в безвыходном положении, он уже на крючке и никуда не денется. Так почему бы не пощекотать его, выжав как лимон, и выторговать некие дивиденды? В общем, похоже на то, что заявление президента Македонии было продиктовано не патриотизмом, а прагматизмом. К тому же таким образом Иванов усиливает свои позиции как президента в парламентской республике. Для его личной политической карьеры и будущего партии лишним это не будет.

Повторимся, речь о внутриполитической игре, к которой греки имеют косвенное отношение. При этом положение у Ципраса более шаткое, нежели у Заева. С одной стороны, Европа и США давят и требуют мира со Скопье, с другой — давят оппозиция и партнеры по коалиции. Крупнейшая оппозиционная партия Греции "Новая демократия" сейчас изучает возможность вынести вотум недоверия правительству из-за этого соглашения. Даже если "новые демократы" решат сохранить карьеру Ципрасу, велика вероятность, что следующие (досрочные или нет) выборы премьер и его СИРИЗА все же проиграют. И по этой причине, как ни парадоксально, Ципрас продолжает делать ставку на македонский вопрос. Мир со Скопье на условиях, удовлетворяющих всех по обе стороны границы, мог бы спасти его рейтинг. Как уже сообщала "ДС", однопартийцы Ципраса полагают, что, продавливая "македонский вопрос", он сможет компенсировать свои политические потери, обусловленные жесткими реформами, которые проводятся по требованиям европейских кредиторов. Правда, теперь же придется еще и раздумывать, какими пряниками соблазнить заартачившегося Георге Иванова.