Игра в диктатора. Как изменится Южная Корея после 6 часов военного положения

3 декабря президент Республики Корея ввел военное положение, но очень быстро его отменил. Граждане протестуют, союзники Сеула шокированы, а эксперты прочат Юн Сок Ёлю импичмент

В Сеуле люди вышли на протест против военного положения

Как президент Юн Сок Ёль пугал оппозицию и заигрался в Чон Ду Хвана

Южной Кореей ширятся массовые протесты с призывом арестовать президента Юн Сок Ёля, который 3 декабря объявил военное положение. Значительная часть общества так и не поняла, зачем глава государства это сделал. Его объяснение о заговоре оппозиционеров, которому он намерен положить конец, не вызвали массового одобрения. Он обвинил оппозицию в контроле над парламентом, симпатиях к Северной Корее и антигосударственной деятельности, что парализует правительство. Введение военного положения Юн назвал "критическим" для защиты либеральной Южной Кореи от угроз, происходящих от коммунистических сил КНДР. В ответ депутаты консенсусом призвали президента отступить и отменить свое решение. Менее чем через 6 часов после введения военного положения Юн его отменил во время заседания правительства.

Следует добавить важный момент: Юн Сок Ёль, отменив свое решение, призвал парламент "немедленно прекратить безрассудные действия, такие как повторные импичменты, законодательные манипуляции и бюджетные перебои, парализующие функции государства". В ответ парламент внес предложение об импичменте Юна и планирует проголосовать за это вот-вот. Но положительное голосование еще должен поддержать Конституционный суд. Если это произойдет, Юн Сок Ёль станет вторым президентом в истории государства, у которого есть шансы потерять кресло в результате импичмента, — в 2017 году народные протесты вынесли из кресла Пак Кын Хе, первую женщину-президента. В том же году ее арестовали, а в следующем приговорили к 24 годам тюрьмы и огромному штрафу. Затем дело пересмотрели и увеличили срок еще на год. Пак вышла на свободу в 2021 году благодаря помилованию своим преемником Мун Чжэ Ином, которого сменил в 2022 году Юн.

Здесь следует сказать несколько слов об особенностях южнокорейской демократии. В этом государстве хватает политических партий, однако ключевыми игроками на сегодняшний день являются правоконсервативная "Сила народа" (именно от нее баллотировался нынешний глава государства) и левая "Демократическая партия". Ее представлял упомянутый президент Мун. Эти партии сменяют друг друга в процессе выборов, формируют коалиции и правительства. То есть военные хунты и диктатуры канули в историю вместе с такими мрачными фигурами, как диктатор Чон Ду Хван. Неудивительно, что военное положение в стране корейцы восприняли как сигнал возвращения времен диктаторов, разгона мирных протестов, притеснения оппозиции.

Начиная с 1987 г., когда состоялись первые свободные выборы, в Республике Корея не было попыток захвата власти. Этот период вошел в историю как Шестая республика. На первых выборах президентом был избран генерал Ро Де У. Он не был демократом по стилю правления, однако провел важные реформы, начал открывать закрытое для мира государство. При нем Сеул принимал летнюю Олимпиаду 1988 года, когда сборная СССР, где первую скрипку играл киевлянин Алексей Михайличенко, стала чемпионом по футболу. Но преемник Ро на президентском посту Ким Ён Сам серьезно взялся за действия предшественника и тот был приговорен к смертной казни, которую впоследствии смягчили на пожизненное заключение. Ро инкриминировали коррупцию и государственную измену. Его в 1997 году помиловал президент Ким Дэ Чжун, выдвиженец левой "Демпартии", ставший лауреатом Нобелевской премии мира 2000 года за политику национального примирения и поиск согласия с Северной Кореей.

У следующих президентов были проблемы либо со следственными органами, либо с парламентом. Либо со всеми сразу. Так Но Му Хён, заменивший Ким Дэ Чжуна, попал под импичмент, но процедуру не утвердил Конституционный суд. Ли Мён Бак президентский срок досидел, хотя его и обвиняли в коррупции. А вот после ухода с поста (в Южной Корее запрещено одному человеку быть президентом дважды) Ли попал под крупное антикоррупционное расследование и получил 17 лет тюрьмы. Его помиловал нынешний глава государства. Который теперь сам может попасть в тюрьму. Южные корейцы не церемонятся со своими президентами, это еще одна особенность тамошней демократии. Их Фемида справедлива и не кровожадна. Главное — правосудие и признание преступления, а выход впоследствии осужденного на свободу все равно не позволит ему вернуться в большую политику с запятнанной репутацией.

За что южные корейцы невзлюбили своего президента

С 2027 года в Южной Корее запретят выращивать собак для еды. Президент Юн, в семье которого 4 собаки, на собственном опыте пропагандирует среди населения, что поедание собак – архаизм. А вот фермеры-собаководы подсчитывают ущерб. Это пример для понимания, что далекая от нас Южная Корея хоть и глубоко вестернизировалась, однако до сих пор испытывает такие проблемы, которые нам могут казаться непонятными.

Главные идеологические разногласия между левыми и правыми партиями в Южной Корее состоят в отношении к таким триггерам, как соседняя коммунистическая Корея, Япония, США и Китай. Левые проводят политику сближения с Пхеньяном и Пекином, правые – с Вашингтоном и Токио. И правые, и левые поддерживают хорошие отношения с США, а вот в отношение Японии, бывшей колонизаторке, подходы различаются. Президента Юна недолюбливают за реверансы перед японцами. Также он категорический противник диалога с Ким Чен Ыном. Отметим отношение Юна к войне в Украине. Сеул оказывает нам гуманитарную помощь, сам глава государства в июле 2023 года посещал Украину, а вот на просьбу напрямую помочь нам оружием — не согласился.

На левом фланге есть популярный оппозиционер, лидер "Демпартии" Ли Джэмён. Фигура неоднозначная, поскольку в своей риторике умеет совмещать критику правых либералов и одобрение деятельности антидемократических политиков прошлого. Поскольку они осуществляли успешные реформы. Приверженец сближения с Пхеньяном и усиления экономических связей с китайцами. У него с Юном очень плохие личные отношения после выборов 2022 года. Относительно Ли Джэмёна велись следственные действия (искали коррупцию), которые он считает политическими репрессиями. Левые в парламенте в оппозиции, однако имеют многочисленную фракцию, которая активно вставляет палки в колеса партии власти и ведет эффективную медийную политику. Не в последнюю очередь благодаря этому действующий президент пользуется низкой популярностью, где-то в районе 20%.

Поскольку ему до конца каденции еще три года, он мог бы так нервно не реагировать на оппозиционеров, но есть важный момент: в последнее время усилились нападки на жену Юна, бизнесвумен Ким Кэон Хи. Во всех отношениях очень заметную фигуру как благодаря бэкграунду, так и облику. В свои 52 года женщина выглядит намного младше, что объясняют достижениями пластической медицины. В Южной Корее завистники прозвали Ким "фарфоровой куклой". А вот в СМИ и соцсети регулярно распространяют компрометирующую информацию о ее прошлом. Здесь и "грехи молодости", и подозрения в коррупции — от использования положения мужа для собственного бизнеса до истории с подаренной сумочкой Dior за $2200. О последнем случае расскажем подробнее.

Мужчина по имени Чой Джэ Ён в магазине подарил первой леди сумочку, снял факт подарка и обнародовал в январе этого года. В Южной Корее государственным чиновникам и их женам запрещается принимать такие дорогие подарки, поэтому компромат имел эффект информационной бомбы. Причем произошло это за два месяца до выборов парламента. То есть, было очень похоже на провокацию с целью бросить тень на Юна и партию "Сила народа". С другой стороны, умеренные критики президента отмечали: госпожа Ким известна экстравагантным поведением, поэтому ее не трудно было подловить. Далее президент отказался увольнять прокуроров, которые не захотели расследовать историю с сумочкой, чем еще больше разозлил оппозицию и ее избирателей. В ответ та начала блокировать бюджетные инициативы власти. В этой ситуации президент Юн не нашел лучшего варианта, как ввести военное положение и напугать оппонентов из парламента. И только увидев реакцию общества понял, что поступил безрассудно.

Итак, знатоки южнокорейской политики считают, что Юн подписал себе приговор. Хуже всего, что он дал пас Пхеньяну. Тот никакого отношения к внутренним разборкам у соседей не имел, а тут получил неожиданный подарок для собственной пропаганды. Мол, такая у них демократия, что войска по Сеулу ездят. Вряд ли просто пропустят этот скандал и в Вашингтоне. Южная Корея – союзник США, мощный экономический партнер, в этом государстве находится почти 30 тыс. американских военных, а здесь такие фокусы от президента. Да еще и в выигрыше окажутся силы, посматривающие в сторону Пекина. Поэтому многие эксперты придерживаются мнения, что хотя партия президента и высказывается против импичмента, оппозиция может собрать под это необходимое количество голосов (в парламенте 300 депутатов за законопроект об импичменте требуется большинство в две трети). Далее 180 дней для вердикта Конституционного суда и досрочные выборы. Которые фактически откроют путь к президенту левом Ли Джэмёну.