Оторваться на России. Лондон изобрел на зло ЕС свои санкции против Кремля
Расставание Великобритании с Европейским Союзом начинает выглядеть как некое "отпочкование" с перcпективой хэппи-энда. Логика, которой придерживается правительство Терезы Мэй, — и это явно раздражает Брюссель и франко-германский тандем, поскольку они-то пытались чуть ли не с первого дня проучить британцев за их шатания и итоговое "неправильное голосование" — не только представляется щадящей для британского бизнеса и граждан, но и содержит элементы сохранения контроля над европейской политикой без ущерба для самого Соединенного Королевства.
Причем, невзирая на некоторое ускорение дрейфа лидеров континента в сторону от России, связанное с сирийским кризисом и дальнейшим ухудшением отношений Москвы и Вашингтона (отношение к Путину и его режиму стало чуть ли не ключевой темой последнего раунда теледебатов в Лас-Вегасе), именно Британия все острее фокусируется на жестком оппонировании, а не обычном сдерживании России. На это указывает изменение позиций Уайтхолла в информационной войне, радикальные шаги в сфере борьбы с отмыванием денег и нюансы глобального позиционирования.
Если вспомнить премьерство Джона Кэмерона, то в стороне от временами громкой обвинительной риторики в адрес Москвы, и — если верить слухам в среде финансистов — неких негласных модерирующих указаний в банковской сфере, ранее Лондон не выходил за рамки предупреждений со стороны местного регулятора Ofcom в вопросе о деятельности того же RT (бывший Russia Today). В любом случае этот процесс никак не форсировался.
Так, в 2014 г. Ofcom предупредил RT, что канал может подвергнуться штрафу или отзыву лицензии на вещание в Великобритании. Для этого должно было хватить еще одной подтвержденной жалобы от аудитории. При этом два года назад за все время вещания RT на территории Великобритании Ofcom зафиксировал девять нарушений, которые касаются принципа объективности, а также допустимого количества рекламы и передачи откровенных изображений в эфир. С тех пор рупор кремлевской пропаганды так и существовал в атмосфере трэша. В мае 2015 г. Ofcom приступил к расследованию материалов телеканала о британских центрах временного содержания мигрантов. Телеканал стали обвинять в регулярных нарушениях правил вещания, требующих от британских СМИ непредвзятости. Отдельные британские политики не раз угрожали RT лишением лицензии из-за необъективности освещения конфликта на востоке Украины. Но ничего не происходило.
Однако, как и в случае с самим Путиным, его информационное представительство в Соединенном Королевстве уговорам не вняло и исправиться не смогло (параллельно, кстати, развивается похожий скандал в Нью-Йорке, где ведомство "награжденной за Крым" Маргариты Симоньян подозревают в клевете на городскую полицию). С началом выхода Великобритании из ЕС политическая элита страны начала предпринимать более интенсивные действия по подавлению деструктивной пропаганды в британском эфире.
В середине октября банк NatWest заморозил все счета телеканала RT в стране. Причем в самой жесткой форме — без обжалования и с прекращением договора о предоставлении услуг буквально "навсегда". Сама Симоньян этим решением была глубоко шокирована, и стоит заметить, что жалеть ее стала чуть ли не вся московская "либеральная" тусовка, вдруг принявшаяся напоминать британцам (?!) о приоритете свободы слова. Весьма вероятно, что перерегистроваться под другим названием не получится, а создавшаяся ситуация является первой фазой изгнания российского государственного телевидения с берегов Альбиона. Об этом свидетельствует заявление о том, что юристы телеканала "изучают способы продолжения деятельности в Соединенном Королевстве".
Ясное дело — столь демонстративное вышвыривание с территории одной из ключевых стран планеты является болезненным ударом по самолюбию кремлевского "гроссмейстера". На самом деле, конечно, можно только удивиться долготерпению британцев, которым Симоньян и ее подручные пытались несколько лет морочить голову. Кстати, вполне возможно, что речь идет о санкциях, которые Британия и США согласовывают теперь отдельно от громоздкого Евросоюза. Остается неясным, стоит ли за этим действием британское правительство, но — сюрприз — министерство иностранных дел было в курсе решения банка, когда с ним связались журналисты издания Guardian. Запрос британской газеты был перенаправлен в казначейство.
В свою очередь Симоньян заявила, что надеется на поддержку российских властей, и тут же ее получила в форме назидания Лондону со стороны официального представителя МИД РФ Марии Захаровой, которой тоже не улыбается блистать лишь в шоу уровня "Пусть говорят". Единичный случай таких изменений можно было бы оставить без особого внимания как анекдотический, если бы не три обстоятельства.
Первое — это волна репрессий, прокатившаяся по сообществу, близкому к британской звезде российско-террористических СМИ Грэму Филлипсу (кстати, его основной эккаунт в Facebook заблокирован после славословий в адрес убитого в Донецке террориста Мотороллы — гражданина РФ Арсения Павлова).
Второе — это подозрительная покладистость Владимира Путина на берлинской встрече "нормандской четверки". А это может быть связано как с уверенным лидерством в американской президентской кампании Хиллари Клинтон (в частности, предлагающей ввести над Сирией бесполетную зону), так и с новым законодательством, которое вскоре будет принято в Великобритании и пострадать от которого может вся верхушка путинского режима.
В середине сентября в британский парламент был внесен законопроект "О криминальных финансах", который вводит в закон понятие "богатство необъясненного происхождения". Речь идет, в частности, о собственности иностранных коррумпированных чиновников, а также купленной на капиталы криминального происхождения. Такое решение давно назревало. Оно соответствует общественному запросу, а также обещаниям экзотического консерватора Терезы Мэй победить бедность как таковую (и лишить работы лейбористов).
Тем более что после панамского и других скандалов, нескольких фильмов о том, как русские и арабские деньги отмываются в Лондоне, политики в некотором отношении подыгрывают общественному запросу. Лондон и его недвижимость, несомненно являются некой тихой гаванью для мировой отмывки капитала. Как сказали власти Лондона, проверкам могут подвергаться любые объекты недвижимости стоимостью свыше 100 тыс. фунтов.
Весьма вероятно, что начнутся проверки и недвижимости, которой владеют собственники из стран третьего мира, Африки, стран Восточной Европы, Центральной Азии и Китая.
Пока рынок никак не реагирует на эту информацию. Новых иностранных инвесторов она не отпугивает, так как после Брекзита и так постоянно росшая доселе недвижимость подорожала на 5% и более, а фунт подешевел почти на 20%.
Согласно кадастровым оценкам британская недвижимость на сумму более чем 170 млрд фунтов зарегистрирована на офшорные компании. Истинные ее владельцы не разглашаются. Ожидается, что именно она будет проверяться в первую очередь. Специалисты предполагают, что в рамках борьбы с коррупцией и отмыванием денег в Лондоне могут быть арестованы сотни домов и квартир. Кроме того, новый законопроект позволяет арест банковских счетов, драгоценностей и произведений искусства, имеющих сомнительное происхождение.
Под удар попадают хозяева особняков, многоквартирных доходных домов, яхт и записанных на спутниц и спутников жизни сомнительных бизнесов. Все это в высшей степени свойственно недавним и текущим фигурантам путинской клики, таким как экс-президент РЖД Якунин и его сын, семейный клан вице-премьера Шувалова, десятки других сановников и хранящих тайны секретного бюджета, так называемого "бассейна" нынешнего режима. Налоговые недоимки и штрафы с этих извлекаемых богатств существенно пополнят казну правительства Мэй, что позволит ей с легкостью выиграть выборы 2020 г. Тем более что тяжкий воз лейбористов с учетом предположительно левой политики кабинета консерваторов, Брекзита и антагонизма в отношениях с "противостоящей империализму США" Россией согласился тащить лишь все тот же старый коммунист Джереми Корбин. У которого на данный момент меньше шансов занять комнаты на Даунинг-стрит,10, нежели у принца Майкла Кентского взойти на российский престол.
Стоит обратить внимание, что гораздо более резкой, нежели ожидалось, является тональность высказываний главы МИД Великобритании Бориса Джонсона о российских военных преступлениях в Украине и Сирии, при этом руки Лондона совершенно развязаны и в отношении пресловутой "европейской солидарности", которую сегодня обнаружить сложнее, нежели эльфийский горшок с кладом.
Отдельное от ЕС участие Великобритании в TTIP, программа перевооружения и модернизации обороны (в том числе подводного флота) и, в перспективе, сплачивание Содружества вокруг единых политических целей — иными словами, возвращение Британии — не сулит ничего хорошего ни Путину с его одиозным режимом, ни утрачивающим конкурентоспособность континентальным социалистам, перепуганным горсткой голландских евроскептиков вплоть до риска сохранения целостности принципов общесоюзного законодательства.
А если непоправимое все же случится, Британия сможет обезопасить от распада сам Запад, в дуэте с Америкой возглавив куда более гибкий и прагматичный альянс государств Скандинавии, Новой Европы, Ближнего Востока и Персидского Залива.