• USD 41.3
  • EUR 43.5
  • GBP 52.2
Спецпроекты

Готовимся к победе. Зачем Байден назначил спецпредставителя по восстановлению экономики Украины

Пенни Сью Притцкер – общественная деятельница и видный политик-демократ, 38-й министр торговли США в кабинете Барака Обамы. Семейство Притцкеров входит в список 15 богатейших семей мира и ведет происхождение из Украины

Реклама на dsnews.ua

Назначение спецпредставителя президента по вопросу послевоенного восстановления Украины и само по себе несет в себе целый ряд важных сигналов. Назначение такой фигуры как Пенни Притцкер – тем более.

Должность как сигнал

Назначение спецпредставителя по какому-либо вопросу означает, что этот вопрос находится в списке задач, первостепенно важных для Белого дома. Сейчас, когда на фоне забуксовавшего украинского наступления, Москва, через своих полезных идиотов (Илон Маск — один из них, впрочем, не единственный) вбрасывает в западное информационное поле нарративы о неизбежности поражения Украины или, по меньшей мере, компромиссного мира в обмен на территории, такая позиция США, демонстрируемая на весь мир, крайне важна для нас. Разумеется, здесь есть и внутриполитическая составляющая: в связи с приближением выборов Байден и его команда демонстрируют уверенность в правильности избранного ими курса в отношении России.

Заметим, что речь идет даже не о военной победе, а о послевоенном восстановлении. Иными словами, Белый дом декларирует поддержку Украины такой продолжительности, какой это будет необходимо для достижения её готовности стать частью НАТО и ЕС. Московское давление, угрозы, временные трудности на фронте не поколебали позицию США. Для успеха наступления в 2023 году было недостаточно оружия? ОК, значит его будет достаточно в 2024, и это уже вопрос решенный, а теперь пора подумать о том, что надлежит делать после войны.

Ближайшая аналогия здесь — Вторая Мировая война. Разгром стран Оси, место которых сегодня заняли три изгоя, Россия, Иран и КНДР, и укрывающийся за их спинами Китай, стал, шаг за шагом, претворяться в реальность только после вступления в войну Соединенных Штатов. До декабря 1941 года налицо был пат в войне с Великобританией, и продвижение Германии на востоке. И, только когда на горизонте поднялась американская мощь, ситуация стала кардинально меняться.

Но для этого сначала потребовалось убедить Белый дом, а потом и всё население США, что война в Европе – не далекий конфликт за океаном, о котором они читают в новостях, а, нечто, затрагивающее их лично. Война за право на существование всего западного мира. Черчилль потратил два года, убеждая в этом Рузвельта.

Была ли военная победа, одержанная в мае-сентябре 1945 года, окончательной? Нет, поскольку без послевоенного восстановления, ставшего возможным благодаря плану Маршалла, либерально-демократические ценности, отвоеванные с оружием в руках, размылись бы и рухнули, под напором экономических трудностей. Фактически, США победили во Второй Мировой войне дважды: сначала обеспечили потоком вооружений, а также собственным участием, военный разгром стран Оси, а, затем, победили тоску их населения по ушедшему тоталитарному величию, наглядно показав экономические преимущества рыночной либеральной демократии для нормальной человеческой жизни.

Реклама на dsnews.ua

Было ли это "чистой благотворительностью"? Нет, не было, и, более того, такая постановка вопроса лишена смысла. Благотворительность в либерально-демократическом обществе – тоже вид инвестиций, приносящий хотя и менее очевидную, и менее быструю, но, все же, несомненную выгоду. Благотворительность формирует среду, в которой благотворитель чувствует себя более комфортно.

Были ли инвестиции в разгром стран Оси, и в план Маршалла выгодны рядовым американским избирателя? Вне всякого сомнения, да! Именно они обеспечили послевоенный взлет США. Были ли противники у этого курса, призывавшие США замкнуться в себе, и не соваться в заокеанские дела? Были! Но, постепенно, верх одержали сторонники глобальной политики, оттеснив изоляционистов.

Борьба между сторонниками жесткого вмешательства и тотального невмешательства — и, как следствие, поиска компромисса с тоталитарными режимами, идет в США и сегодня. Не столько даже между двумя ведущими партиями, сколько между группами внутри них, и в американском обществе в целом. Сторонники глобального вмешательства и жесткой борьбы с тоталитаризмом постепенно берут верх, и назначение спецпредставителя по восстановлению экономики Украины – важный шаг на пути к их полной победе, и к реализации их стратегии в полном объёме.

Есть ли вне США, в частности, в ЕС, противники курса на решительный разгром тоталитаризма как системы, бросившей вызов либеральной и рыночной демократии, и на разгром России, постольку, и в той мере, в какой она стала орудием тоталитаризма, атакующего Запад? В частности, стремящегося окончательно оторвать от Запада Украину, а затем уничтожить её? Есть! В Европе, ещё в большей степени, чем в США, остается в политическом обороте страх перед исчезновением современного российского государства. За его концом рисуется мрачный сценарий ядерных боеприпасов, попадающих неизвестно в чьи руки, гражданской войны по всей России, волн беженцев, и нестабильности, накрывающей всю Европу и большую часть Азии.

Именно по этой причине – по причине непонимания того, каким должен быть послевоенный мир, планы по восстановлению Украины не выходят за пределы абстрактного обсуждения. Хотя такие обсуждения начались уже давно, и идут регулярно, с 2017 года, когда в Лондоне прошла первая конференция по реформе Украины. Последняя по времени конференция по восстановлению Украины (URC23) прошла в Лондоне 21-22 июня текущего года. 

И… и, в общем, ничего — прошла и прошла. Как до того — в швейцарском Лугано. Хотя помощь Украине идет, её оказывают множество организаций, и в США, и за их пределами, не говоря уже о помощи на уровне государств и блоков, эти ручейки существуют без единого плана, что резко снижает их эффективность. Кроме того, помощь ещё не равна восстановлению. Нужен план. Тот факт, что война ещё идет, не является препятствием для многих пунктов такого плана, пусть не для всех, но для многих. А его разработка и начало пошагового осуществления – это жесткая заявка на победу, а не на гнилой компромисс с агрессором.

Успешное восстановление Украины станет важным сигналом и для постпутинской России, в том разумеется случае, если нынешний режим будет снесен. Альтернативы сносу просто нет — его сохранение перечеркнет победу, и сделает неизбежным новый раунд сегодняшней войны. Вместе с тем, даже снос путинизма, сам по себе, тоже не даст никаких гарантий. Российская власть – или власть в нескольких государствах, возникших на месте России, неизбежно будет сформирована из продуктов сегодняшнего режима, поскольку больше сформировать её просто не из чего. Ровно та же ситуация была и в послевоенной Германии. И здесь Украина, как пример успешного восстановления и реформ, станет наглядным примером для России, с которой неизбежно нужно будет что-то делать, если, конечно, не рассматривать вариант простой сдачи её Пекину.

Почему спецпредставителя не назначили раньше?

Потому, что до всего нужно дозреть. И в США в целом, и в администрации Байдена, точно так же, как это происходило в 1939-41 годах, шаг за шагом формируется понимание необходимости и неизбежности демонтажа нынешнего режима в России, при полной невозможности его сохранения. Глубина дерашизации РФ по результатам ее разгрома, который неизбежно будет носить комплексный, военно-экономический характер, должна, как минимум, не уступать глубине денацификации Германии после Гитлера. Никакие полумеры здесь невозможны. Точнее, они возможны, но лишь как гарантия новой войны.

Между тем, только после 24 февраля прошлого года идеи компромисса с Кремлем стали мало-помалу размываться, причем и сейчас этот процесс идет довольно медленно. Он не окончен и спустя 20 месяцев полномасштабной войны, но уже достиг той точки, в которой администрация США осознала, по меньшей мере, в общих чертах, неизбежность наступления новой эпохи своего лидерства в послевоенном мире. Теперь необходимо жестко и практично конкретизировать эти планы. Нужен подходящий человек, способный справится с этой задачей. И Пенни Притцкер – именно такой человек.

Удачный выбор

Дело тут не в украинских, точнее, еврейских, но родом из Украины, корнях: семья Притцкеров родом из села Великое Прицкое под Киевом. Дело в сочетании трех видов опыта – и, соответственно, трех наборов связей. Родственные связи с Украиной здесь лишь бонус, хотя, несомненно, приятный.

64-летняя Притцкер – выходец из семьи миллиардеров, и сама миллиардерша, что означает прочные связи в деловом мире. Она входит в список 100 самых влиятельных женщин в мире по версии Forbes, её состояние оценивается в $3,3 млрд. Она также одна из крупнейших доноров Демократической партии. Ее брат, Джей Б. Притцкер — губернатор шата Иллинойс. Всё это даёт ей связи и влияние в политике. У Притцкер есть опыт государственного служащего высшего ранга — министра торговли при Обаме, с 2013 по 2017 год. После ухода с поста министра в 2018 году Притцкер была избрана в Гарвардскую корпорацию — высший руководящий орган университета. В прошлом году она сменила на высшем посту Корпорации 72-летнего Уильяма Ф. Ли. Университетские и академические связи такого уровня – тоже сила, и немалая.

Ведь, что, по сути, требуется от спецпредставителя по вопросам восстановления Украины? По сути — только две вещи: выработать адекватный план и привлечь к его реализации частных инвесторов. Пенни Притцкер, по её опыту и связям, идеально подходит для этой работы. В своей новой роли она будет работать в Госдепартаменте, и подчиняться госсекретарю США Энтони Блинкену, который, комментируя назначение Притцкер, заявил о её уникальной квалификации, как нельзя лучше подходящей для стоящей перед ней задачи, ссылаясь на опыт министра торговли и руководителя бизнеса в частном секторе.

"Назначение специального представителя Притцкер демонстрирует нашу приверженность укреплению европейского будущего Украины", — сказал Блинкен. "Она будет ключом к нашей решимости позаботиться о том, чтобы Украина не только выживала, но и процветала".

Ровно о том же говорил и Джо Байден в своем заявлении о назначении нового спецпредставителя: "Будучи опытным государственным служащим, бывшим министром торговли и лидером частного бизнеса, имеющим глубокие семейные связи с Украиной, специальный представитель Притцкер привнесет многолетний опыт и знания на эту важную должность. Работая в тесном контакте с правительством Украины, нашими союзниками и партнерами, международными финансовыми институтами и частным сектором, она будет руководить усилиями Соединенных Штатов по восстановлению украинской экономики. Это включает в себя мобилизацию государственных и частных инвестиций, формирование приоритетов доноров, а также работу по открытию экспортных рынков и предприятий, закрытых в результате жестоких атак и разрушений России. Специальный представитель Прицкер также будет работать с другими международными партнерами Украины, в том числе через координационную платформу G7, чтобы гарантировать, что международные усилия дополняют и подкрепляют друг друга. а также побудить международных партнеров продолжать наращивать поддержку неотложных потребностей Украины в восстановлении экономики". 

О кандидатуре Притцкер благосклонно отозвались даже явно недружественные Байдену СМИ, не забыв, правда, попутно пнуть политического конкурента, но ведь без этого никак. Тем не менее, сама Притцкер, насколько можно судить, не вызывает раздражения и среди республиканцев. Недаром её кандидатуру поддержали 97 сенаторов из 100

Работа Пенни Притцкер предстоит крайне сложная. По оценкам сайта Economic Observatory, Украине потребуется более десяти лет послевоенного экономического роста на уровне 3% ежегодно, чтобы оправиться от разрушения инфраструктуры и перемещения миллионов работников. Впрочем, до этого ей нужно ещё победить Россию. И, насколько можно судить, неизбежность победы над Кремлем не вызывает в Вашингтоне никаких сомнений, что, конечно, очень приятно. 

    Реклама на dsnews.ua