Гонконг поможет Москве справиться с отключением от системы SWIFT
11 марта Минфин США опубликовал дополнение к списку лиц и организаций, в отношении которых вводятся санкции в связи с событиями в Украине. Тем временем российское агентство по страхованию вкладов впервые начало отказывать пенсионным фондам и банкам в доступе к своим денежным средствам. Впрочем, несмотря на объективные макро- и микроэкономические показатели, все вышесказанное пока нельзя назвать крахом российских финансов. К примеру, объективные оптимисты, такие как экономический обозреватель "Новой газеты" и "Радио Свободы" Максим Блант или попросивший политического убежища во Франции экс-ректор Высшей школы экономики Сергей Гуриев, считают, что Кремлю хватит резервов примерно до поздней осени. Это связано как с эффектом обесценивания рубля, так и с секвестром расходов федерального бюджета: вместо 3 трлн руб. расходы сокращены на 1,5 трлн, наличие которых обеспечит печатный станок. Правда, в этом сценарии не учтено вероятное отключение от международной платежной системы SWIFT - мера, которая, по мнению президента ключевого российского банка ВТБ Андрея Костина, будет означать войну. Один из прямых бенефициаров путинского синдиката, близкий к российским олигархам поздних 90-х и выходцам из КГБ, петербуржец Костин признал зависимость российской банковской системы от доллара и евро, назвав это "самой уязвимой" частью экономики.
Следует, однако, признать, что, несмотря на очевидные неудобства такого вероятного поворота в финансовой политике Запада (в частности, некоторое время валютное рефинансирование российских банков придется перевозить самолетами, как в ранние 90-е, а затем соглашаться на куда более жесткие условия других систем межбанковских платежей), само по себе изгнание из SWIFT не способно совершенно нивелировать российскую банковскую систему - прежде всего по причине ее архаичной примитивности.
В России банковские учреждения выполняют роль реципиентов бюджетных средств, обменных пунктов и диспетчеров денежных переводов сезонных рабочих. В иных аспектах банковской деятельности соответствующая отрасль российской экономики выглядит довольно жалко - даже наиболее осторожные аналитики констатируют глубокий кризис отрасли, связанный с нарастанием задолженности россиян по потребительским кредитам и непрозрачными инвестициями. Буквально каждый месяц лопается какой-либо средний, а то и отраслевой (к примеру, судостроительный или аграрный) российский банк. При этом международные кредитные агентства в четвертый раз за последние полтора года снижают рейтинг любых российских ценных бумаг - к концу весны, если не раньше, они обретут статус "спекулятивных". Любое экономическое планирование Кремля сегодня зависит от надежд на рост нефтяных цен и масштаба использования средств государственного пенсионного фонда. При небольшой доле упрощения это означает, что их потенциальный покупатель рискует без минимальных гарантий - примерно так, как торговый дом "Гердлстон" из незаслуженно забытого первого большого романа Артура Конан Дойла.
Существует и другой фактор: SWIFT - это бизнес-проект, который неоднократно демонстрировал свою способность эффективно противостоять давлению со стороны европейских и американских политических структур. И в скором времени стойкость системы может усилиться. Вместе с тем Москва уже сейчас задействует неформальные внешнеполитические средства ради смягчения эффекта возможных новых санкций на свалившуюся в депрессию экономику РФ.
Так, уже этой весной в состав совета директоров SWIFT войдет представитель России. Любопытно, что угроза ее отключения от этой системы на процесс не повлияла: получить место удалось благодаря росту платежного трафика SWIFT в РФ. Вероятно, Брюссель, где находится штаб-квартира организации, впечатляет лишь показатель объема переводов. Поскольку то обстоятельство, откуда и куда переводятся средства, является второстепенным - в конце концов, речь о коммерческой структуре, озабоченной получением прибыли.
Согласно внутренним правилам, один раз в три года система SWIFT перераспределяет акции среди своих участников. Каждая страна получает количество паев, пропорциональное ее трафику в этой системе. В прошлом году было перераспределено 10% акций, что привело к изменениям в составе совета директоров. "По итогам 2014 года рост трафика SWIFT в России позволил нам выйти на 13-е место в мире, поэтому РФ увеличила свою долю до уровня, который дает ей возможность выдвинуть кандидата в совет директоров", - рассказал исполнительный директор ассоциации "Россвифт" Роман Чернов. По его словам, свое место России уступил Гонконг.
Но здесь важно и другое. На сегодняшний день SWIFT объединяет более 9 тыс. банков в подавляющем большинстве стран мира. Структура правления этой системой на данный момент выглядит следующим образом. В нем присутствуют представители финучреждений из 19 стран (Россия пока среди них официально не числится). Итак, банкиры из США, Швейцарии, Франции, Нидерландов и Великобритании представлены двумя членами. То есть с некой преференцией - 10 голосов. Прочие, из которых лишь Китай и Индия не входят в ОЭСР, - 13 голосов. При этом, с политической точки зрения, банкиры из Китая и Гонконга вряд ли могут занимать разные позиции: такая возможность на международной арене попросту исключается, ведь последний после завершения британской аренды получил в КНР статус всего лишь Особого административного района Сянган.
Из этого, впрочем, не следует прямолинейного вывода о какой-либо явной симпатии к России. Но вот "уступка" Гонконгом своего места в совете директоров этой корпорации россиянам - технически вполне обоснованная - означает, что непрозрачный российский (и, кстати, беглый украинский) бизнес и изучавшие этот регион задолго до событий Революции достоинства черные бухгалтеры постсоветских ОПГ нашли путь к сердцу местных гонконгских магнатов. То есть развитая банковская система Гонконга может в случае необходимости оказаться тем шлюзом, через который российские банки будут взаимодействовать с внешним миром. Причем самому Гонконгу в таком случае санкции не грозят по определению.
Можно предположить даже большее: Пекин непосредственно заинтересован в такой переориентации и, вполне вероятно, готов принять в ней самое деятельное участие - прежде всего ради собственного спокойствия. Местные власти Сянгана сохраняют суверенитет во всех делах Особого административного района (ОАР) за исключением обороны и внешней политики. Руководство КНР худо-бедно обходило это неудобство, благо оно может влиять на избрание части состава законодательного собрания, а также комитета по выборам главного министра администрации Гонконга. Но прошлогодняя Революция зонтиков, вызванная стремлением Пекина контролировать избирательные процессы в Гонконге, серьезно ударила по взаимоотношениям центра и автономии. На этом фоне просадка второй после токийской крупнейшей фондовой биржи в Азии (общая капитализация почти $2,7 трлн) и снижение темпов экспорта, приведшее к стагнации доходов местного среднего класса, превратили Сянган в подобие порохового склада, несущего проблемы и материку. Поэтому Пекин вполне мог дать согласие на обслуживание теневых и подпавших под санкции капиталов из РФ в качестве компенсации Гонконгу за излишне жесткое вмешательство во внутренние дела автономии ради обоюдного блага.
Опубликовано в ежемесячнике "Власть денег" за апрель 2015 г. (№4/429)