Кирибати им не поможет. Голосование в Интерполе против русских и островные государства

Кремлю в борьбе за кресло президента Интерпола не помогли даже меркантильные союзники
87-я сессия Генеральной ассамблеи Интерпола в Дубае. Фото: Interpol official website

21 ноября на 87-й сессии Генеральной ассамблеи Интерпола (ICPO), проходившей в Дубае, выбирали нового президента после несколько неожиданного задержания в Китае по подозрению в коррупции Мэн Хунвэя.

Главным претендентом на его место считали вице-президента Интерпола — российского генерала полиции Александра Прокопчука... Кстати, а не связаны ли его стремительный взлет и расследование в Китае против теперь уже бывшего главы организации Мэн Хунвэя? И если да, то какова была цена этой связи — в смысле, не помогли ли Пекину увидеть коррупционные деяния его ставленника? Очень интересный вопрос, но, с другой стороны, Прокопчук внезапно не долетел до кресла президента, а потому можно уже и не уделять особое внимание возможному сотрудничеству Пекина и Москвы. Должность, кстати, весьма важная — вторая после поста генсека Международной уголовной полиции.

Однако новым президентом избран, казалось бы, аутсайдер "предвыборной гонки" — старший вице-президент, гражданин Южной Кореи Ким Чон Ян. Причем в третьем, последнем туре голосования его поддержка даже выросла с 60,5 до 62,3%. Прокопчук же, наоборот, потерял голоса: с 39,6 до 37,7%. Так что ближайшие два года Кремль будет с тоской взирать на кресло, занятое Кимом, но, к сожалению, не тем. Этот парень в лояльности к РФ не замечен.

Внезапность провала Прокопчука в первую очередь объясняется резвым и ожесточенным сопротивлением такому назначению со стороны США и стран Европы — главных доноров Интерпола. Мало того, некоторые члены ЕС пригрозили выходом из организации — это Великобритания и Литва.

Позиция стран Запада понятна, ведь избрание президентом Интерпола россиянина стало бы ощутимым их политическим поражением. Это раз. Два — Москва, и так интенсивно использующая инструменты ICPC для охоты на "врагов", получила бы еще больше возможностей для преследования не только своих "неугодных", но и граждан иностранных государств. Например, того же британского финансиста и одного из инициаторов акта Магнитского Уильяма Браудера, к которому лично Владимир Путин испытывает особую "любовь". Тем более что перед голосованием в ОАЭ российская генпрокуратура выдала на-гора обвинения в его адрес, заявив, что это, мол, Браудер убил Магнитского. Помимо мести здесь проглядывает и прагматичный мотив: дискредитация — как минимум медийная — документа, лежащего в основе ряда санкционных мер против РФ.

Понятно, что превращения Интерпола в такой театр абсурда Соединенные Штаты и Европа попросту не могли допустить, приложив максимум дипломатических усилий для того, чтобы выиграл все же южнокореец.

Россия, к слову, тоже явно в стороне не стояла, очевидно, задействовав возможные рычаги влияния, среди которых механизм приобретения голосов стран, зарабатывающих на этом. В особенности это касается небольших островных государств на просторах Мирового океана. И примечательно, что ГА Интерпола отказалась удовлетворить уже четвертую заявку Косово на вступление в организацию. Хотя тут играет значительную роль и политический компонент его признания на фоне аннексии Крыма и грузинских территорий. Чем в Москве и пользуются для поддержки Сербии. К слову, перед голосованием в Дубае признавать независимость Косова передумали как раз три государства из категории небольших и, мягко говоря, не рвущих успешностью международные экономические рейтинги — Коморы (Индийский океан), Гренада и Содружество Доминики (Карибский бассейн).

Битва за признание-непризнание тех или иных территорий в качестве инструмента международной политики и шантажа продолжается. И в этом процессе играют важную роль страны, торгующие суверенитетом и правом голоса.

Весьма занятно, что накануне голосования — и очень кстати для Кремля — членами Интерпола стали островные государства Кирибати и Вануату. Как раз промышляющие таким бизнесом. В этот список еще попадают Тувалу и Науру. Так, Вануату и Тувалу в 2011 г. "за малую мзду" от РФ, что даже не скрывалось, признали "независимость" Абхазии и Южной Осетии. Правда, спустя два года они изменили свое решение. Видимо, вознаграждение так и не дошло до получателя или США и Грузия оказались убедительнее в доводах. Либо все вместе.

Еще раньше — в 2009 г. — сразу после визита посла РФ в Австралии и Науру Александра Блохина правительство этого крошечного государства, расположенного в западной части Тихого океана, также признало "независимость" грузинских территорий. Правда, затем жаловалось на "давление" Тбилиси и Вашингтона. Вероятно, чтобы Москва выполнила свою часть сделки — выдала гонорар в полном объеме. Дело в том, что в ответ на решение Науру Россия обещала $50 млн "гуманитарной помощи". Оперативно был переведен транш в размере лишь $10 млн. Что касается остальной суммы, то доподлинно неизвестно, дошли ли эти деньги до островитян.

А ведь такой способ заработка критично важен и для Науру, и для других подобных государств. Они не могут похвастать природными богатствами и прочими отраслями, сулящими серьезные доходы. За исключением разве что Науру — острова, сколотившего состояние на фосфатных удобрениях. Разносить свой остров местные власти принялись после обретения независимости в 1968 г. Деньги потекли рекой — за три десятка лет было заработано $3,6 млрд. А так как там действует местная форма коммунизма, деньги были поделены между всеми жителями. В итоге на каждую семью пришлось около $4 млн. Тогда островитяне зарабатывали в четыре раза больше, чем американцы. И вели праздный образ жизни —покупали по пять машин на семью, новейшую технику, тратились на предметы роскоши, не задумываясь о будущем, пока остров превращался в пустыню. Когда сказка закончилась, закончились и деньги, потому как единицы догадались заняться зарубежными инвестициями. Науру стала банкротом, а жители, по большей части безработные, попросту проедают остатки нажитых богатств.

Но тут пришла Россия. А именно в 90-х, когда Науру вошла в новый период расцвета — в качестве офшорной зоны. На остров ради отмывания средств зашли 400 банков, из которых четверть — российские. За несколько лет через Науру прошли и растворились в воздухе, по некоторым данным, $5 трлн, заработанных на наркотиках, коррупции, вымогательстве и т. д. Экс-замдиректора Центробанка РФ в 1998 г. говорил, что на банковские счета Науру из России утекли порядка $70 млрд. И снова сказка закончилась, когда вскрылся факт отмывания средств из США. Офшор закрыли в 2003 г. Теперь Науру остается голосовать за деньги и признавать непризнанные территории. И не только по заказу РФ.

Науру заработало на Китае, к примеру. На фоне краха офшора власти острова в обмен на $130 млн от Пекина отказались признавать Тайвань. Но уже через три года передумали и теперь получают от Тайваня помощь, в том числе в аграрном секторе, туризме и т. п.

Новоиспеченный член Интерпола — Кирибати, государство расположенное по соседству с Науру и Тувалу, также провернуло аналогичную схему с Китаем. В 2003 г. Южная Тарава (столица Кирибати) признала независимость Тайваня, что повлекло за собой резкое сокращение присутствия КНР на островах. Так, китайцы свернули строительство главного стадиона, закрыли станцию слежения за спутниками и лишили Южную Тараву ежегодной помощи в размере 2 млн австралийских долларов. Тайвань же отблагодарил Кирибати вчетверо большей суммой.

Однако в ведении такого рода бизнеса с Россией Южная Тарава официально замечена не была. Но до сих пор ходят упорные слухи, что Москва заплатила Кирибати за признание Абхазии и Южной Осетии, впрочем, без внятных подтверждений. При этом, судя по результатам голосования в ООН по крымским резолюциям, заметно, что Кирибати, а с 2016 г. Вануату и Тувалу все больше отыгрывают на Запад. Так, в 2014 г. резолюцию поддержало Кирибати, Вануату и Тувалу — не голосовали, Науру — воздержалась. 2016 г.: Науру воздерживается, а Тувалу и Вануату, как и Кирибати, уже поддержали резолюцию. Аналогично и в 2017 г.

С другой стороны, что могло помешать этому квартету поддаться шарму россиян касательно Прокопчука? Кто и как проголосовал на выборах нового президента Интерпола, пока неизвестно — эта информация не публиковалась. И не факт, что будет. Но не станет сюрпризом, если окажется, что островные карлики вновь заработали на геополитических амбициях России.