• USD 42
  • EUR 43.7
  • GBP 52.7
Спецпроекты

Глава PGNiG: "Северный поток-2" лишь усугубит проблемы Европы

Имеющихся в распоряжении "Газпрома" мощностей достаточно для нормальных поставок сырья в Европу, и нужды в "Северном потоке-2" нет

Северный поток-2
"Северный поток-2" / AFP/Getty Images
Реклама на dsnews.ua

Генеральный директор польской нефтегазовой компании PGNiG Павел Маевский в колонке для Politico Europe объясняет, почему с введением СП-2 в эксплуатацию положение ЕС не улучшится.

Так как в последние несколько недель цены на газ в Европе резко выросли, члены Европейского парламента вполне резонно заподозрили манипулирование газовым рынком и призвали Европейскую комиссию расследовать роль в этом "Газпрома" — подконтрольного российскому государству экспортера природного газа. Ранее "Газпром" действительно часто прибегал к политическому давлению, опираясь на свое влияние на рынок. Сейчас ситуация аналогична.

"Газпром" использует рекордно высокие цены на газ для создания впечатления, будто для начала эксплуатации газопровода "Северный поток-2" необходимы срочные уступки регуляторов, чтобы не допустить газового кризиса предстоящей зимой. На самом деле имеющихся мощностей для поставки российского газа достаточно, а новый трубопровод не обеспечит дополнительные объемы газа — он только заменит существующие маршруты поставок. К тому же, есть четкие нормы энергетического законодательства ЕС, которые должны быть полностью выполнены, когда речь идет о "Северном потоке-2".

Международное энергетическое агентство также подтвердило, что на данный момент объемы газа в хранилищах Европы значительно ниже, чем в среднем пять лет назад, но в основном это касается хранилищ "Газпрома". Как основной поставщик Европейского Союза "Газпром" обладает рыночной властью и не стесняется ее использовать. Российский экспортер поставляет меньше газа и не заполняет хранилища до необходимого уровня перед отопительным сезоном. Он также ограничил резервирование мощностей по трубопроводам "Ямал" и "Братство", по которым газ всегда транспортируется с востока, и снизил объемы газа на спотовых рынках.

Представитель Кремля прямо говорил, что скорейшей одобрение регулирующими органами "Северного потока-2" и добро на его эксплуатацию снизит цены на газ. Это неприкрытое давление. Особенно с учетом того, что даже без "Северного потока-2" есть куда больше доступных газотранспортных мощностей для поставок газа из России в Европу, чем могло бы потребоваться.

В Европе уже случались газовые кризисы — в 2009 и 2014 гг. И в обоих случаях Россия ограничивала поставки газа, чтобы оказать политическое давление на Украину, подвергнув европейские экономики значительному риску. Хотя ЕС вроде бы помнит о тех случаях, Польша с 2004-го столкнулась с семью перебоями в поставках газа. Мы знаем, что "Газпром" не желает играть по правилам газового рынка ЕС и у него есть опыт злоупотребления монопольным положением.

В 2015 г. Европейская комиссия уже готовила Заявление о претензиях, в котором указывалось, что "Газпром" нарушает антимонопольное законодательство, что нанесло ущерб газовому рынку ЕС. К сожалению, на практике обязательства, согласованные Комиссией и "Газпромом", не привели к улучшению функционирования рынка. Но при этом арбитражные суды поддержали выводы Комиссии о завышении цен "Газпромом", потребовав выплатить $1,5 млрд нашей польской нефтегазовой компании PGNiG и $2,9 млрд — украинскому "Нафтогазу".

Реклама на dsnews.ua

Это служит четким подтверждением того, что нерыночное ценообразование играло и продолжает играть важную роль в арсенале "Газпрома". Учитывая его послужной список и то, как трубопровод используется еще до его ввода в эксплуатацию, "Северный поток-2" станет дополнительным инструментом для оказания давления. И, как справедливо заявил покойный президент Польши Лех Качиньский еще в начале российской агрессии в Грузии в 2008 г., трубопровод подорвет безопасность Украины, стран Балтии и всей Европы.

На самом деле никакие правила ЕС не могут полностью устранить все риски, связанные со спорным трубопроводом. Однако полное выполнение энергетического пакта ЕС в отношении "Северного потока-2" может ограничить риски, связанные с перебоями поставок, предоставив потребителям минимальные необходимые гарантии. Следовательно, все требования Газовой директивы ЕС должны применяться ко всему трубопроводу, особенно в части разделения прав собственности, недискриминационного и прозрачного обоснования тарифов и доступа третьих сторон.

Как недавно заявила президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен, "Северный поток-2" — это абсолютно политический проект, и необходимо использовать все правовые инструменты для обеспечения полного выполнения законодательства ЕС. Нарушение конкурентоспособности на энергетическом рынке противоречит энергетической политике ЕС и противоречит интересам ЕС и его стран-членов. Поэтому ЕС должен быть единым и говорить в один голос.

    Реклама на dsnews.ua