Гаванская миссия патриарха Кирилла
Страдания христиан на Ближнем Востоке - та "экстренная причина", из-за которой патриарх Московский решил отложить противоречия, которые, по его мнению, делали встречу с Папой римским вечно "несвоевременной". Тема "страданий христиан" при этом так старательно педалируется спикерами Моспатриархии, что подозрения в том, что это лишь повод, а не причина, только крепнут.
Страдания христиан в Сирии начались не вчера - христиане страдают с самого начала гражданской войны. Страдали они, впрочем, еще до начала боевых действий, причем не только в Сирии. Ни тогда, ни теперь, увы, ни патриарх Московский, ни даже сам преемник святого Петра ничего с этим поделать не могли. Не могут, увы, и сейчас - ни вместе, ни порознь.
Что же изменилось? Россия влезла в Сирию и увязла в ней. При этом она не улучшила свои сильно пошатнувшиеся отношения с Западом - на что откровенно рассчитывал Кремль, рефреном повторяя сентенцию о "союзе против ИГ", и даже более того - рассорилась со своим партнером в регионе Турцией. После всего, содеянного, в частности, Россией, в регионе вот-вот начнется полномасштабная война - к вторжению в Сирию готовятся объединенные арабские силы с собственной "миротворческой акцией". Их можно понять - им здорово не по себе от того, что происходит у самых границ, причем наличие российских войск в этом списке соперничает за первые позиции с ИГ. Нынешняя цель России - сделать все, чтобы арабские силы не заключили собственный союз с Западом по Сирии. В ход идут все средства, в Кремле готовы уцепиться даже за соломинку.
После всего, содеянного в ближневосточном регионе и Украине, кажется, последний русский, с которым на Западе кое-кто еще готов говорить - патриарх Московский. Он формально не входит в число официальных лиц Кремля - а значит, остается "рукопожатным", но на практике, как всем прекрасно известно, является, фактически, госчиновником. Т.е. транслирует позицию Кремля. Одна из последних ниточек, связывающая Кремль с Западом по вопросам Сирии - это "духовная линия". Можно предположить, что посредничество папы Франциска, кремлевские кураторы покупают внезапной уступкой патриарха Московского по вопросу о личной встрече.
Это, безусловно, очередной удар, который Кремль наносит патриарху Кириллу. Причем он настолько скоропалительный и неожиданный, что в Чистом переулке не успели подготовить даже методичек для спикеров. Они все в один голос талдычат о "страданиях христиан на Востоке" - просто потому, что больше ничего толкового придумать не могут. Решение принято очень быстро, чтобы не сказать - скоропалительно. Между объявлением о встрече и самой встречей - не больше недели. Никаких округлых объяснений по поводу "противоречий", которые до сих пор "делали невозможным". Комментарий главы ОВЦС МП митрополита Иллариона, скорее, растерянный: все противоречия, мол, остаются в силе. Отчего недоумение аудитории только растет: почему же год назад встреча из-за этих "противоречий" была невозможной, а сегодня - "все в силе", но встреча уже возможна? И никакой информации о темах разговора, о содержании декларации, которую подпишут главы церквей - ничего, кроме Сирии, которая и так совершенно очевидна. А ведь это событие, к которому весь христианский мир готовился не меньше пятидесяти лет!
Все это не оставляет сомнений в том, что в Московской патриархии может, подозревали, к чему дело идет - но всерьез никто не верил, что так обернется. Что гордости патриарха Московского будет нанесен такой сильный удар. Что его просто используют... нет, что им просто расплатятся за сиюминутные - и довольно туманные - политические решения.
Впрочем, с тех пор, как началась война в Украине, ему не раз приходилось убеждаться в том, что он не самая главная фигура на доске. Может, он уже привык. И именно в этом случае патриарх Московский может найти немало утешений. У него накопилось немало собственных поводов для встречи с понтификом. И потому, когда ответственные товарищи объявили ему об этой командировке, он даже долго не ломался - он и сам внутренне был готов к этой встрече и даже отчасти желал ее. Московской патриархии и Святому Престолу есть что обсудить. И папа Франциск - это как раз идеальный понтифик для диалога. Он не поляк, не немец, вообще не европеец и весьма "антизападный" человек. Помните, как он демонстративно повернулся спиной к конгрессменам и пошел обедать в столовую для бездомных? Да за одно это его Кремлю следовало его вознаградить патриархом Кириллом на блюдечке в форме Острова Свободы.
С таким папой можно - и нужно - поговорить по душам. Не только об Украине - которая, конечно, остается патриаршей головной болью номер один, и где все средства хороши и любой потенциальный союзник приветствуется. Собственно, если бы дело было только в Украине, мы еще долго могли бы ждать исторической встречи. Вообще, я не удивлюсь, если на исторической встрече слово "Украина" не прозвучит вообще - оно очень неудобно для обеих сторон. Разве что патриарх Кирилл будет сильно нервничать - и выдаст свой пунктик. Вместо этого можно поговорить, например, о Китае. Буквально на днях архиерейский собор РПЦ напомнил нам, что Китай - это "каноническая территория" Московского патриархата. И буквально на днях потепление в отношениях между Святым Престолом и Пекином, обрело видимое воплощение - папа Франциск назначил трех епископов для китайских католиков. После этого уже с уверенностью можно сказать, что католическая церковь в Китае вышла из подполья и перешла на совершенно легальный статус. Это значит, что у РПЦ с католиками появился еще один "невидимый фронт". Причем на фоне явного политического похолодания между Пекином и Москвой - т.е. у РПЦ в этой стране появляется функция удержания этой территории в "духовной орбите России". РПЦ выполняет эту функцию везде, где прочие способы "удержания" больше не работают.
А еще темой разговора может стать Латинская Америка. Которая последнее время тоже обнаружила тенденцию выскальзывать из кремлевской орбиты. В этом смысле место для проведения встречи - совершенно неслучайное. Говорят, руку к этому приложил, собственно, Рауль Кастро, который по дороге из Москвы в Гавану, сделал посадку в Риме и провел несколько часов в ватиканских кабинетах. Папа римский стал посредником между Кубой и США, т.е. частично вывел Кубу из зависимости Москвы, и теперь Кастро изо всех сил работает на многовекторность. Замирение с США Кубе необходимо экономически, но и кидаться прочь из объятий Москвы кубинская власть не готова. Да и долги не пускают. Куба, как может, удерживает равновесие между Москвой и Вашингтоном.
И, скорее всего, не только Куба. Не думаю, что визит в Латинскую Америку появился в расписании патриарха Московского случайно. Этот регион последнее время вызывает тревогу у Кремля, и в то же время на него Москва может возлагать особые надежды в союзе против Запада. Здешнюю темпераментную публику мало смущают кремлевские методы и нечистоплотность - как деловая, так и политическая. А антиамериканские настроения сильны, как нигде.
Поэтому я обращаю внимание почтеннейшей публики на вскользь брошенную фразу о том, что патриарх Кирилл, мол, не захотел встречаться с папой в Европе, потому что Европа ему неприятна своей духовной низостью. В отличие от Латинской Америки, где христианство сильно, как больше нигде в мире. В этой фразе - суть визита официального духовного лидера РФ в стан союзников (отчасти все еще потенциальных, отчасти уже несколько ненадежных). Этот визит - комплимент и аванс, предложение "духовного союза" против растленного Запада. Конкретно - против США.
Тут патриарх Кирилл может себя потешить тем, что выступает не только московским чиновником "по духовной линии". В данном случае он готов заключить собственный глобальный духовный союз со "здоровыми силами католического мира" от имени "здоровых сил православного мира". Возможно, в этой мысли он найдет для себя утешение - ведь это удар по амбициям Вселенского патриарха, который сам ведет переговоры со Святым Престолом от имени правосавного мира. Вопрос о диптихах, как особо конфликтный, с повестки дня сняли - но это не означает, что сняли проблему. Совсем наоборот, ее таким образом запихнули поглубже в подсознание.
И, наконец, самое свежее предположение: патриарху Кириллу придется общаться с Ватиканом просто потому, что президенту Путину хочется видеть папу Франциска в Москве. Особенно смелые уже даже поговаривают о том, что визит почти запланирован - на 2017 год. На месте президента Путина я бы не стала ждать так долго - он уже и так опоздал с гигиеническими процедурами года на два. А после вмешательство в Сирию репутация стала пахнуть уж совсем дурно и сильно. Если Путин решил, что пора восстанавливать "рукопожатность", то лучшей кандидатуры, чем папа римский, ему, конечно, не найти. Понтифик даже заключенным в тюрьме ноги моет - нешто Путину руку не подаст?