Кадровая футурология. Как Макрон с Меркель многоходовку вокруг ключевого еврокомиссара строили
Великобританию заподозрили в злоупотреблении базой данными Шенгенской информационной системы (SIS) с целью отслеживания нелегальных мигрантов, пропавших без вести людей, угнанных автомобилей и подозреваемых в преступлении. Британия, как известно, не входит в Шенгенскую зону, но в 2015 г. получила ограниченный доступ к SIS, в которой находятся подробные персональные данные, ордера на арест порядка 500 тыс. персон нон грата в ЕС и т. д. Как пишет EUobserver со ссылкой на конфиденциальный отчет Евросоюза, несмотря на ограниченный доступ, Великобритания была на втором месте по количеству запросов в SIS (более 514 млн, если точнее). В отчете, на который ссылаются журналисты, были описаны годы нарушения правил пользования SIS со стороны британских властей. В частности, Лондон обвиняют в нелегальном копировании персональных данных и их хранении без соблюдения должных мер безопасности.
Мало того, копии из SIS получали три частные компании - ATOS, IBM и американо-канадская фирма CGI, ко всему еще и имевшие права администратора. IBM предоставляла сервис-услуги министерству внутренних дел Великобритании в дата-центре, который Хоум-офис арендовал у компании Atos. При этом британское МВД подчеркнуло, что владеет правами на оборудование и интеллектуальную собственность. Оправдываться ведомству пришлось, поскольку Соединенное Королевство входит в сеть обмена секретными данными "Пять глаз", в которой также пребывают Соединенные Штаты, чьи правоохранители после теракта 11 сентября получили широкие полномочия в получении доступа к данным SIS. В Лондоне уверяли, что все три компании не обязаны выполнять запрос из США на доступ к Шенгенской информационной системе.
С одной стороны, если исходить из публикации EUobserver, может показаться, что это тычок в бок Британии, уже не воспринимаемой в качестве полноценного члена ЕС (хотя Brexit все откладывается и откладывается). но в первую очередь - Соединенным Штатам, а точнее, администрации Дональда Трампа, которую невзлюбили в Старой Европе, в особенности во Франции и Германии. Однако с куда большей долей вероятности имеет место попытка помешать осуществлению многоуровневой комбинации, разыгрываемой Берлином и Парижем. Комбинации, в которой Белому дому отводится лишь роль пугала.
Намеки на возможное использование Штатами базы данных Евросоюза - просто для отвода глаз. Главной же мишенью является компания Atos, а точнее, возглавлявший ее до 31 октября 2019 г. экс-министр экономики Франции Тьерри Бретон, который, к слову, руководил и компанией GCI с 1990 по 1993 гг. Такой вывод напрашивается, поскольку EUobserver со ссылкой на этот же отчет уже публиковала аналогичный материал в мае 2018 г., но в большей степени о злоупотреблениях Великобритании. Новый материал более персонализирован: теперь упор делается на том, что компания Бретона незаконно хранила эти данные.
Чем обусловлена смена акцентов? Вероятно тем, что Тьерри Бретон избран еврокомиссаром по вопросам внутреннего рынка, промышленности, обороны и космической отрасли. И процесс назначения его в команду нового президента Еврокомиссии, экс-министра обороны Германии Урсулы фон дер Ляйен (пока не вступившей в должность) очень даже занимательный и, скорее всего, также был составляющей пресловутой многоуровневой комбинации.
Сильвию на убой
Дело в том, что сперва - 20 августа этого года - на пост еврокомиссара президент Франции Эммануэль Макрон выдвинул Сильвию Гулар, евродепутата (2009-2017 гг.), экс-министра вооруженных сил в правительстве Эдуарда Филипа. В этой должности Гулар проработала недолго - ушла в отставку после того, как 20 июня 2017 г. началось расследование схем при найме помощников в ЕП, а точнее, при махинации с выплатами этим помощникам. Также она использовала помощников для выполнения той или иной работы для лос-анджелесского левоцентристского мозгового треста - Института Берггрюена (Berggruen Institute), который ей как частному лоббисту ежемесячно платил 10-13 тыс. евро. Именно это темное пятно и стало причиной, по которой европарламентарии ее кандидатуру забраковали.
В Париже были разгневаны и обвинили в провале немецких консерваторов в Европарламенте. То есть соратников канцлера ФРГ Ангелы Меркель. На первый взгляд очень похоже на серьезный конфликт между союзниками - Францией и Германией, сообща подминающими под себя Евросоюз. Если бы не связи Гулар. Институт Берггрюена, который она консультировала на платной основе, был основан в 2010 г. миллиардером и владельцем Berggruen Holdings Николасом Берггрюеном, являющимся гражданином и США, и Германии.
Макрон знаком с миллиардером. Есть у них и совместное фото. Брат Николаса Берггрюена Оливье был донором президентской кампании Макрона. Кроме того, еще в 2013 г., будучи советником экс-президента Франсуа Олланда по вопросам экономики и финансов, Макрон в качестве модератора участвовал в конференции "Европа: Следующие шаги", которую проводил тот самый Институт Берггрюена. Кстати, в мероприятии участвовали и сам Олланд, и фон дер Ляйен, и на то время министр финансов ФРГ, давний соратник Меркель Вольфганг Шойбле, и экс-премьер Италии Марио Монти, вместе с которым Сильвия Гулар выпустила книгу "О демократии в Европе. Забегая вперед".
С Берггрюенами наверняка знакома и лично Ангела Меркель. На это указывает не только сотрудничество ее однопартийцев с институтом миллиардера, но и то, что еще 2 февраля 2007 г., как писала Berliner Morgenpost, канцлер присутствовала на похоронах Хайнца Берггрюена, отца Николаса Берггрюена, в Мюнхене. Берггрюен-старший, скончавшийся 23 февраля 2007 г. в Париже, - известный меценат, коллекционер, почетный гражданин Берлина, продал федеральному правительству Германии 165 ценных произведений искусства в целях создания музея своего имени в столице ФРГ.
Таким образом, учитывая связь между Меркель, Макроном и Берггрюенами, есть смысл предположить, что история с выдвижением Сильвии Гулар - не то, чем кажется. Не мог Макрон не знать, что с таким багажом Гулар попросту не выйдет сухой из воды во время слушаний в Европарламенте. Как и обвинения в адрес консерваторов Меркель, все это смахивает на спектакль, разыгранный с одной целью, - обеспечить должность еврокомиссара для реального кандидата Меркель и Макрона, а именно для Тьерри Бретона, который в сравнении с Гулар будет просто-таки идеальным претендентом. Иными словами, ее просто слили ради "правильной" кандидатуры.
Фантаст-бизнесмен
Тьерри Бретон - фигура более чем интересная. Во-первых, он поклонник научной фантастики. И не просто поклонник, но и автор. В возрасте 29 лет, в 1984 г. он издал свой технотриллер Softwar, являющийся одной из первых книг на тему компьютерных вирусов как новой мировой угрозы. До своей книги работал в этой сфере - в 1981 г. основал компанию Forma Systems, специализирующуюся на анализе систем и вычислительной техники. Пост гендиректора оставил пять лет спустя ради проекта "Футуроскоп Пуатье", французского тематического парка.
Затем началась его стремительная и крайне успешная карьера в мире крупного бизнеса (GCI, France Telecom и т. д.), где он зарекомендовал себя в качестве отличного кризис-менеджера. После его прихода на руководящие должности в ту или иную компанию, имеющую определенные трудности, ее доходы начинали расти. Успехи Бретона оценили по достоинству, и в 2005 г. он стал министром экономики при президенте Франции Жаке Шираке. На этом посту он также показал себя с лучшей стороны: дефицит и госдолг снизились, ВВП вырос, уровень безработицы в феврале 2007 г. достиг самого низкого за 24 года показателя -8,4%. С поста министра ушел в 2007 г. и уже в ноябре 2008 г. стал главой правления Atos, которая участвовала в финансируемом из союзного бюджета проекте по расширению потенциала ЕС в сфере высокопроизводительных вычислений.
Кроме того, Тьерри Бретон, как рассказал в комментарии Financial Times Николя Базир, член совета директоров Atos и шафер Николя Саркози, имеет очень хорошие связи с правительствами и Франции и Германии. На выборах президента первой 2016 г., заметим, Бретон поддерживал Алена Жюппе, но когда тот провалился, переметнулся к Макрону, став одним из первых видных в ЕС деятелей, его поддержавших. Вместе с французским президентом он летал весной 2018 г. в Вашингтон на встречу с Дональдом Трампом.
Ниточка в Берлин
Подобно Сильвии Гулар, Тьерри Бретон в этой истории является одним из связующих звеньев между Меркель и Макроном - но, судя по всему, с гораздо более широкими возможностями. Как рассказал Politico чиновник Еврокомиссии из переходной команды фон дер Ляйен, новый президент ЕК встречалась с Бретоном несколько лет назад по рекомендации Вольфганга Шойбле, того самого, который засветился и в сотрудничестве с Институтом Берггрюена.
Встреча эта, очевидно, прошла в 2016 г., когда Бретон презентовал Урсуле фон дер Ляйен, тогда министру обороны Германии, концепцию Европейского оборонного фонда. Эту же инициативу он обсуждал также с Шойбле, Олландом, экс-премьером Франции Мануэлем Вальсом, действующим главой ЕК Жан-Клодом Юнкером и экс-главой Европейского Центробанка Марио Драги. В интервью Le Journal du Dimanche Тьерри Бретон рассказал, что главные цели этого фонда заключаются в привлечении инвестиций в оборону и распределении и снижении долгового бремени посредством выпуска 50-летних облигаций по выгодным ставкам. Бретон прогнозировал, что благодаря этому фонду долг Франции снизится с 95 до 61% от ВВП, а Германии - с 73 до 56%.
Европарламент 328 голосами против 231 одобрил создание совместного фонда обороны 18 апреля этого года. На его функционирование было рекомендовано выделить 13 млрд евро. Формирование такого фонда в полной мере вписывается в продвигаемую Берлином и Парижем модель единой обороны ЕС и ослабления влияния США в рамках более масштабного проекта переформатирования Союза в "многоскоростную Европу". По сути, Тьерри Бретон является идеологом этой модели или одним из таковых.
Эпоха кибервойн
Однако одним лишь Европейским оборонным фондом деятельность Тьерри Бретона не ограничивается. Этот футуролог, предупреждавший об угрозе компьютерных вирусов 35 лет назад, имеет цельное видение обеспечения безопасности Евросоюза и ее соответствия современным вызовам. Должность еврокомиссара по индустриальной политике, внутреннему рынку, обороне и космической отрасли станет для него огромным подспорьем в реализации как своих задумок, так и франко-германских планов.
Одним из направлений помимо, собственно, обороны, будет киберпространство. Так в интервью Les Echos, опубликованном 5 июля этого года, Бретон заявлял, что Франция вступила в эпоху кибервойн, поэтому цифровой мир подлежит регулированию, а Евросоюз нуждается в обновленной промышленной политике с учетом вредоносного влияния киберинструментов на промышленность.
Еще один вектор - отслеживание угрозы, которую представляют непосредственно люди. Бывший министр экономики Франции в 2013 г. активно также продвигал внедрение новой законодательной базы для обработки персональных данных и обновление Шенгенской информационной системы. Как раз в том же году, заметим, заработала SIS II - система второго поколения, создать которую Европарламент согласился в 2006 г. Но Тьерри Бретона она не устроила ввиду скандала с американской программой слежки Prism и после разоблачений Эдварда Сноудена. Бретон хотел лучшей защиты персональных данных и инфраструктуры ЕС от Соединенных Штатов. Поэтому он в статусе гендиректора Atos, пишет в немецкое издание Archimag, обсуждал SIS (вероятно, новую модель) с Олландом и Меркель. Олланда сменил Макрон, но планам по внедрению новой SIS это не помешало. В 2018 г. в Брюсселе договорились о модернизации системы, которая должна завершиться к 2021 г.
Итак. Берлин и Париж планомерно движутся к созданию в Евросоюзе своеобразного информационно-оборонного бастиона, в стенах которого, помня о концепции "двухскоростной Европы", места на всех участников блока может и не хватить. С учетом, как оказалось, огромной роли Тьерри Бретона в текущих процессах, становится очевидно, почему именно по нему был нанесен медиаудар. Кем именно? У таких людей, как Бретон, обычно врагов предостаточно. И репутация у него неоднозначная. Одни называют его блестящим стратегом, другим не нравится его высокомерие, третьи не в восторге от назначения еврокомиссаром человека, чья компания получала субсидии от Евросоюза. Так что это может быть как представитель ряда стран ЕС, находящихся в оппозиции к Берлину и Парижу (Польша, Венгрия, например), так и не получивший номинации в команду фон дер Ляйен чиновник. Или даже Сильвия Гулар, если предположить, что ее разыграли втемную. Насколько эффективным будет такой ход? С одной стороны, получается, что человек, который лоббировал создание новой SIS, этой же системой незаконно пользовался, а с другой стороны, экс-глава Atos, очевидно, располагает поддержкой самых влиятельных на сегодняшний день лидеров Европейского Союза.