Фридрих Мерц и четвертая власть. Как кандидат на место Меркель не поладил со СМИ

Почему не всегда срабатывает ставка на "новости из соцсетей"
Фото: Shutterstock

Фридрих Мерц, бывший председатель парламентской фракции ХДС, который в 2009 г. ушел из большой политики, стал миллионером, а теперь решил в политику вернуться, нацелившись на место председателя партии, а в перспективе и канцлера, неожиданно поссорился с Немецкой ассоциацией журналистов (DJV).

Дело было так: выступая в Аахене 21 января, Мерц заявил, что каналы соцсетей и YouTube дают возможность генерировать новости самостоятельно, минуя посредников в лице СМИ. Еще раз: генерировать. То есть создавать новостной повод самому, не прибегая к каким-либо крайностям в реальной жизни, не устраивая митинг, самосожжение, теракт или публичный скандал. Нужно просто написать в соцсетях.

Стоит сказать, что некоторая правда в словах Мерца есть. Хотя и не вся. Почему не вся? Ну вот вам навскидку, на примере его самого, а Мерц - не последнее лицо в немецкой политике, фигура достаточно известная. Заявление свое он сделал, повторю, 21 января. А DJV обиделась только к 17 февраля, месяц спустя, притом на фразу, вырванную из контекста (ох уж этот контекст, у всех он страдает, не только Давиду Арахамии его  норовят порвать), "нам они больше не нужны". Именно за одну эту фразу, широко истолковав слово "они" и зацепилась DJV.

Между тем цитата Мерца, взятая целиком, и истолкованная добросовестно, хотя и может вызвать возражения, все же не дает повода для обид. Выступая на AKV-Rittertalk, серии лекций Аахенской карнавальной ассоциации, Мерц сказал "они нам больше не нужны", отнеся "они" не к СМИ вообще, а к журналистским репортажам с места событий. "Прямо сейчас происходит реальная смена власти между теми, кто распространяет новости, и теми, кто генерирует новости, в пользу тех, кто генерирует новости, - продолжил Мерц, поясняя свою мысль. - И это хорошая вещь: сегодня вы можете связаться со своей аудиторией через ваши собственные каналы социальных сетей, через YouTube. Вы можете охватить аудиторию, которую частично уже не достигают частные институционализированные СМИ, если это было использовано правильно. Через эти каналы у вас есть возможность преследовать свои собственные интересы".  

Ну, что ж, не то чтобы абсолютная истина, но некоторый резон в этом заявлении есть. Если вы публично известны, то есть тем или иным способом оказались в центре общественного внимания, вы действительно можете генерировать новостные поводы. В том, конечно, случае, если сумеете подать свою мысль так, чтобы вас поняли правильно. Что получается в том случае, когда генератор новостей известен все же в недостаточной степени, и изложил свою мысль недостаточно однозначно, не выделив те смыслы, которые он считает важными, хорошо видно на примере Мерца: месячный промежуток и порванный контекст. То есть создавать новостные поводы надо уметь - хотя, безусловно, в этой области встречаются талантливые самоучки, которым удается эффективно использовать окно возможностей, даваемое соцсетями, и много их.

Впрочем, и они иной раз крупно прокалываются и пребольно наступают на грабли, поскольку подача информации в наше пересыщенное информацией время, на фоне огромного уровня информационного шума и донесение ее до нужной аудитории без искажений - вообще говоря, крайне сложная задача. Здесь есть масса тонкостей и подводных камней, и разница между коллективом профи (а Бог, как известно, всегда выступает на стороне больших батальонов) и одиночкой-любителем примерно такая же, как между мастером самолечения без медицинского образования и оснащенной по последнему слову науки клиникой с коллективом в полтысячи человек.  

В случае с Мерцем все закончилось хорошо: он пояснил свою позицию через своего представителя в "Твиттере" (то есть все же прибег к помощи специалиста), его пояснения были приняты к сведению, конфликт исчерпан. Но неприятное послевкусие осталось. Какой-то сухой остаток этой истории, группа людей, не ставших разбираться, что и как там было, и чем закончилось, а просто запомнивших, что Мерц - враг, или по меньшей мере недруг свободной прессы, стал неизбежным следствием небрежно истолкованной фразы Мерца. Это случилось потому, что затронув тему, чреватую резкой ответной реакцией, он не озаботился тем, чтобы мысль его была донесена до читателей и слушателей с максимальной ясностью. Нет, это, конечно, не крах и не трагедия. Но это минус в публичную карму политика, хотя и небольшой.

Иными словами, возможности, даваемые соцсетями, превращают "информационный транспорт", которым располагает каждый из нас, из "неспешного семейного седана", оперирующего кругом знакомств в реале, в "Формулу один" с потенциальной аудиторией в миллионы человек, отзывчивую на каждое движение - нет, уже не водителя, - пилота! Это позволяет - в теории -  передвигаться по информационному пространству с небывалой скоростью, но лишь в том случае, если вы можете справиться с таким информационным спорткаром. И даже в этом случае, если вы это можете, водить его - тяжкий труд. Так что зачастую лучше довериться профессионалам, не забывая ни на минуту о том, что даже очень одаренный любитель, соревнуясь с группой профессионалов, неизбежно ей проиграет.

Попросту говоря, берегите контекст. В страшное время живем: чуть зазеваетесь, а его вам уже порвали в клочья. И даже если вы его потом восстановите и заштопаете, такая контекстопластика потребует немалых усилий. И швы на порванном и заново сшитом контексте все равно останутся.