Французские левые, Шольц и TAURUS. Какую игру ведет Макрон
15 марта Эмманюэль Макрон и Дональд Туск должны встретиться с Олафом Шольцем, чтобы обсудить дальнейшую поддержку Украины
12 марта Национальная ассамблея Франции (нижняя палата парламента) большинством голосов одобрила доклад премьер-министра Габриэля Атталя о стратегии поддержки Украины и заключении двустороннего соглашения по безопасности. Другими словами, депутаты поддержали соглашение по предоставлению нам гарантий безопасности, срок действия которого – 10 лет, и в котором содержатся пункты о поставках оружия, подготовке наших военных и участии Франции в восстановлении Украины, разрушенной в результате российской полномасштабной агрессии.
Соглашение не нуждалось в ратификации, но правительство решило провести дебаты относительно доклада Атталя, который настаивал на безальтернативности дальнейшей поддержки Украины. То есть, де-факто президент Франции Эмманюэль Макрон таким образом осуществил своеобразный срез политической мысли среди французских законодателей. И он показал, что большинство поддерживает украинскую политику официального Парижа — "за" проголосовали 372 депутата, "против" — 99; или семь из десяти партий, имеющих парламентские группы.
Среди противников были ультралевая партия Жана-Люка Меланшона "Непокоренная Франция" (75 голосов), коммунистическая "Левые демократы и республиканцы" Андре Шассена (22), а также один представитель "Нового народного экологического и социального союза" и один внефракционный.
Интересно, что еще одна известная французская политик из лагеря "путинферштееров" (к которому принадлежит Меланшон), а именно лидер ультраправого "Национального объединения" (бывший "Национальный фронт") Марин Ле Пен хоть и раскритиковала предложение Макрона направить войска в Украину, впрочем, "из-за солидарности с Украиной" решила воздержаться вместе с другими 87 однопартийцами. Воздержались также 11 правых "Республиканцев" и один депутат от "Демократического движения".
13 марта аналогичные дебаты проводятся в верхней палате Сенате. Дебаты начались на момент написания этого материала. Однако, вероятнее всего, решение будет идентичным тому, что было принято в Ассамблее.
Поэтому скорее интересна "поза", в которую стали французские левые, да и в принципе ультраправые Ле Пен. Очевидно, на них сильно повлияло именно предложение Макрона отправить в Украину войска для выполнения небоевых задач, проартикулированное во время встречи с другими лидерами в Елисейском дворце 26 февраля.
Эта идея, если уж говорить прямо, поставила на уши многих в Евросоюзе и НАТО. Не только французских друзей Кремля. И, конечно, больше всего – Россию, которая уже две недели не может отойти и продолжает активно рефлексировать на инициативу Макрона. Тем более что и в Европе продолжается оживленная дискуссия по ней.
Не зря Путин в своем программном интервью — "под выборы" — российскому пропагандисту Дмитрию Киселеву, прежде всего, разумеется, для успокоения плебса в очередной раз неубедительно прибег к ядерным угрозам и обещаниям воспринимать американские войска в Украине "интервентами".
Для Кремля это незаурядный триггер. Триггер, побуждающий его активизировать свою агентуру и подкормленных политиков в Европы, чтобы они прилагали максимум усилий для канализации идеи с войсками.
К счастью для Путина, сейчас идея Макрона имеет меньше сторонников, чем противников. К первым, не исключающим такой вариант поддержки Украины в той или иной форме, относятся, например, Латвия, Литва, Канада, Нидерланды, Польша, Чехия, Эстония. Ко вторым – Бельгия, Болгария, Великобритания, Греция, Испания, Италия, Люксембург, Германия, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, США, Венгрия, Финляндия, Хорватия, Швеция.
Давление на Берлин
Независимо от того, пойдут ли союзники со временем на отправку военных в Украину для проведения разминирования или обучения украинских защитников, дело действительно далеко не в этом. Дело в амбициях Макрона и его общеевропейской игре, главным призом которой является признанное лидерство в условиях, когда Соединенные Штаты в последние месяцы оставляют это место вакантным.
Что касается непосредственно европейского пространства, то, как несколько лет назад, единственным стопроцентным конкурентом Франции в борьбе за лидерство и влияние на ЕС остается Германия.
И несмотря на то, что ФРГ является одним из лидеров в оказании помощи Украине, слишком осторожная политика канцлера Олафа Шольца то и дело провоцирует критические замечания со стороны союзников в нерешительности Берлина. Главная же претензия последних месяцев касается немецко-шведских ракет TAURUS, подобных французским Scalp и британским Storm Shadow, которые Париж и Лондон нам уже предоставили. Но Берлин, несмотря на давление со стороны британцев и французов, упорно отказывается передать их Киеву, аргументируя страхом, что украинская армия будет бить не только по российским объектам на временно оккупированных территориях, но и по Москве.
Поэтому не исключено, что вопрос ракет и разногласий относительно поддержки Украины, в дополнение к демонстрации единства на фоне "вражды" между Францией и ФРГ, будет подниматься во время встречи Макрона с Шольцем вместе с новым премьером Польши Дональдом Туском в Берлине 15 марта, под который, похоже, и были организованы указанные выше прения в парламенте Франции.
С другой стороны, если Макрон и Туск действительно будут говорить о тех же TAURUS с немецким канцлером, у него есть отличный контраргумент для них, а еще и для США, где, по информации The Wall Street Journal, готовы предоставить Украине ATACMS дальностью 290 км, — с немецкими ракетами есть серьезные проблемы.
Как пишет Die Welt, из имеющихся в Германии примерно 600 TAURUS всего половина в рабочем состоянии (в прошлом году называлась цифра в 150 ракет). И, конечно же, Берлин не может передать Украине все эти рабочие "таурусы", то есть остаться без мощнейших ракет в своем арсенале. Однако правительство ФРГ приняло решение восстановить и модернизировать абсолютно все TAURUS. Конечно же, на это уйдет немало времени.
Кажется очень своевременным на первый взгляд. Однако заметим, что о неудовлетворительном состоянии и количестве вооружений и оборудования бундесвера известно уже много лет. Эту проблему, а также проблему популярности праворадикалов среди немецких военных, решить пыталась еще действующая президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляен, занимавшая пост министра обороны ФРГ в кабинете Ангелы Меркель. Федеральное правительство выделяло средства на модернизацию, закупку и т.д., но армия не была приоритетом для Берлина много-много лет, поэтому решить все вопросы до сих пор не удалось. Тем более после полномасштабного вторжения России в Украину, когда, пусть и с задержкой, но начали пустеть немецкие склады с оружием.
Конечно, не следует исключать, что по результатам длительного процесса восстановления и модернизации ракет Украина их все же получит. Но когда именно это произойдет – неизвестно. Ну, а сейчас, да – всю критику Олаф Шольц может спокойно отвергать, ссылаясь на длительный процесс обновления TAURUS. С другой стороны, это не выглядит преградой Макрону на пути к лидерству в Европейском Союзе.