Foreign Policy: Киев добрался до Трампа через Мисс Украина
Эта публикация в авторитетном американском издании Foreign Policy ("Внешняя политика") заслуживает внимания как минимум по трем причинам. Во-первых, она дает общую картину выстраивания отношений между Киевом и Вашингтоном. Во-вторых, предлагает взгляд на этот процесс с "той стороны". Наконец, в-третьих, список комментаторов и действующих лиц, упоминаемых в этом тексте, также достаточно любопытен и красноречив.
В Вашингтоне в последнее время много говорят по-украински. После ноябрьских президентских выборов в США в Вашингтоне активизировались украинские чиновники, но, когда Конгресс в январе возобновил работу, они еще больше нарастили темп: в одном недавнем визите приняли участие более 70 украинских политиков. А сотрудник Конгресса, специализирующийся на политике Украины и России, сказал Foreign Policy, что не проходит и дня, чтобы он не видел украинских парламентариев на Капитолийском холме.
Одна из причин этого внезапного наплыва — чрезвычайная роль, которую играют Соединенные Штаты в украинской внутренней политике: признание и поддержка со стороны влиятельных американцев могут судьбоносно сказаться на карьере политика. "В Украине воспринимают США как "создателя королей", — сказал бывший дипломат, а ныне глава правления Международного центра перспективных исследований в Киеве Василий Филипчук. — И когда избрали [Дональда] Трампа, все группы влияния — элита — решили, что они должны установить или восстановить связи с новой администрацией". Другая причина — в отсутствии ясности в политике администрации Трампа по отношению к Украине и в том, кто отвечает за связи между двумя странами. Поэтому украинские парламентарии наводняют Вашингтон в надежде использовать политический вакуум в своих интересах и добиться влияния или хотя бы попасть в струю.
"В Киеве Трамп и его изменения в отношении России и Украины вызвали серьезную неуверенность и беспокойство, — сказал внештатный сотрудник Фонда Карнеги за международный мир Балаш Ярабик. — Это дает возможность другим политикам продвигать собственные инициативы". Переход власти от Белого дома Барака Обамы к администрации Трампа обеспокоил страны по всему миру ввиду как сумбурных публичных заявлений, так и проблем с новым штатом Белого дома, сделавших невозможным их разъяснение в частном порядке. Но наиболее противоречивые месседжи касались Украины, где нет никаких признаков завершения более чем двухлетнего конфликта, унесшего жизни почти 10 тыс. человек. Новая эскалация боев в конце января угрожала сломать хрупкие Минские соглашения, а недавние российские провокации, включая признание паспортов отколовшихся регионов Украины, усиливают напряжение.
Противоречащие заявления администрации Трампа о России только увеличили беспокойство Киева. Трамп говорил, что хочет развивать с ней сотрудничество, особенно в вопросах Сирии и борьбы с терроризмом, но его администрация также заявляла, что возобновление сотрудничества в настоящее время невозможно, а ключевые члены его команды, включая вице-президента Майка Пенса и министра обороны Джеймса Мэттиса, акцентировали внимание на исходящей от Кремля угрозе. В отсутствие четкой позиции Белого дома Киев начал искать поддержки в других местах. В последние дни под давлением активных противников России Джона Маккейна и Линдси Грэма республиканцы в Сенате подняли тревогу относительно действий Кремля и призвали к поддержке Киева. Но сейчас украинское правительство также отчаянно пытается установить надежную связь с Белым домом, чтобы гарантировать возможность доносить свою точку зрения и избежать опасности подрывной деятельности со стороны депутатов, надеющихся использовать неопределенную ситуацию к своей выгоде.
"Мы хотим понимать, кто отвечает за внешнюю политику Соединенных Штатов в европейском регионе, — сказал на прошлой неделе журналу Foreign Policy украинский посол в Вашингтоне Валерий Чалый. — На данный момент не очевидно, кто будет этим человеком".
Между тем перетасовка в верхних эшелонах американских дипломатических учреждений открыла двери дипломатии дилетантов, а в некоторых случаях — мошенников.
Один пример такого неформального взаимодействия с Украиной был описан в прошлые выходные в газете New York Times. Издание сообщило, что Андрей Артеменко, депутат от Радикальной партии Олега Ляшко, взял отношения с администрацией Трампа в свои руки, заручившись помощью личного адвоката Трампа Майкла Коэна и давнего делового партнера презтдента Феликса Слейтера для доставки секретного "мирного плана" бывшему советнику по национальной безопасности Майклу Флинну. Артеменко, маргинальный, но амбициозный политик, тяготеющий к Трампу и имеющий связи с крайне правой военно-политической группой "Правый сектор", похоже, действовал без одобрения украинского правительства. Артеменко очень разозлил украинский истеблишмент, в результате чего его исключили из фракции в парламенте, а Генпрокуратура Украины завела дело об измене. Когда о его действиях стало известно, Артеменко отрицал, что передавал "мирный план" чиновникам Трампа и с тех пор угрожает New York Times иском за клевету.
В последующие дни другие планы мирного урегулирования для восточной Украины полезли из всех щелей. Бывший президент Виктор Янукович, живущий в России после бегства из Украины в результате протестов на Майдане в 2014 г., в минувший вторник общался с западными журналистами и заявил о девятистраничном предложении насчет окончания войны. Согласно журналам Der Spiegel и Wall Street Journal, которые взяли интервью у Януковича, экс-президент послал план Трампу и лидерам России, Германии, Франции и Польши. В прошлую среду радиостанция "Свободная Европа" сообщила, что Константин Килимник, бывший помощник главы предвыборного штаба Дональда Трампа Пола Манафорта, работавший на Януковича, также разработал план мирного урегулирования. Более того, Килимник сказал, что информировал Манафорта о плане во время американских выборов 2016 г.
Главным мотивом, стоявшим за другими предложениями, были предвыборные соображения: в 2019 г. в Украине пройдут президентские выборы, и борьба между главными политическими игроками идет полным ходом. 2 февраля Юлия Тимошенко, бывший премьер и ярый противник президента Петра Порошенко, встретилась в Вашингтоне и с вице-президентом Пенсом, и с Трампом, который якобы уверил ее, что его администрация "не бросит" Украину и не отменит санкции против России, пока она не отзовет свои войска из страны. Журнал Politico сообщил, что команду Порошенко неанонсированная встреча "довела до припадка". Посол Украины Чалый, однако, отрицал, что грубо отреагировал на неофициальную встречу, и сказал, что Тимошенко и Порошенко вместе шли к этой цели. "Они могут конкурировать за политическое влияние и рейтинги в Киеве, но они не конкурируют, когда дело доходит до защиты и безопасности Украины", — заявил посол.
Но несмотря на неодобрение подобного неофициального общения, украинское правительство и само стремилось создать собственные альтернативные каналы связи с Трампом. Киев "использует неофициальные контакты", сказал политтехнолог и директор украинского аналитического центра "Фонд национальных стратегий" Тарас Березовец.
По слухам, один из этих контактов — Александра Николаенко, украинская модель и бывшая участница конкурса "Мисс Вселенная", которая замужем за Филом Раффином, близким другом президента. Трамп был шафером на свадьбе Раффина и Николаенко в 2008 г., а Раффин с самого начала был верным сторонником Трампа, пожертвовав $1 млн комитету по сбору средств на его предвыборную кампанию "Сделаем Америку снова великой" уже через две недели после ее запуска. Согласно источнику, близкому к украинской Администрации президента, Николаенко сказала Чалому, что может связать его с "кем угодно в администрации" и что она уже начала устраивать для него встречи. Чалый сообщил Foreign Policy, что встретил Николаенко на "неофициальном мероприятии с новым американским руководством" и что ее позже пригласили в украинское посольство, но отрицал, что она помогла установить какие-либо новые контакты.
Другие нетрадиционные выходы на Трампа, появившиеся за последние месяцы, включают бизнесмена-миллиардера Виктора Пинчука, который в декабре опубликовал колонку в Wall Street Journal, обратившись к Украине с просьбой пойти "на болезненные компромиссы" для решения конфликта на востоке. В ответ на это администрация Порошенко заявила, что не сдастся российской агрессии. Меньше чем через месяц, однако, несмотря на намеренное игнорирование приглашения посетить завтрак, устроенный Пинчуком на Всемирном экономическом форуме в швейцарском Давосе, Порошенко провел встречу с экс-министром обороны США Робертом Гейтсом, которую организовал лично Пинчук (по имеющейся информации, задействовав свои связи с чиновниками в администрации Трампа), в надежде, что Гейтс, хоть и не человек из команды Трампа, может посодействовать отношениям с президентским окружением.
Благодаря либо традиционным каналам связи, либо неофициальным или же их комбинации Украина достигла некоторых успехов в установлении связи с Трампом и его ближайшим окружением. Чалый сыграл в этом главную роль, установив контакт с сотрудниками американского президента после его победы и встретившись с ним и другими членами его команды лично в дни перед инаугурацией. В начале февраля, вскоре после эскалации боевых действий в восточных регионах Украины, Порошенко оказался одним из первых иностранных лидеров, говоривших с Трампом, что ознаменовало впечатляющий успех украинской дипломатии. Бывший дипломат, возглавляющий "мозговой трест'Филипчук, чьи тексты в поддержку компромиссов ради мира многие в Украине сочли провокационным, заявил, что удивлен и впечатлен тем, как Чалый сумел установить отношения с администрацией Трампа.
После замешательства первых недель администрация Порошенко, похоже, возвратилась к более формальным методам коммуникации. Украинцы пытаются устроить визит делегации во главе с министром иностранных дел Павлом Климкиным, чтобы возобновить рабочие связи с новой администрацией. Порошенко и Пенс встретились на Мюнхенской конференции по безопасности 18 февраля, и украинская сторона надеется в марте устроить визит Порошенко в Вашингтон. Но беспорядок в администрации Трампа уже нанес урон, подпитав внутреннюю политическую конкуренцию, которая может угрожать стабильности страны.
"В Киеве назревает внутренний политический шторм, — полагает Балаш Ярабик. — И скоро он разразится".