Foreign Policy: Как Третья мировая война может начаться с Латвии
Пол Д. Миллер - доцент кафедры международной безопасности в Университете национальной обороны (Вашингтон). При президентах Джордже Буше-младшем и Бараке Обаме возглавлял афганское направление в Совете национальной безопасности США. Предлагаем вашему вниманию перевод его статьи в журнале Foreign Policy.
Четыре года назад я предсказал вторжение России в Украину. Вот мое следующее предсказание, которое к этому времени многим покажется очевидным: на очереди Балтия, и она будет одним из первых и самых больших испытаний для новоизбранного президента Дональда Трампа. Вероятно, однако, она не примет форму открытого вторжения. У президента России Владимира Путина есть ясная цель и большая стратегия. Но большинство реалистов этого не осознают. Некоторые утверждают, что им движут изначально рациональные, оборонительные цели: расширение НАТО выглядело угрожающим, и Россия дает отпор. Запад расширил свою сферу влияния за счет России, и Россия теперь принимает ответные меры. Вот почему, по словам Джона Миршаймера, "Кризис в Украине - вина Запада".
Как и большая часть анализа от академических реалистов, это нонсенс. Путиным не движет холодный расчет рационального личного интереса, как не движет никем из людей. Мы не роботы. Нами движут личные интересы, сформированные и определенные более глубокими предпосылками и верованиями, то есть, идеологией и религией.
Путин верит, что гегемония России над ближним зарубежьем необходима для ее безопасности, поскольку верит в Государство Российское и его историческую судьбу. Путин (и, возможно, даже в большей степени, его ближайшее окружение) - не просто националист. Кремлем, по-видимому, движет специфическая форма российского национализма, замешанная на религии, вере в особую судьбу и мессианстве. В этом нарративе Россия - блюститель православного христианства, и её миссия - защищать и расширять веру.
По-настоящему рационально мыслящая Россия не рассматривала бы расширение НАТО и Европейского союза как угрозу, потому что либеральный порядок открыт и инклюзивен, и на самом деле укрепил бы безопасность и процветание России. Но для Путина и других русских, которые видят мир через призму российского религиозного национализма, Запад - несомненная угроза из-за своей деградации и глобализма.
С этой точки зрения НАТО - не добрый гарант либерального порядка в Европе, но враждебный агент вырождающегося Запада и основное препятствие российскому величию. Таким образом, великая стратегия Путина требует крушения НАТО. Особенно ему необходимо сделать бессмысленной Статью 5 Североатлантического договора, гарантирующую взаимную безопасность.
Путин уже преуспел в разрушении авторитета НАТО. Последние две его цели, Грузия и Украина, не были участниками НАТО, но в 2008 году им было явно и публично гарантировано предоставление Плана действий касательно членства - буквально сценарий вступления. Россия четко и публично отклонила любые шаги к членству в НАТО для обеих стран, а затем приступила к вторжению.
Вторжение России в Грузию и Украину создало спорные территории - Южную Осетию, Абхазию и Крым, оккупированный российскими солдатами. Никакая страна не сможет присоединиться к НАТО, будучи частично оккупированной Россией.
Для Путина сейчас складывается самая благоприятная международная обстановка, начиная с конца Холодной войны, чтобы продолжить российскую экспансию. Европейское согласие нарушено. Члены Союза подвергают сомнению ценность взаимного договора о безопасности. А следующий американский президент, похоже, открыто симпатизирует России и готов простить ее безответственное поведение.
Следующий шаг Путина более опасен, чем предыдущие, потому что он, вероятно, двинется в Балтию, страны которой являются участниками НАТО. Он не отправит крупные формирования российских солдат в форме за международную границу - даже самые осмотрительные участники НАТО не проигнорируют открытого обычного вторжения.
Вместо этого Путин спровоцирует неоднозначный военизированный кризис, используя подконтрольные ему силы - вероятней всего, в течение следующих двух лет. Возможно, русскоязычные латыши или эстонцы (четверть граждан Латвии и Эстонии - этнические русские) начнут бунтовать, выступая за свои права, утверждать, что их преследуют, просить "международной защиты". Появится подозрительно хорошо вооруженный и хорошо обученный "Народный фронт освобождения российской Балтии". Несколько резонансных убийств и взрывов приведут Балтию на порог гражданской войны. Могут начаться мелкие беспорядки.
Россия заблокирует все резолюции Совета Безопасности ООН, но предложит свои односторонние услуги в качестве миротворца. Соберется Североатлантический совет. Польша приложит усилия, чтобы воспользоваться 5-й Статьей, объявить, что Балтия подверглась российскому нападению и объединить коллективную оборону против российской агрессии. Немцы и французы будут отчаянно сопротивляться. Все обратят взоры к Соединенным Штатам, чтобы увидеть, какой путь изберет лидер союза.
Если Союз не прибегнет к 5-й статье, взаимная гарантия безопасности НАТО станет функционально бессмысленной. Члены Альянса перестанут верить в его способность гарантировать их защиту против России в будущем. Геополитические часы переведутся назад в 1939 год. Некоторые восточноевропейские государства могут примкнуть к России. Другие, начиная с Польши, начнут вооружаться до зубов. Мечта Путина о треснувшем Западе и открытом европейском поле будет реализована.
Но если Союз действительно прибегнет к 5-й статье, это будет равнозначно объявлению Западом войны России. И именно тогда Трамп должен будет решить, стоит ли защита Латвии начала Третьей мировой войны.