Foreign Affairs: Почему закрытие границ не помешало пандемии

Поспешно закрытые границы и запреты на поездки провоцируют ажиотаж, а без тестов и карантина - неэффективны
Фото: EPA/UPG

Обозреватель канадской газеты The Globe and Mail Даг Сандерс в статье для Foreign Affairs на примере ряда стран, включая США, Германию, Францию, Новую Зеландию, объясняет, почему с коронавирусом нельзя бороться одним лишь локдауном.

Если бы о пандемии нового коронавируса сняли фильм, то главной его сценой стали бы незабываемые события субботы, 14 марта, в международном аэропорту О'Хара в Чикаго. За три дня до этого президент США Дональд Трамп внезапно объявил о введении масштабных ограничений на поездки из большей части европейских стран, которые начали действовать с полуночи 13 марта. Хотя запрет на поездки касался лишь иностранцев, Трамп заявил, что он "приостановил все поездки из Европы в Соединенные Штаты", что вынудило тысячи запаниковавших американцев прервать свои отпуск и командировки и вернуться в Соединенные Штаты. Набиваясь в переполненные залы прилета, они стояли впритык друг к другу в практически недвижимых очередях к таможенному и иммиграционным пунктам. Вполне здоровые пассажиры дышали одним спертым воздухом с теми, кто подхватил вирус, некоторые из которых кашляли и обильно потели. Сообщениям в соцсетях из О'Хары в полной мере показали эту бурлящую инфицированную человеческую массу.

Туристы были вынуждены толпиться целых семь часов, пока их наконец не "обследовали" - они получили простенькую анкету с вопросом, нет ли у них каких-либо симптомов и не общались ли они с людьми, которые инфицированы вирусом. Затем большинству из них позволили отправиться домой, причем, как сообщается, без четкой рекомендации отправиться на самоизоляцию или карантин. Аналогичные сцены в тот день можно было наблюдать по крайней мере в дюжине других аэропортов США. Правда пока нельзя уверенно сказать, стал ли ажиотаж в аэропортах 14 марта причиной, по которой Соединенные Штаты стали лидером по числу случаев Covid-19 в мире, т.к. США не организовали до сих пор адекватного тестирования или отслеживания контактов.

События той субботы возникли не из-за открытых границ или свободного передвижения. Скорее, они были следствием резкого закрытия границы после сухого объявления. Власти просто не имели возможности подготовиться к наплыву прибывших. В течение двух дней после объявления Трампа большинство возвращающихся американцев, здоровых или нет, не проходили проверку в аэропортах США и не получали какую-либо информацию о карантине. Лишь в субботу - в тот же день, когда был введен запрет для пассажиров из Европы - наконец, были организованы рудиментарные процедуры проверки, но их первоочередной задачей было создание столпотворения. "Вряд ли можно было бы придумать лучший способ для распространения", - написал в Twitter Джереми Конындык, бывший директор офиса USAID по оказанию помощи в случае стихийных бедствий, когда увидел фото пассажиров. "В такой толпе Covid будет распространяться намного больше, нежели если бы их просто пропустили", - добавил он.

Внезапно запретив поездки из Европы, администрация Трампа проигнорировала хорошо известный урок из истории массовой миграции людей: резкое закрытие границ, как правило, приводит к обратному от предполагаемого результату. Вместо прекращения трансграничного перемещения, такие внезапные миграционные запреты или ограничения провоцируют растущий и зачастую неконтролируемый наплыв людей, которые надеются успеть пересечь границу, пока не еще не поздно. Такое случается сразу после объявления о введении запретов, когда возвращающиеся пассажиры пытаются уложиться в реальные или предполагаемые сроки, и часто речь идет о днях и неделях, до введения, собственно, запрета. И когда некоторые из тех, кто торопиться пересечь границу, привозят с собой потенциально смертельный вирус, последствия могут быть катастрофическим.

Запреты на поездки и закрытие границ не очень-то помогают остановить распространение инфекционных заболеваний, даже если они вводятся при условии достаточных подготовленности и информированности людей. Согласно одному исследованию, проведенному во время кризиса, вызванного Эболой в 2014 г. в Западной Африке и опубликованному Harvard Public Health Review, запреты на полеты и закрытие границ "неэффективны" в борьбе с распространением заболевания и порой даже создают трудности в борьбе с пандемией. Согласно еще одному исследованию, опубликованному в этом году в Annals of Internal Medicine, в котором изучены эпидемии Эболы, MERS и SARS, ограничения на поездки имели лишь весьма "незначительный эффект". Такого рода запреты позволили снизить количество новых случаев на 3% или даже меньше, и в конечном итоге не смогли помешать распространению вируса в новых регионах. И, наконец, в исследовании, опубликованном в Science, в рамках которого было изучено распространение Covid-19 из Уханя в другие регионы Китая и в другие страны, показало, что даже ограничение международного сообщения почти в полном объеме обеспечивает весьма "скромный" эффект, если болезнь в это время активно распространяется в стране, где началась эпидемия.

Когда ограничения на поездки вводятся поспешно и наобум - они могут быть контрпродуктивными. Администрация Трампа - не единственная, кому пришлось усвоить этот урок во время пандемии. 16 марта премьер-министр Канады Джастин Трюдо закрыл границу своей страны с Соединенными Штатами для всех за исключением грузоперевозчиков, и призвал канадцев, выезжающих за границу, как можно скорее вернуться домой. В течение недели в страну вернулись больше миллиона канадцев, многие из которых проводили весенние каникулы во Флориде, где на тот момент было зафиксировано наибольшее количество подтвержденных в Соединенных Штатах случаев Covid-19 .

Канада не была готова к наплыву людей. И хотя правительство Трюдо призывало туристов отправиться на карантин на две недели, у него отсутствовала всеобъемлющая система обеспечения соблюдения данной директивы или контроля за возвращением людей. В ряде случаев пограничники в перегруженных аэропортах, по сообщениям СМИ, не предоставляли четких инструкций относительно карантина. Многим пожилым парам из числа тех, кто решил отдохнуть в теплых краях, пришлось выслушивать упреки от владельцев магазинов, соседей и попутчиков в связи с тем, что они игнорировали директиву. Один такой турист, который должен был придерживаться самоизоляции после возвращения в провинцию Ньюфаундленд из-за границы, посетил похоронное бюро, заразив коронавирусом 44 человека. И несмотря на это, лишь 25 марта, уже после того, как количество пересекающих границу людей сильно сократилось, Канада приняла Закон о карантине, которым запретила вернувшимся из-за рубежа покидать свои дома в течение двух недель. К тому моменту эти люди уже спровоцировали вспышки коронавируса по всей Канаде: в Торонто ежедневно регистрируемое число случаев к концу месяца выросло вчетверо, что органы здравоохранения связывают с вернувшимися с весенних каникул. Очень скоро Квебек уже фиксировало до 590 новых случаев в день, что стало прямым следствием возвращения людей из Соединенных Штатов. Позднее стало известно, что практически все случаи Covid-19, регистрируемые в самом начале эпидемии, имеют американское "происхождение".

Запреты на поездки внутри некоторых европейских стран также привели к пробкам и столпотворению. Решение премьер-министра Италии Джузеппе Конте от 8 марта ввести в стране полный локдаун и запретить междугородние поездки спровоцировало огромный ажиотаж на железнодорожных вокзалах в Милане и других городах севера Италии, где тысячи людей, многие из которых были заражены, в забитых поездах уезжали в южные регионы, власти которых не были готовы обеспечить контроль или изолировать людей. В ожидании введения запрета после объявления Конте "многие люди попытались сбежать, что привело к результату, противоположному от того, чему должно было поспособствовать распоряжение", - сказал в комментарии The Guardian миланский вирусолог Роберто Буриони. Неделю спустя во Франции столь же внезапное введение ограничений на поездки внутри страны привело к аналогичному бегству людей из Парижа в менее зараженные районы, где чиновники прилагали максимум усилий для соблюдения карантина. Согласно исследованию на основании трекинга телефонов, столицу в переполненных поездах покинули около миллиона парижан.

Однако, что касается трансграничных ограничений, то Соединенные Штаты в этом плане большие оригиналы. Трамп в рамках своей политики о противодействии коронавирусу решил закрыть границу. Первое ограничение было введено 31 января, когда иностранным гражданам, находившимся в Китае последние две недели, запретили въезд в США. К этому моменту в Штаты из Китая уже прилетели больше 400 тыс. человек, включая тысячи непосредственно из Уханя; и за четыре недели со дня, когда американские власти узнали об эпидемии коронавируса. Многие из этих людей устремились домой, полагая, что такой запрет вскоре будет введен; или же в те два дня между объявлением президента и вступлением решения в силу.

У запрета был еще один недостаток. Как и во всех случаях закрытия границ, данный запрет не касается граждан США, а также владельцев грин-карт и их родственников. По данным The New York Times, за восемь недель после введения ограничения в США прямым рейсами из Китая прибыли почти 40 тыс. человек. Еще больше, вероятно, прилетели из Китая рейсами с пересадками. И до середины марта большинство из них не получали никаких инструкций по обследованию или карантину.

Запрет Трампа на рейсы из Европы, введенный 14 марта, стал еще большей катастрофой. Толпы людей, которые столпились в американских аэропортах как после объявления, так и за недели до того, по всей видимости, несут ответственность за вспышки вируса в большинстве штатов, в особенности в Нью-Йорке. В одном исследовании о распространении коронавируса в США отмечается, что на первых порах из-за вернувшихся из Европы Covid-19 распространился, по меньшей мере, в 13 штатах, в то время как туристы из Китая заразили людей лишь в шести. Но наиболее опасным был период за несколько недель до заявления Трампа, когда очень многие американцы, работающие или отдыхающие в Европе, обратив внимание на ограничения в Китае, и ожидая аналогичных в Европе, решили вернуться домой. В течение данного периода из Европы в 12 крупнейших аэропортов США прилетели больше 10 тыс. самолетов, перевезя около миллиона пассажиров. И ни один из них не получил рекомендаций относительно карантина и не предоставил данные о своих контактах. Спустя четыре недели после введения "европейского запрета" из стран Западной Европы в США было совершено по меньшей мере 246 рейсов.

Судя по всему, между масштабной эпидемией Covid-19 в Нью-Йорке и запретом на поездки есть прямая связь. В период с 5 февраля по 14 марта в международные аэропорты Нью-Йорка прибыло почти 4 тыс. прямых рейсов из Европы, а в период после запрета - не менее 246 рейсов. Инфекции в Нью-Йорке, согласно исследованию ученых из Нью-Йоркского университета, которые определили вирусные субштаммы, возникшие по большей части в Европе, около двух третей случаев заболевания в городе имели европейское происхождение, а еще часть - из государств, куда вирус также попал из Европы.

Страны же, которые лучше справились с распространением Covid-19 иностранцами, либо полностью закрыли свои границы (запретив въезд для всех иностранцев и отправляя граждан на обязательный карантин), либо не закрывали их вовсе, но тщательно проверяли всех новоприбывших. Новая Зеландия запретила въезд практически для всех 19 марта, и с тех пор распространения коронавируса практически не было. Правительство премьер-министра Джасинды Ардерн забронировало огромное количество номеров в отелях у аэропортов, привезло туда медперсонал и работников общепита, тем самым превратив их в комнаты с полном самообслуживанием, где вернувшиеся новозеландцы должны были находится в течение двух недель. (Поначалу же некоторым пассажирам позволили самоизолироваться дома под надзором полиции, если смогут доказать, что у них есть соответствующие место и ресурсы). Тайвань ввел аналогичные строгие карантинные условиях, при которых все прибывающие позволяли отслеживать их точное местоположение с помощью приложений для смартфонов в течение двух недель. При этом к тем, чьи приложения показывали, что они отошли от дома, наведывалась полиция. Конечно, такие меры проще реализовывать в небольших островных странах: в Новую Зеландию после закрытия границ прибыло всего 40 тыс. граждан, а на Тайване на тот момент уже использовались технологии карантинного мониторинга, и медики уже получили соответствующий опыт во время предыдущих пандемий. Обеим странам по-прежнему удается контролировать распространение вируса: в Новой Зеландии на сегодняшний день зарегистрировано только 21 летальный случай, а на Тайване - только семь.

Другие страны достигли успеха, придерживаясь противоположного подхода - оставив границы хотя бы отчасти открытыми и позволив поэтапное возвращение сограждан, одновременно мониторя ситуацию с распространением болезни. Гонконг разрешил людям прилетать в город, но требует от них сдачи теста на Covid-19 по прибытии, после чего они восемь часов сидят в изолированном зале размером с спортзал, пока не будут получены результаты теста. В этом густонаселенном городе зафиксированы лишь четыре смерти от коронавируса.

Германии также удалось замедлить распространение вируса. После масштабной вспышки в феврале, когда многие молодые люди вернулись с лыжных курортов Италии, правительство Германии попросило граждан ограничить себя в поездках. Оно установило контрольно-пропускные пункты на некоторых участках своих границ, но не принимало распоряжение о необходимости срочно вернуться домой. Обычно загруженные совместные границы страны с Бельгией и Нидерланды оставались открытыми, а авиа- и железнодорожные компании продолжали работать. В Германии до недавнего времени наблюдалось резкое сокращение числа новых случаев, пока в стране не начали открываться школы, предприятия и рестораны. Норвегия добилась относительных успехов, придерживаясь аналогичной стратегии, закрыв 16 марта свои порты и аэропорты, но оставив открытой границу со Швецией, делая упор на массовое тестирование и отслеживание контактов. Не делая неожиданных объявлений о запретах на поездки или о закрытии границ, эти страны избежали ажиотажа, который стал бы серьезной проблемой для работников и системы здравоохранения. Как следствие, они смогли контролировать поток людей, пересекающих границу, и при необходимости помещать их в карантин.

С тех пор, как новый коронавирус покинул Китай в начале января, он доказал, что для него нет границ, что он равнодушен к жестким ограничениям или самоуверенным заявлениям, призванным остановить передвижения людей. Ни одной стране не удалось предотвратить проникновения коронавируса на свою территорию. То, что показали последние пять месяцев, - это то, о чем уже десятки лет знают эксперты по миграции и эпидемиологи: внезапное закрытие границ во время пандемии контрпродуктивно, если для изоляции и контроля неизбежного наплыва возвращающихся граждан не будут задействованы огромные ресурсы и тысячи работников.

Даже те страны, которые полностью закрыли свои границы и ввели жесткие карантинные меры для таких граждан, не думали, что одних закрытых границ будет достаточно. Они также сделали то, что администрация Трампа по-прежнему отказывается - тестирование, отслеживание и изоляцию до тех пор, пока не удастся остановить вирус. И хотя во время пандемии очень важно снизить перемещение людей, один из ключевых уроков коронакризиса заключается в том, что поспешное закрытие границ часто приводит к обратному.