Forbes: Башня Трампа в Москве, мафия и Путин
Деловые партнеры Трампа предположительно причастны к торговле людьми, связаны с мафией и, вероятно, замешаны в отмывании денег
В новом отчете Специального комитета Сената США по разведке содержится изобличающий портрет людей, которых Дональд Трамп выбрал в качестве своих партнеров для реализации потенциальных проектов в России. В их число входят лица, предположительно связанные с мафией, Владимиром Путиным и торговлей людьми, пишут в Forbes Дэн Александер и Ричард Бехар.
Эта группа являет собой незаурядный список партнеров для любого международного бизнесмена, не говоря уже о действующем президенте Соединенных Штатов.
Представители Trump Organization (Организации Трампа) не ответили на запросы о комментариях. В 2016 году юрист Trump Organization Алан Гартен утверждал, что компания проводила тщательную комплексную проверку своих внешних партнеров. "Мы проводим тщательную проверку всех, с кем ведем бизнес, — говорил он в то время Forbes. — Мы проводим проверку биографических данных на международном уровне. Мы проводим проверку биографических данных на местном уровне. Мы проверяем все доступные базы данных, которые обычно используются. Мы привлекаем сторонних специалистов, специализирующихся в этой области. И это в дополнение к рассмотрению самой сделки. Так что тщательная проверка продолжается".
Не похоже. Вот подробности о людях, связывающих Трампа с Россией.
Феликс Сатер
Трампу уже давно припекает из-за связей с Феликсом Сатером, управляющим директором фирмы Bayrock Group, которая работала с будущим президентом над потенциальными проектами в Нью-Йорке, Флориде и Аризоне. В 1995 году Сатер отбыл 15 месяцев в тюрьме за нападение. Три года спустя он признал себя виновным в рэкете в рамках связанного с мафией мошенничества с ценными бумагами. Тогда он избежал тюрьмы, сотрудничая и делясь сведениями с федералами на протяжении более десяти лет – в том числе о мафии, Северной Корее и Усаме бен Ладене.
В опубликованном во вторник докладе рассказывается о тех источниках, с которыми Сатер поддерживал тесный контакт. "Сатер начал использовать имеющуюся у него сеть, в основном в России, для установления сети контактов, включая офицеров разведки, военных и персонал военных исследовательских центров в разных странах", — говорится в отчете. — Сатер объяснил, что он контактировал "в основном с парнями из ГРУ (Главного разведывательного управления России)"".
В отчете также приводятся дополнительные сведения о характере отношений Трампа с Сатером, у которого, как выяснилось, были визитки (сотрудника) Организации Трампа и договоренность о том, что он будет получать часть доходов от определенных сделок. "Такое расположение и офисное помещение Сатера на 26-м этаже Башни Трампа всего в нескольких офисах от Трампа дало Сатеру больший доступ к Трампу, что позволило Сатеру часто видеться с Трампом и "подкидывать" ему возможности для бизнеса", — говорится в отчете. "В течение этого времени Трамп встречался с Сатером каждый день, как правило, более одного раза. В целом Сатер напомнил, что он "сотни раз" общался с Трампом за время их отношений".
Тевфик Ариф
В 2007 году New York Times опубликовала статью о прошлом Сатера, и Трамп немедленно дистанцировался от него. "Мы максимально тщательно проверяем данные руководящего персонала, — сказал тогда Трамп. — Я не очень хорошо его знал".
В показаниях, сделанных через несколько дней после публикации статьи, Трамп утверждал, что работал в основном с человеком, которого он назвал владельцем Bayrock, Тевфиком Арифом. "С кем я имел дело — так этот с г-ном Арифом", — сказал Трамп, объяснив, что Ариф прорабатывал с ним новые возможности для бизнеса в Турции, Польше, Украине и, конечно же, в России. "У г-на Арифа имелись контакты, — говорил Трамп. — Он очень интернациональный, и я уверен, что вы в этом убедитесь, если возьмете у него интервью. И у него были международные связи".
Но у Арифа также был свой багаж, который, в отличие от Сатера, еще не вызвал особого шума. В докладе во вторник Специальный комитет Сената США по разведке выдвинул ряд обвинений против Арифа: "Информация, полученная комитетом, предполагает, что он был причастен к российской организованной преступности, отмыванию денег и торговле людьми, начиная с 2000 года".
Пресс-секретарь Арифа заявила, что не может комментировать ситуацию.
В отчете есть значительные правки, что затрудняет понимание улик против Арифа. Но очевидно, что некоторые обвинения исходили от его старого партнера. "Сатер, давний деловой партнер Арифа, рассказал комитету, что, по его мнению, Ариф причастен к торговле людьми в США и других странах. По словам Сатера, Ариф привез в США "тысячи" женщин, в основном из Украины", — говорится в отчете.
Планы Трампа с Арифом в конечном итоге рухнули. "Когда я однажды увидел его, — вспоминал Трамп в показаниях 2007 года, — я сказал: "Очень жаль, что мы не заключили этих сделок". Он сказал: "Очень жаль". Потому что, если вы что-то знаете о Москве и в разных местах, рынок пробил крышу, (вырос) больше, чем в США. Я сказал ему: "Жаль, что мы не заключили эти сделки. Это были бы очень выгодные сделки".
Трамп особенно ясно дал понять, что хочет инвестировать в Россию. "Россия — одно из самых привлекательных мест в мире для инвестиций", — сказал он, добавив: "В какой-то момент мы окажемся в Москве".
Эмин и Арас Агаларовы
Трамп добрался до Москвы в 2013 году, когда российский миллиардер Арас Агаларов и его сын поп-певец Эмин устроили конкурс "Мисс Вселенная" в Crocus City Hall — контролируемом ими комплексе на окраине города.
Цифры за этим событием, согласно докладу, никак не складывались. Фирма Агаларовых потратила около $12 млн на проведение конкурса. Агаларовы заплатили $6 млн в качестве лицензионных сборов и потратили еще $6 млн на иные нужды. Взамен они получили только около $2 млн дохода, что означает, что они потеряли примерно $10 млн на мероприятии.
Трампа, который был совладельцем "Мисс Вселенная" и поэтому получил свои деньги, похоже, не волновало, что его партнеры чувствовали себя не так хорошо. "Я отлично провел выходные с тобой и твоей семьей", — написал он в Твиттере Арасу Агаларову после мероприятия, на котором выступил Эмин. "Вы проделали ФАНАТАСТИЧЕСКУЮ работу. На очереди TRUMP TOWER-MOSCOW. ЕМИН был ВАУ!". В итоге Агаларовы и Трампы занялись проектом в сфере недвижимости, но он также развалился.
Возможно, это хорошо для Трампа, учитывая, что в отчете Сената говорится о его партнерах: "Агаларовы имеют серьезные связи с российской организованной преступностью и были тесно связаны с лицами, причастными к убийствам, проституции, торговле оружием, похищениям людей, вымогательству, наркотрафику, отмыванию денег и другим важным криминальным предприятиям. Некоторые из этих действий распространились за пределы России, в том числе в США".
В отчете говорится: "Арас Агаларов также имеет значительные связи с российским правительством, в том числе с лицами, причастными к операциям влияния, целью которых были выборы в США в 2016 году. У него есть доступ к президенту Путину и близкому помощнику Путина Дмитрию Пескову".
Представитель Crocus Group, фирмы Агаларовых, не ответил на запрос о комментарии.
Ираклий Кавеладзе
Согласно докладу Роберта Мюллера о вмешательстве России в выборы 2016 года, предварительные переговоры по предложенному проекту недвижимости Трампа и Агаларова прошли через сына президента Дональда Трампа-младшего и Ираклия Кавеладзе, который работал на Араса Агаларова.
В новом сенатском отчете на основании предыдущей работы американского правительства приводятся достижения самого Кавеладзе: "Согласно отчету Счетной палаты США (GAO) за октябрь 2000 года, Кавеладзе принимал участие в ряде мероприятий в Соединенных Штатах, которые вызывают серьезную озабоченность касаемо отмывания российских денег. По данным GAO, компании, созданные Кавеладзе, учредили около 2 000 корпораций, некоторые из которых давали вымышленные имена российским брокерам. Компании Кавеладзе перевели банковские переводы на сумму более $1 млрд на 236 счетов в двух банках США, большая часть которых была затем снова переведена на счета в Восточной Европе для российских брокеров. Кавеладзе настаивал на том, что не участвовал в каких-либо правонарушениях, называя расследование GAO "охотой на ведьм"".
Георгий Рцхиладзе
Trump Organization получила предупреждения об Агаларовых от другого сотрудника, Георгия Рцхиладзе. "По словам (экс-адвоката Трампа) Майкла Коэна, — поясняется в новом отчете, — примерно во время конкурса "Мисс Вселенная-2013" в Москве его друг Георгий Рцхиладзе предупредил, что ему "наплевать на Агаларовых, он считал их гангстерами и не вел с ними дел". По словам Коэна, когда Рцхиладзе услышал, что Дональд Трамп-младший рассматривает строительный проект с Агаларовыми, Рцхиладзе снова предупредил Коэна, что Агаларовы, и особенно Арас Агаларов, "реально жесткие".
В разговоре во вторник вечером Рцхиладзе избрал более мягкий тон. "Я сказал Майклу, что Агаларовы — видные бизнесменами, но, хотя Crocus — очень успешная группа, я буду действовать осторожно, потому что вести бизнес в России бывает трудно, а ему нужно подумать, как привезти г-на Трампа в Россию", — написал Рцхиладзе в электронном письме. "Я сказал Майклу Коэну, что мой бизнес с Crocus был не таким, как я ожидал. Я никогда не употреблял слово "бандиты" по отношению к Агаларовым".
Рцхиладзе, который вел дела с Trump Organization в некогда советской республике Грузия, в конце концов выступил с другим предложением о проекте в России. Эта сделка также не состоялась, но, возможно, она связала кандидата Трампа с правительственными чиновниками в России. В отчете сената отмечается, что Рцхиладзе сообщил Коэну, что концепция проекта "доводится до сведения кабинета президента и мэра Москвы".
"Я не могу точно вспомнить, что я сказал Майклу", — написал Рцхиладзе в своем электронном письме Forbes, подчеркнув, что он продвигал идею проекта от имени одного из своих друзей в Москве. "Насколько я помню, мой друг упомянул, что застройщик готовил презентацию своего проекта для мэра Москвы, и если бы у него был товарный знак/лицензия Трампа, она была бы гораздо более впечатляющей".
"Целью Майкла было всегда иметь в Москве не меньше, чем проект башни Трампа, — добавил Рцхиладзе. — И он ожидал услышать, что проект пользуется поддержкой правительства, поскольку, похоже, был убежден, что, если проект не получит поддержки со стороны высшего правительства России, он никогда не будет реализован".
Андрей Розов
Вместо предложения Рцхиладзе Trump Organization в конечном итоге решила заключить сделку во время президентской кампании 2016 года с девелопером Андреем Розовым, который, в свою очередь, работал с Феликсом Сатером. "Я пришел к Майклу и сказал: "Майкл, у меня есть потенциальная сделка насчет башни Трампа в Москве, и мы могли бы заключить, — рассказывает Сатер в отчете Сената. — У меня хороший застройщик. Я хочу поговорить с мистером Т.". Он сказал: "Конечно". Он вернулся ко мне и сказал: "Пойдем".
Коэн, также цитируемый в отчете, добавляет свою версию истории. "После разговора с г-ном Сатером я сказал г-ну Трампу, что есть возможность построить самое высокое здание в мире в Москве", — говорит в отчете Коэн. "Он спросил меня, с кем. Я сказал ему, что предложение исходит от Феликса, и он сказал: "Ой, Феликс!" И я сказал ему: "Но вы должны понять, что Феликс в этом не партнер. Он просто представитель лицензиата. И он не участвует. И г-н Трамп сказал: "Хорошо, держите его покрепче". То есть держите его на коротком поводке".
Помимо Сатера, у Розова были свои сложности. "Объем информации предполагает, что в сети личных и профессиональных контактов Розова, вероятно, имеются некие связи с лицами, причастными к операциям по российскому влиянию", — говорится в отчете комитета.
Например, соратник Розова Стальбек Мишаков имеет обширные связи с Олегом Дерипаской, российским олигархом, который, по оценке комитета, проводит самые разные операции по влиянию для российского правительства". Попытки связаться с Розовым не увенчались успехом.
Импульс по сделке с Розовым улетучился в середине 2016 года, но Коэн не сказал Трампу, что она полностью мертва, потому что, согласно отчету Мюллера, еще оставался шанс на ее возобновление. Когда во время слушаний в Конгрессе Коэна спросили, почему компания Трампа в конце концов перестала заниматься башней в Москве, Коэн дал простой ответ: "Потому что он выиграл президентское кресло".