Фицо не сделает, только угрожает? Как выборы в Словакии могут отразиться на Украине
Победитель парламентских выборов в Словакии является противником предоставления Украине военной помощи
Прошлый уик-энд принес нам беспокойство с Запада из-за вероятного появления среди наших союзников "второго Орбана" или "третьего Трампа", поскольку победу на парламентских выборах в соседней Словакии одержал одиозный популист Роберт Фицо, лидер партии "Курс — социальная демократия" (Smer — socialna demokracia).
Собственно, SMER-SD удалось отчасти взять реванш за поражение на выборах 2020 г., и приблизиться к результату 2016 г. – партия получила 23,3% голосов избирателей. Вторую позицию имеет проевропейская "Прогрессивная Словакия" (Progresivní Slovensko, лидер – вице-спикер Европарламента Михал Шимечка), улучшившая свой результат на 11% по сравнению с 2020 г. – 17,03%. "Бронза" у партии бывшего соратника Фицо — экс-премьера Петера Пеллегрини "Голос — социальная демократия" (Hlas — социальная demokracia) — 14,96%.
Также стоит отметить еще четыре партии, преодолевшие 5% барьер, ведь они потенциально могут повлиять на ход коалициады. Итак, в парламент попали правоцентристские "Обычные люди и независимые лица" (OĽaNO), "Христианско-демократическое движение" (KDH), либеральная "Свобода и солидарность" (SASKA), а также евроскептики из "Словацкой национальной партии" (SNS).
В KDH, которая, мягко говоря, не воспринимает Роберта Фицо, после встречи с президентом Зузанной Чапутовой уже дали понять, что, скорее, уйдут в оппозицию. Впрочем, что касается других победителей выборов, то вопрос состава новой коалиции остается открытым. Будет ли это кабинет Фицо или другие партии все же сформируют коалицию без него. Внимательно следят за процессом переговоров и в Украине из-за позиции лидера SMER-SD по ряду политических вопросов, касающихся нас и Евросоюза в целом.
Левоцентристский близнец Орбана?
К фигуре Роберта Фицо приковано столько внимания из-за его заявлений во время предвыборной кампании, реципиентами которых в большинстве своем являются более консервативно настроенные избиратели из небольших населенных пунктов.
Первое. Как и остальные европейские популисты, особенно периода 2015-2016 гг., он требует нечто вроде политической эмансипации от ЕС, или же его словами — "суверенной внешней политики" и "равноправных отношений" между Евросоюзом и Соединенными Штатами. Экс-премьер отмечает также, что ЕС стал марионеткой США. И, как и венгерский премьер Виктор Орбан, распространяет теорию заговора с участием американского миллиардера Джорджа Сороса.
Второе. Фицо, опять же как и Орбан, не поддерживает предоставление Украине военной помощи, поскольку она, и здесь мы видим тождество тезисам Кремля, лишь провоцирует дальнейшую эскалацию.
Третье. Фицо не верит в деоккупацию захваченных Россией украинских территорий.
Четвертое. Он также распространяет фейки об "украинских нацистах и фашистах", которые, якобы, начали убивать "россиян на Донбассе и Луганске" в 2014 г.
К кроличьей норе
Согласитесь, понятно почему победа Фицо на выборах в Словакии вызывает встревоженность как у украинцев, так и в других странах-членах Евросоюза.
Но действительно ли на нашей западной границе, чуть севернее Венгрии, изменятся настроения поддержки украинцев в противодействии российской агрессии?
Сначала следует отметить следующую политическую тенденцию, распространенную не только в Европе, но и в других регионах планеты.
Каждый масштабный кризис, тем более экзистенциальный, создает у среднестатистического избирателя запрос на простые решения. Такие решения ради победы на выборах и власти охотно и оптом предлагают всевозможные популисты. И те, и другие заключают между собой, так сказать, общественно-политическое соглашение. Оно абсолютно поверхностное и не предполагает четкого плана разрешения кризиса благодаря тем или иным мерам; однако предоставляет популистам временный мандат доверия.
В 2015-2016 гг. Европейский Союз столкнулся с миграционным кризисом, возникшим благодаря кому? Правильно – благодаря России, которая вторглась в Сирию и начала уничтожать города и убивать людей. Действия режима Путина на Ближнем Востоке спровоцировали катастрофу, затронувшую другие уголки мира, в том числе и Европу в виде прибытия в страны ЕС сотен тысяч беженцев.
2022 г. Россия создает еще один кризис уже непосредственно в Европе – начинает полномасштабное вторжение в Украину, которые имеет еще более серьезные последствия и влияние на Евросоюз, ведь речь идет не только о беженцах, но и о мобилизации ЕС для того, чтобы помочь Украине устоять и защититься от российского нашествия.
Конечно, кампания по поддержке украинцев имеет определенные последствия для рядового гражданина стран ЕС. Некоторые из них – те, кто не предпочитают углубляться в проблему – конечно же начинают искать простые ответы, которые ему охотно предлагают популистские политические силы.
В Германии это, например, ультраправые из "Альтернативы для Германии" и ультралевые Die Linke. Обе имеют длительную историю теплых отношений с Россией. В Венгрии – выше упомянутый Виктор Орбан, который годами успешно играет роль общеевропейского провокатора и бунтаря, и сейчас тоже ретранслирует кремлевские нарративы.
В то же время нельзя уверенно утверждать, что и Орбан, и Фицо – откровенно пророссийские политики. Они не более пророссийские, чем Дональд Трамп, потому что для них война РФ для Украины, как бы то ни было цинично, является ступенькой к власти или средством ее сохранения.
Тот же Трамп уже давно оседлал лошадку изоляционизма, учитывая определенный запрос со стороны части консервативного электората из Ржавого пояса. Гарцует на нем он и сейчас, во время предвыборной кампании. В то же время, тех избирателей в США, которым все же нелегко принять факт убийства невиновных страной-агрессором, он успокаивает обещанием: "Стану президентом, закончу войну за сутки". Понятно, что это популизм. Это обещание абсолютно нереалистично, впрочем, общественно-политическое соглашение уже заключено: простые ответы предложены, детали "плана" не имеют значения.
Аналогично и в Украине сейчас распространены надежды на какие-то простые решения вроде "победим за две-три недели", которые продуцируются в той или иной вариации, но не сбываются, потому что не имеют под собой оснований. Поэтому растет разочарование, особенно у "уставших от войны", которые либо впадают в уныние и апатию, либо опять-таки цепляются за очередные простые ответы и решения.
Легко не будет
С учетом этого нового-старого тренда с запросом на популизм следует четко понимать, что впереди у нас еще не один геополитический челлендж. Не одно разочарование и еще не одно жгучее желание впасть в объятия тотальной зрады.
С другой стороны, популисты обычно "живут" недолго. Что продемонстрировала собственно Европа. Мы наблюдаем сейчас еще один политический цикл, который закончится с осознанием большинством того, что простых решений нет. Это во-первых.
Во-вторых, стремление к простым ответам не является явлением повсеместным. В частности, и в контексте поддержки Украины в ее борьбе за выживание. В контексте победы того же Фицо на выборах отметим хотя бы второе место "Прогрессивной Словакии", но, прежде всего, заверение Фицо после выборов в том, что внешнеполитический курс Братиславы меняться не будет. Конечно, он будет пытаться внести определенные коррективы, не исключено, что и касаемо поддержки Украины, однако, несмотря на это, его мандат доверия в полной мере не распространяется на прекращение поддержки украинцев словаками.
В то же время кабинет Орбана не скрывает оптимизма по поводу победы Фицо. Так, комментируя результаты выборов в Словакии хорошо известный нам министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто уже потирает руки. Восторг правительства Орбана понятен – он потенциально может получить союзника в противостоянии с "Центром", то есть с Брюсселем, прилагающим определенные усилия, чтобы нивелировать на территории ЕС такое явление, как "гибридный режим избирательной автократии", которым прошлой осенью Европарламент назвал правительство Орбана из-за наступления на права и свободы, и на демократические ценности.
С другой стороны, Венгрия при Орбане остается членом Европейского Союза, а следовательно, по действующим процедурам (именно поэтому, в частности, все чаще мы слышим о реформировании ЕС) имеет право голоса в общеевропейских решениях. Фактически ведет себя как Россия в Совбезе ООН, используя право вето.
И сейчас Брюссель оказался в сложном положении, поскольку требует увеличения бюджета ЕС на 66 млрд евро, 55 млрд из которых предусмотрены в поддержку Украины. В то же время правительство Орбана обещало блокировать любое увеличение бюджета, если Брюссель не разморозит хотя бы 13 млрд евро, которые Венгрия не получила из-за того же наступления на права и свободы в стране.
По информации британской Financial Times, Еврокомиссия все может разморозить эти средства для разблокирования Будапештом возможности для дальнейшей поддержки Украины.
В этой ситуации, с одной стороны, это плюс для нас. С другой же, Орбан фактически одержит политическую победу над Брюсселем, а заодно и стимул для дальнейшего выкручивания рук Старой Европе. Тем более если правительство в соседней Словакии возглавит популист Роберт Фицо.
Итак, очевидно, да, мы можем иметь определенные сложности в диалоге с правительством Фицо, если он еще его сформирует. Однако скорее стоит ожидать обострения политического противостояния между "новой" и "старой" Европами. Как и 7-8 лет назад. Ничего нового. Хотя все же существуют определенные риски для нормального функционирования ЕС, где 6-9 июня пройдут выборы в Европейский парламент.